В 2007 году это дошкольное учреждение стало победителем первого городского конкурса, организованного Департаментом образования, - «Детский сад будущего».

Руководитель детского сада - Маргарита Селис, почетный работник образования РФ, лауреат Премии мэрии Москвы в области образования - опытный, творческий, умный, высококвалифицированный руководитель, сумела создать хороший, стабильный коллектив единомышленников, педагогов-профессионалов, любящих детей и знающих свое дело. Маргарита Андреевна одна из первых в округе создала социально-педагогическую службу, которая осуществляет коррекционно-развивающую и диагностическую работу с детьми, семьями и воспитателями по интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Педагогический коллектив в тесном контакте с научными организациями и родительской общественностью создал уникальную инновационную модель дошкольного образовательного учреждения. В детском саду открыты и успешно работают практически все (из существующих в настоящее время) новые формы организации дошкольного образования, создана целостная предметно-развивающая среда, отвечающая индивидуальным потребностям каждого воспитанника.

Созданная инновационная модель дошкольного образовательного учреждения позволила находиться в коллективе сверстников и развиваться детям, ранее считавшимся необучаемыми. Не секрет, что в последние годы отмечается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей процесс социализации - одно из важных условий формирования и развития личности. Педагоги Ресурсного центра «Я и мир» выстраивают учебный процесс, погружая ребенка (в том числе с особыми потребностями) не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими сверстниками и взрослыми.

Проблемы, поднятые данным Ресурсным центром, важны и актуальны в современном мире. И мы очень рады, что к каждому Ресурсному центру пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы» в сетевое взаимодействие входят другие дошкольные учреждения округа. Такое объединение детских садов позволяет вести углубленную работу по каждой проблеме и, безусловно, оказывает положительное влияние на повышение качества дошкольного образования, а также способствует повышению рейтинга и популярности дошкольных образовательных учреждений среди родителей, посещающих и желающих отдать своего ребенка в детский сад. Цель методической службы - стимулировать участие большего количества дошкольных учреждений округа в реализации пилотного проекта между Департаментом образования и ЮНЕСКО.

Нина МИНЬКО, начальник Южного окружного управления образования:

- Ребенок и общество... Эта проблема была актуальна и значима во все времена.

В современных социально-экономических условиях актуальность этой проблемы возрастает.

Какими станут наши дети в будущем? От этого во многом зависит состояние общества.

Известно, что определяющее значение для формирования личности ребенка имеет первый социальный опыт, который ребенок получает в семье и в условиях дошкольных образовательных учреждений. К сожалению, в настоящее время по разным причинам не все дети дошкольного возраста имеют возможность посещать детский сад. Поэтому сегодня одной из актуальных проблем системы образования стало создание оптимальных условий для гармоничного развития детей, вхождения их в общество, повышения их социальной компетентности.

Южное окружное управление образования гордится тем, что многолетний опыт инновационной работы позволил детскому саду нашего округа одному из первых в Москве создать инновационную модель дошкольного образовательного учреждения. Предложенная детским садом модель позволяет создать условия для получения каждым ребенком дошкольного возраста первого положительного опыта социализации; успешно адаптировать к жизни в социуме большое количество детей, имеющих проблемы в развитии; дает возможность войти в современное общество; обеспечивает успешную самореализацию детей, помогает стать полноценной, гармонично развитой личностью. По сути, сегодня в этом дошкольном учреждении рождается новое общество, обращенное лицом к каждому.

Нам приятно, что детскому саду №26 выпала честь стать Ресурсным центром «Я и мир» пилотного проекта Департамента образования и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».

Проблема, на решение которой направлена работа Ресурсного центра «Я и мир», волнует многих педагогов. Проведение семинаров, мастер-классов, конференций, публикация материалов из опыта работы педагогов Ресурсного центра «Я и мир» позволили объединить вокруг Ресурсного центра не только большое количество детских садов округа, но и города. И мы надеемся, что совместная работа педагогов дошкольных образовательных учреждений Москвы позволит воспитать поколение любознательных и добрых, отзывчивых и трудолюбивых детей, позволит каждому ребенку стать счастливым.

Игорь ДРАГИН, глава управы Чертаново Южное:

- В Год равных возможностей на базе детских садов нашего района открылись лекотеки. Мы увидели значимость этой формы работы на примере наиболее успешно работающего в этом направлении Центра развития ребенка №26. Родители приводят сюда детей с серьезными заболеваниями - ДЦП, аутизмом, болезнью Дауна, задержкой психического развития, различными формами расстройства нервной системы, с которыми раньше ребенок не мог посещать дошкольное учреждение. Здесь они получают возможность коррекции психического и физического развития, с ними занимаются воспитатели, психологи, дефектологи, массажисты, инструкторы ЛФК, логопеды, что немаловажно. Мама имеет возможность посещать занятия вместе с ребенком, получать квалифицированную помощь и поддержку.

В настоящее время подобные направления работы считаются приоритетными и поддерживаются международной организацией ЮНЕСКО, вот почему на базе Центра развития ребенка №26 был организован ресурсный Центр «Я и мир», основное направление работы которого - проблемы ранней успешной социализации. Сейчас вокруг этого ресурсного Центра объединилось много дошкольных учреждений города Москвы. Их совместная работа способствует более активному изучению, разработке и внедрению передового педагогического опыта.

Работа с детьми-инвалидами - только одно из направлений обширной деятельности Центра развития ребенка - детского сада №26. Постоянные усилия педагогического коллектива, направленные на обеспечение успешной ранней социализации детей, включение их в активные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, формирование у них подлинно человеческих форм поведения в обществе, помогают каждому ребенку по-настоящему раскрыться как личности, получить возможность для творческой самореализации. Родители видят, что их малышам в детском саду нравится, им там интересно, весело, эмоционально комфортно.

Кроме того, в детском саду №26 ведется большая работа по приобщению детей к народной культуре. Это способствует тому, что дети с самого раннего возраста чувствуют себя сопричастными к культуре и истории своей Родины и растут подлинными гражданами своей страны.

Валентина КЛЕНЯЕВА, начальник отдела дошкольных образовательных учреждений Южного округа:

- Система дошкольного образования города Москвы сегодня по праву признана мировым сообществом одной из лучших. Свидетельство этого - решение ЮНЕСКО о проведении в сентябре 2010 года в Москве Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста. В столицу приедут делегаты из 194 стран. Конференция позволит скоординировать политику государств в области дошкольного образования. 12 дошкольных образовательных учреждений Южного округа будут принимать гостей. Для нас это большая честь и большая ответственность.

В настоящее время в Южном округе открыты и успешно работают 39 (127 детей) семейных детских садов; 200 (2200 детей) различных групп кратковременного пребывания - «Учусь плавать», «Играя, обучаюсь», адаптационные группы развития, «Особый ребенок»; 45 (1080 детей) центров игровой поддержки; 7 (84 детей) служб ранней помощи; 15 (180 детей) лекотек.

В округе уделяется большое внимание проблемам обеспечения равных стартовых возможностей детям при поступлении в школу (в 2009 году разными формами дошкольного образования были охвачены 97% детей в возрасте от 5 до 7 лет), сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Выстраиваемая в округе система оздоровительной профилактической работы направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, использование традиционных и нетрадиционных методов закаливания и оздоровления. Для оздоровления дошкольников и помощи детям с ограниченными возможностями здоровья создана сеть дошкольных образовательных учреждений с группами компенсирующей направленности. Особое внимание уделяется детям, имеющим ограниченные возможности здоровья. С этой целью в округе разрабатывается система инклюзивного образования в условиях интеграции.

В Центре развития ребенка - детском саду №26, на базе которого создан Ресурсный центр «Я и мир», благодаря накопленному богатому опыту экспериментальной и инновационной деятельности разрабатывается одна из важнейших проблем дошкольного образования - создание условий для получения каждым ребенком первого положительного опыта социализации. Не секрет, что от первого социального опыта (положительного или отрицательного) во многом зависит дальнейшая судьба ребенка. Именно поэтому работе этого Ресурсного центра мы придаем особое значение.

Педагогический коллектив этого учреждения стал первопроходцем в решении многих проблем, стоящих сегодня перед дошкольным образованием округа и города.

В Центре развития ребенка помимо возрастных групп открыты четыре лекотеки (руководители Е.Морина и Е.Дрождина), Центр игровой поддержки (руководитель М.Гонтаревская), консультативный пункт (старший воспитатель М.Архипова), группы кратковременного пребывания различной направленности, инклюзивные группы. Благодаря созданной в Центре развития ребенка №26 инновационной модели дошкольного образовательного учреждения многие семьи округа, имеющие детей дошкольного возраста, получили профессиональную поддержку и возможность развивать своего ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями, семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, получили еще и надежду и определенную уверенность в завтрашнем дне...

Работа, которую проводят педагоги РЦ с детьми, имеющими проблемы в развитии, позволяет в значительной степени компенсировать эти недостатки и послужить моделью решения этой крайне важной проблемы. Тем более что подход, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и воспитываются вместе со своими сверстниками, признан приоритетным в Конвенции ООН о правах ребенка и зафиксирован во Всеобщей декларации прав человека.

Проблема социального развития детей дошкольного возраста актуальна сегодня для многих педагогических коллективов детских садов. И не случайно, что вокруг Ресурсного центра «Я и мир» объединились более 30 дошкольных образовательных учреждений из разных округов Москвы. Педагогов столицы волнуют многие проблемы, связанные с социальным развитием малышей: условия, необходимые для успешной социализации в семье и детском саду; социализация детей в игре и детских видах деятельности; социализация детей дошкольного возраста в условиях новых форм организации дошкольного образования, социализация детей-сирот в условиях детского сада и семьи...

Замечательно, что работу Ресурсного центра и взаимодействие детских садов, объединившихся вокруг него, курирует наука (научный руководитель Ресурсного центра «Я и мир» - Ирина Качанова, кандидат педагогических наук, заместитель директора по науке Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца). Мы надеемся, что наукоемкие технологии, методики помогут педагогам многих дошкольных образовательных учреждений округа и города вырастить поколение детей добрых и любознательных, веселых и внимательных, чутких и отважных.