Тема «Человек - дитя природы и член общества»

Многие из вас читали сказку Р. Киплинга про смелого индийского мальчика Маугли. Его в детстве украли волки и воспитали в своей стае. Маугли вырос сильным, как волк, и умным, как человек. Это очень интересная и мудрая сказка.

Но мало кто знает, что в основу этой сказки положены настоящие события. Издавна известны случаи, когда дикие животные по-настоящему уносили детей в лес, в джунгли. Иногда, спустя годы, этих детей находили. И что же обнаруживалось? Увы, в жизни дети, которые попали «на воспитание» к диким зверям, сами становились дикими зверями. И ничего человеческого в них не оставалось. Почему?

Главная причина - та, что человек не может стать человеком, если он не живет среди людей. Ему для человеческого воспитания нужно общество. Без общества, без общения с людьми (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестренками, братишками и др.), без человеческого воспитания и обучения человеческий детеныш вырастает маленьким зверьком.

На нашем земном шаре есть две основные области - природа (живая и неживая) и общество.

Растения, животные, горы, воздух, вода - это природа. Когда-то совсем дикая, а теперь все более «приручаемая» человеком. И сам человек - продукт природы. Он из нее вышел. Он - дитя природы. Но, к сожалению, он нередко забывает об этом и вместо того, чтобы беречь природу, относится к ней, как к чему-то чуждому себе: ломает кусты и ветки деревьев, вытаптывает траву, засоряет леса и водоемы... В результате живой природы становится все меньше. А от этого страдает сам человек. Ему не хватает чистого воздуха, воды, той красоты природы, которую невозможно оценить в рублях, но без которой он беднеет душой.

А все люди составляют общество. Их отношения в обществе, между собой называются общественными (или социальными).

Человек потому и достиг такого могущества, что он вырвался из природы и стал частью общества. Но в нем осталось много природного: потребность в пище, свежем воздухе, тепле, продолжении рода...

С помощью общества, в труде он развил свой мозг, свой язык (вспомните, о чем читали на прошлом уроке). Его чувства стали тонкими, сложными. Он научился жалеть, плакать, радоваться за других, мечтать. Он стал настоящим человеком. Он стал способен к труду, к творчеству.

Таким человек и остался до сих пор. По словам французского ученого Паскаля - «мыслящим тростником»: с одной стороны, частью природы, а с другой - общества.

Человек, который живет в обществе, всегда что-то делает. Дел у него много. Главное его дело - труд. Самый интересный труд - творческий.

А чтобы хорошо трудиться, в первую очередь нужно получить полноценное образование. Учение - второе важнейшее дело человека.

Давно известно: человеку в одиночку не прожить. Люди постоянно общаются друг с другом. Круг общения нормального человека немал: родственники, товарищи по классу и школе, товарищи по двору, новые знакомые в кружках, спортивных секциях. Общение - излюбленное занятие людей.

Все люди, без исключения, любят играть. Некоторые делают это в течение всей жизни - например, артисты, спортсмены. Другие играют от случая к случаю: в шахматы, теннис, домино... Игра так же любима ими, как и артистами, спортсменами. Но при этом самые умные из них следуют русской поговорке: «Делу - время, потехе - час».

Проверьте, как вы запомнили:

1. Какова история Маугли - героя сказки Р. Киплинга?

2. Что на самом деле происходило с детьми, когда они попадали к диким зверям?

3. Что относится к природе?

4. Почему надо беречь природу?

5. Когда люди живут вместе, это называется...

6. Может ли животное (медведь, волк, лошадь, корова) работать так же, как человек?

7. Каковы самые важные дела в жизни человека?

Вы знаете сказку о Маугли. Попробуем описать его как человека. В этом нам поможет «солнышко». В каждом его лучике - какое-то качество человека. Нам останется только выбрать нужные качества.

(Рисунок «солнца», у которого вместо лучей - такие слова, как: смелый, сильный, слабый, быстрый, умный, глупый, заботливый, дружелюбный, драчливый, трусливый).

Прочитайте, перескажите, обсудите

Собака и волк

Встретились однажды возле леса собака и волк. Ощерились друг на друга, но драться не решились: шкуру жалко да и голодные были. И тут на дорогу вышла овца. Наверно, заблудилась бедная, отбившись от стада.

Волк и говорит собаке: «Вместо того чтобы драться, давай мирно съедим овечку. И тебе, и мне мяса достанется вдоволь».

Собака немного подумала и ответила: «Э-э, нет. Не дам я тебе овечку есть. Отгоню-ка я ее в деревню хозяевам».

«Вот и глупо, - стал уговаривать ее волк. - Я же вижу, что и тебе хочется ее растерзать и наесться вдоволь. Не сдерживай себя. Делай, как тебе хочется!»

На это собака сказала: «Не можешь ты меня понять, лесной житель. Для тебя твое желание - все! Если ты голоден, рвешь и кромсаешь все что ни попадя. А я живу среди людей. Никто мне не позволит вести себя так, как ты. Я должна придерживаться правил».

«Ну и останешься ты голодной со своими правилами!» - в сердцах рявкнул волк.

«А вот и нет, - возразила собака. - Пригоню я овечку, а хозяева не только погладят меня, но и накормят как следует. И им будет хорошо, и мне. Так живут среди людей. И мне это нравится».

И собака погнала овечку в деревню. А волк остался на поляне и долго обдумывал то, что сказала ему собака.

К рисункам:

(Поместите каждого из персонажей в соответствующую обстановку: офицера - в строй солдат, ученика - за парту, заключенного - в камеру и т.д.).

Придумайте слова, родственные словам «природа, общество».

Закончите рассказ

Шел мальчик по пустынной дороге. Вдруг видит: стоит небольшая тележка, а на ней - десяток клеток с певчими птицами - щеглами, канарейками, дроздами. Мальчик подошел к тележке...

Сценка

Разыгрывается в ролях любой эпизод из сказки Р. Киплинга о Маугли.

Консультации

Возможные вопросы к консультанту:

Домашние животные - только часть природы или также и часть общества?

Где более жестокие отношения - в природе или в обществе?

Почему попугай только повторяет человеческие слова, но не может научиться самостоятельно разговаривать?

Тема «Что такое человеческое «Я»?

Существует латинское выражение «Alter ego» (альтер эго), что в переводе на русский означает «второе «Я». Что значит - «второе «Я»? А где первое? Может быть, начать с того, что такое «Я» вообще?

Рис. с юмором. Мальчик, а рядом пунктиром его двойник.

...Вот перед вами человек. Он среднего роста или высокий. Белокурый или черноволосый. Голубоглазый или кареглазый. Широкоплечий или не очень. Полный или худой. Хорошо или «так себе» одет. Все это вы сразу же замечаете. Потому что это - внешние признаки человека.

А что он собой представляет «внутри»?

«Внутри» у него еще больше разных качеств.

...Идут двое мальчиков по улице. И видят, что мальчик-хулиган пристает к девочке: оскорбляет ее, говорит грубые слова. Один испуганно прижимается к забору, а другой бросается защищать девочку...

Узнав об этой истории, мы уже можем сказать, что второй мальчик смел, справедлив, решителен. Он не может спокойно смотреть, как издеваются над другим человеком. Скорее всего и дальше он будет защищать слабых, обиженных. Это основа его внутреннего мира, его «Я».

А первый мальчик? Он труслив («осторожен»). Нерешителен. Помощи от него в опасную минуту не жди. Таков его внутренний мир, его «Я».

Значит, человеческое «Я» - это то, что есть «внутри» человека и что отличает его от других людей.

Узнать, что собой представляет «Я» того или иного человека, очень трудно. Для этого нужен большой жизненный опыт, много знаний. А еще помогает разобраться в человеческом «Я» такая наука, как психология. Каждый человек должен быть хоть немного, но психологом. Чтобы не ошибиться в оценке людей.

Проверьте, как вы запомнили:

1. Что такое «альтер эго»?

2. Что такое человеческое «Я»?

3. Что помогает узнать человеческое «Я»?

Прочитайте, перескажите, обсудите

Кто держит нос кверху

Спросил мальчик отца: «Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнется к земле, а другой - торчмя торчит?»

«Который колос полон, - отвечал отец, - тот к земле гнется; а который пустой, тот и торчит кверху».

К.Д.Ушинский

Трусливый Ваня

Замесила мать Вани тесто в кастрюле и поставила киснуть, а сама ушла к соседке.

В сумерках пришел Ваня домой, окликнул - никого дома нет. Вдруг слышит - кто-то пыхтит (это тесто подходило, выпуская пузыри воздуха). «Видно, домовой!» - подумал Ванюша. Он затрясся от страха и пустился бежать. Впопыхах наступил на совок, тот ударил его по ноге. «Ай, помогите, помогите!» - еще громче закричал Ваня. У него развязались шнурки от ботинок, один застрял в щели между дверью и косяком. Ванюша дернул и со всего маху растянулся на полу. «Ай, спасите, помогите, - кричал он, - держит меня домовой, не отпускает!»

На крик прибежала мама, она успокоила Ваню. Но потом они долго смеялись над тем, как Ваня испугался теста в кастрюле, совка на полу и шнурка на своей ноге.

По К.Д.Ушинскому

Расскажите, что изображено на рисунках

(Выразительные сцены, из которых ясен характер их участников).

С помощью «солнышка» попробуем рассказать о себе.

(Такое же «солнышко», как и во втором сказе, но «лучи» следующие: дисциплинированность, шаловливость, аккуратность, непоседливость, усидчивость, дружелюбие, верность, ветреность, сообразительность, тугодумие).

Придумайте слова, родственные словам «человек, мир».

Закончите рассказ

На площадке для игр веселились дети. Лишь одна девочка стояла в стороне и не принимала участие в общей игре. Я подошел к ней и спросил: «Может быть, с тобой что-то случилось? Могу я тебе помочь?» Она внимательно посмотрела на меня и спросила: «Почему ты думаешь, что со мной что-то случилось?» Я подумал и ответил...

Кто что делает

Шофер -

учитель -

повар -

тракторист -

ученик -

президент -

милиционер -

дворник -

...

Игра

На приеме у психолога. Задача последнего - объяснить, почему с теми, кто пришел на прием, случились те или иные затруднения. Для этого он задает пациентам множество вопросов.

Среди пришедших на прием:

- тот, кто поссорился с хорошим другом;

- тот, кто очень хочет завести собаку, но родители не разрешают;

- тот, кто боится темноты;

- тот, кто потерял книгу, взятую почитать у товарища, и др.

Консультации

Возможные вопросы:

Как мы понимаем выражение: «Чужая душа - потемки»?

Можно ли воспитать свое «Я»?

Когда люди дружат, что делают их «Я»? и др.

Тема «Во что человек верит,

что знает, что умеет?»

Кто ты такой? - иногда слышит человек обращенный к нему вопрос. И чем старше он становится, тем труднее ему на этот вопрос ответить. Ведь этот вопрос связан со способностью оценить себя самому. А это не так-то просто.

Да и стоит ли себя оценивать? На этот вопрос каждый отвечает самостоятельно. Но при этом нужно помнить, что правильное мнение о себе - важное условие успеха в жизни. Возможности прожить ее интересно, с толком.

И вот вы решили «разобраться» в своем внутреннем мире. «Кто я такой (такая)? Какой (какая) я по-настоящему? Что я собой представляю?» - интересует вас.

Давайте учиться познавать себя. Для этого нужно всего лишь ответить на несколько вопросов (при этом постарайтесь сначала сами ответить, а уже потом читайте «подсказку»).

Первый вопрос: Во что я верю?

Это очень важный вопрос. Мы вернемся к нему попозже. Бывает так, что человек вообще ни во что не верит. Это совсем плохо. Но обычно мы во что-то верим: в Бога, добро, маму, папу, любовь, людей, будущее нашей Родины и т.д. Некоторые верят в силу денег, «связей», оружия, власти. Кому что! Лучше, если ты веришь в то, что выделено нами, - не так ли?

Второй вопрос: Что я знаю и что умею делать?

Сейчас время знаний, время умелых людей. Образование - самый ценный, самый дорогой «товар». Человек, который много знает и много умеет, ценится очень высоко. Неплохо, если он к тому же и «умеет говорить», то есть говорит правильно, связно, ясно выражает свои мысли. Но знания и умения не всегда делают человека хорошим.

Третий вопрос: Что делаю, как веду себя?

Этот вопрос - самый точный. Иногда достаточно одного этого вопроса, чтобы понять, что ты за человек. Потому что в деле, в поступках - весь человек. Он может обманывать на словах, но в поступках обмануть очень трудно.

Четвертый вопрос: Кем хочу быть?

Обычно об этом задумываются ближе к окончанию школы. Но многие ясно видят свое будущее уже в счастливые детские годы. Один мечтает быть моряком, другая - врачом, третий - дипломатом, четвертая - моделью, пятый - столяром-краснодеревщиком, шестой - шофером, седьмая - хозяйкой собственного коммерческого дела...

Сложив все ответы, вы легко получите свой собственный «внутренний портрет».

Проверьте, что вы запомнили:

1. Зачем нужно себя самим оценивать?

2. На какие вопросы должен ответить человек, познающий самого себя?

3. Попробуйте самим себе задать вопросы: во что вы верите? Что вы знаете, что умеете? Что вы делаете, как вы ведете себя? Кем хотите быть?

Расскажите, что изображено на рисунках:

(Женщина на коленях, молится; человек с плакатом на демонстрации, на плакате: «За справедливость!»; в восточной стране подданные на коленях перед султаном (шахом); дети около мамы; жених и невеста в соответствующих одеяниях и др.).

Придумайте слова, родственные словам «вера, образ, профессия».

Как называется профессия

того, кто составляет программы для компьютеров, -

той, кто шьет, -

того, кто защищает людей в суде, -

той, кто танцует на сцене, -

того, кто защищает Родину, -

той, кто лечит, -

той, кто продает билеты в кино, -

того, кто пишет стихотворения, -

Игра

Игра называется «Рассказы о профессиях». Участники выбирают себе профессию и готовят рассказ о ней. Сама игра проходит в форме «Встречи с молодежью». Каждый представитель какой-либо профессии старается рассказать о ней увлекательно, интересно, так, чтобы слушателям захотелось работать в этой области.

Вопросы: может ли человек познать самого себя? Что значит, со стороны виднее?