Россия, реформируя свою экономическую систему, остро нуждается в инициативных и предприимчивых людях, а ее население - в повышении правовой потребительской культуры. Не случайно олимпиада привлекла внимание высших представителей власти. Подготовка, выявление и поддержка ранних талантов в этой сфере нашей жизни является актуальным и важным государственным делом. Это понимают и законодательные органы, и в администрации Президента РФ, и исполнительная власть.

От имени высшего законодательного органа страны своих будущих коллег и потенциальных сторонников политической партии «Развитие предпринимательства» приветствовал депутат Государственной Думы Иван Грачев. Он выразил надежду, что «первые шаги на пути к вершинам экономики и собственного бизнеса будут уверенными, осознанными и твердыми, несмотря на ту непростую ситуацию, в которой находится экономика нашей страны сегодня».

В адрес олимпиады направил обращение полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко. Он искренне пожелал, чтобы «встреча в Москве была плодотворной и памятной». В послании внимание юных россиян обращалось на новое содержание такого важного понятия, как патриотизм. Любить Россию сегодня - это значит учиться работать во имя Родины, осваивать новейшие технологии, видеть новые перспективы государства на пути их достижения.

Организаторы и участники олимпиады получили приветствие руководителя Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) И.Южанова, в котором, в частности, отмечено, что «Россия уверенно идет по демократическому пути. Построение правового государства - одна из наиболее важных задач, стоящих сегодня. Но мало иметь хорошие законы. Самое важное - научить граждан уважать законы, уважать свои права и права других людей, уметь защищать их». Министр подчеркнул, что олимпиады собирают «людей, не просто получивших определенные знания, не просто победителей республиканских, краевых и областных олимпиад». Это энтузиасты, люди увлеченные. Не каждый участник сможет занять первое место, говорится в приветствии, но, несмотря на это, каждый станет победителем, поскольку приобретет новые знания, новых друзей. «А это - самое главное».

Размах освоения основ

Заключительный этап олимпиады по основам потребительских знаний проходил 4-8 апреля в Институте искусств и информационных технологий. Сам институт молод, он открылся в 2002 г. и поддержал новаторское направление в школьной жизни, предоставив в аренду свой учебный и жилищный фонд. О размахе освоения основ предпринимательской деятельности и потребительских знаний узнаешь из оригинально оформленных проспектов деловой папки. И даже для ее обложки дизайнеры нашли удачное решение. Она красочна и информативна. Из сине-голубых космических высот как бы проступают неограниченные просторы России, на которых точками нанесены географические пункты, направившие на олимпиаду своих посланцев. Начиная с городов Дальнего Востока: Владивостока и Хабаровска. Далее, если следовать за восходом солнца, школьники приехали из Сибири: Красноярска, Кемерова, Томска, Новосибирска, Омска. Если идти по краю ойкумены, то и на полуострове Ямал, и за Полярным кругом - в Мурманске тоже активно осваивают основы потребительской культуры, так же как и в Ханты-Мансийском автономном округе. Если знакомиться с географией участников олимпиады в алфавитном порядке, то за северным древнейшим городом страны Архангельском (1584 г.) следует маленький городок Бердск (1944 г.) Новосибирской области. За центром крупного сельскохозяйственного края Ставрополем идет Старый Оскол на Белгородчине, известный добычей железной руды и электрометаллургическим комбинатом. В решении олимпийских заданий конкурировали питерцы, москвичи, волжане и их сверстники из южных районов страны: Краснодара, Ростова. Школьники уральских городов встретились с учениками из городов кавказского массива. Из Казани приехала целая команда из трех человек. Густо легли точки на виртуально воображаемой карте Русской равнины, откуда большинство участников олимпиады: новгородцы, вологжане, костромичи, калужане, белгородцы, воронежцы, липчане, тверяки. Не могли не поддержать славу своих земляков туляки и нижегородцы. Знаменитый Левша, как известно, блоху аглицкую с сотоварищами подковал, а Нижний Новгород издревле славится своими ярмарками.

Воочию убеждаешься, что молодая поросль повсеместно накачивает «интеллектуальные и юридические мускулы», чтобы участвовать в серьезном строительстве нового экономического порядка.

Победителей региональных олимпиад почти из 50 административно-территориальных единиц Российской Федерации и более 60 городов разместили в семиэтажном комплексе, предоставив им современные классы для проведения соревнований, уютные места в гостиничном комплексе с комфортабельными номерами, трехразовое питание в институтской столовой и интересную культурную программу. Разработку теоретических и экспериментально-практических заданий для проведения финишных соревнований обеспечили ученые Государственного университета Высшая Школа Экономики (ГУ-ВШЭ), специалисты Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (МАП), Тульского регионального центра экономического образования и автономной некоммерческой организации «Молодежный центр «Эласт»».

Финансирование заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, оплату проезда участников и их сопровождающих взяли на себя органы управления образованием субъектов РФ при участии большого числа спонсоров, список которых насчитывает 18 названий. В их числе генеральный спонсор олимпиады - компания «PROCTER&GAMBLE». Участники олимпиады благодарят также АДТ Проект, Автолайн, Агропромышленный комплекс «Агрос», холдинг BALTIC BEVERAGES, компанию «Вимм-Билль-Данн», издательство «Вита-Пресс», CANON NORTH EAST OY, Консультант-Плюс, LG ELECTRONICS, MARI KEY, Пепси Болдинг групп России, Промышленную группу «Петросоюз», SONY, Тюменскую нефтяную компанию. Совместными усилиями они обеспечили интеллектуальное и культурное мероприятие, которое надолго сохранится в памяти участников заключительного тура.

Перед собравшимися выступили: Сергей Баткаев - начальник Управления по защите прав потребителей (МАП), Лев Любимов - первый проректор Государственного университета - Высшая Школа Экономики (ГУ-ВШЭ), Борис Мишин - главный специалист Министерства образования РФ.

В своем выступлении представитель МАП напомнил, что мы все являемся потребителями и каждый из нас постоянно контактирует с продавцом какого-то товара или услуги. Общепризнано, что в случае конфликта, где в большинстве случаев продавец - профессионал, а покупатель - дилетант, встреча заканчивается в пользу первого. Но не все так безнадежно. Многое здесь зависит и от самого потребителя, и от органов его защиты. Функции защиты прав граждан в целом возложены, как известно, на такие органы общей компетенции, как милиция, суд, прокуратура. Но нарушенные права потребителей защищают еще и органы специальной компетенции. К таковым относятся федеральные и местные органы по защите прав потребителей. Среди федеральных органов функционирует и Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а на местном уровне - 89 территориальных управлений, расположенных в областных и краевых центрах.

Сергей Рафикович не скрывал своей заинтересованности в повышении юридической грамотности населения и распространении потребительских знаний среди школьников. Поэтому Министерство по антимонопольной политике выступило с инициативой проведения олимпиад в этой области знаний. И эта была первая. Она продемонстрировала большой интерес школьников к этой области знаний и эффективность такой формы их распространения, как олимпиада. В заключение своего выступления С.Баткаев пожелал успехов участникам данной олимпиады и дальнейшего развития олимпийского движения в новой для школы отрасли знаний.

Имя Льва Любимова широко известно не только вузовской, но и школьной аудитории. Благодаря и его учебнику «Основы экономических знаний» в соавторстве с Н.Раневой, и постоянным связям с российским учительством. Неизменный интерес вызывает у слушателей каждое выступление Льва Львовича. На этот раз он раскрыл подрастающему поколению его «историческое предназначение»: «...Вам не досталось благоустроенное отечество. Напротив, Вам и именно Вам предстоит благоустроить его». И разъяснил, что наше сегодня и завтра зависит от экономиста и предпринимателя. «Один изучает, исследует и учит, а другой делает. ...От того, как у них обоих получится, зависит наша сегодняшняя и завтрашняя жизнь». И призвал олимпийцев: «Дерзайте и творите!».

В выступлении главного специалиста Министерства образования Бориса Мишина особое оживление и вопросы вызвал ведомственный Закон «Об образовании» № 3266-1. Согласно ему победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения по направлениям, соответствующим профилю олимпиады. Аудитория хотела услышать подробные детали порядка поступления, определенного Правительством РФ. Без сомнения, такой закон подогревает интерес к олимпийскому движению в образовательной среде. Это сделано как бы с целью восстановления справедливости, которая нарушается единым экзаменом, вводимым в 48 регионах РФ. Он оставляет за бортом талантливых учеников, и это, по словам Бориса Ивановича, не является секретом, но жизнь вносит свои коррективы. В частности, пример данной олимпиады.

Выслушав пожелания удач и побед от президиума и наставников, юные олимпийцы отправились в аудитории. Им предстояло помериться силами в четырех видах заданий: решение экономических задач, в письменных ответах на вопросы тестов по экономике и по защите прав потребителей, а также разобраться в ситуационных задачах по защите прав потребителей.

И вот настал волнующий момент. Головы склонились над заданиями. Восхождение на Олимп начали 125 участников.

«Круглый стол»

Пока учащиеся внимательно вчитываются в задания и ломают головы над ответами, их наставники собрались за «круглым столом», чтобы обсудить насущные проблемы преподавания потребительских знаний. Председательствовала за «круглым столом» начальник отдела Управления по защите прав потребителей Министерства по антимонопольной политике Галина Трусова. Она напомнила, что Закону «О защите прав потребителей» - 11 лет. В течение этого периода над его претворением в жизнь работают федеральные, муниципальные органы министерства, а также общественное движение. В частности, Галина Николаевна рассказала о том, как возглавляемый ею отдел участвует в пропаганде потребительских знаний. Например, для данной олимпиады сотрудницами отдела разработаны практические задания, и после завершения испытаний одна из них - Юлия Агеева проведет разбор ситуационных задач по потребительским знаниям с преподавателями, а затем и учащимися. Отдел обращается и к заграничному опыту. Так, был изучен опыт Германии, в которой создана национальная ИНФОТЕКА, насчитывающая 58 тематических папок, где в виде брошюр собраны случаи нарушения прав потребителей в разных областях.

Новое для нашего слуха слово ИНФОТЕКА означает информационный источник, систематизировавший житейские случаи, их юридический анализ и рекомендации по защите прав. Создание и актуализация такой библиотеки направлены на обеспечение основного права потребителя - права на информацию. Отдел адаптирует германский опыт и работает над созданием отечественного аналога. Галина Николаевна обратилась с просьбой ко всем присутствующим присылать поучительные случаи, чтобы ускорить процесс формирования библиотеки подобного направления. Было высказано пожелание подключить «Учительскую газету», чтобы она публиковала конкретные случаи нарушения прав потребителей в России, их юридический анализ и рекомендации по защите этих прав. Подобные публикации способствовали бы реализации программы потребительского образования, которая была развернута в стране в 1996 году.

Зашел разговор и об учебной и методической литературе. Известен учебник брянских авторов. От имени авторского коллектива «Основы потребительской культуры» представила на «круглом столе» Татьяна Степченко. Она не только принимала участие в написании учебника, но и сама преподает этот курс в лицее Брянска с 1996 г. За эти годы курс расширялся, углублялись межпредметные связи с литературой, химией, совершенствовалась методика преподавания курса. Накопленный материал позволил сформировать отдельный сборник заданий, подготовить методический комплект для учителей, предложить новые формы организации урока. Курс рассчитан на 68 часов. Готовится электронная версия учебника. Большая работа, проделанная «брянскими авторами» учебника, ведется параллельно с их основной преподавательской нагрузкой. Татьяна Александровна отмечает большую заслугу в подготовке учебного комплекта Галины Трусовой, которая не выпускает из виду работу брянского коллектива, поддерживает, проявляет инициативу. Добилась, чтобы новая разработка была внесена в комплект федеральных учебников. Стремится широко развернуть пропаганду потребительской культуры. Именно благодаря ее усилиям, считает Татьяна Александровна, Министерство образования РФ внесло в этом году предмет в олимпийский вид состязаний. Видимо, отмеченные качества помогли Галине Трусовой быть убедительной и в разговоре с финансистами - олимпиаду финансово поддержали восемнадцать крупных международных компаний, чьи вышеперечисленные имена известны широкому российскому потребителю.

За «круглым столом» вспомнили, что в 1996 г. с целью реализации программы «Потребительское образование» в России была разработана концепция, созданы региональные экспериментальные площадки, проведены семинары и творческие мастерские для преподавателей. Тогда спонсором программы выступил известный американский предприниматель Джордж Сорос. Министерством образования РФ и Государственным антимонопольным комитетом РФ был объявлен конкурс на учебник. В число победителей вышло издание «Основы потребительских знаний», в создании которого принимал участие большой коллектив авторов, насчитывающий 14 имен. Для краткости назовем руководителя проекта - Елену Кузнецову. Издание было допущено Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве пробного учебника для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. В 1997 г. этот учебник вышел тиражом 8000 экземпляров, что явно ниже потребности одной только Москвы, не говоря уже об остальных регионах. Преподаватели отмечали и дефицит учебной литературы, и нехватку учебных часов для освоения основ потребительских знаний.

Как бы откликаясь на призыв пополнять отечественную ИНФОТЕКУ, можно привести злободневные примеры нарушения прав действующего «Закона о защите прав потребителей». Одна из особенностей указанного закона заключается в том, что он обязывает продавца предоставлять информацию не только покупателю, но и изъявившему желание купить или узнать что-либо об имеющемся товаре или предоставляемой услуге. Именно право на информацию чаще всего не соблюдается в российской потребительской среде. Вот один конкретный пример. Все жители и гости столицы пользуются таким видом транспорта, как метро. Метрополитен предлагает проездные билеты на разное количество поездок. В частности, на месяц, на 10 дней или на 2 поездки. Пассажир узнает о том, что билет на 2 поездки действителен в течение трех дней, и то, если внимательно прочитает текст на билете. Среди пассажиров, как правило, редко найдется любитель подобного чтения. Никаких претензий метрополитен не принимает, если вы по незнанию не уложились в этот срок. Его сотрудники считают, что они не обязаны предупреждать покупателя, раз такая информация содержится на билете. Это широко распространенное нарушение прав потребителя.

Не предупреждая пассажира об особом условии действия билета, метрополитен явно нарушает права потребителя на информацию о предлагаемой услуге. И такого рода отношения возникают практически на каждом шагу. Кто и как их регулирует, для российских граждан неведомо. Скажут, что рассмотренный случай связан с небольшой финансовой потерей, и не в характере россиян обращаться по таким мелочам в органы защиты. Считается, что себе дороже. Но здесь не только меркантильный расчет. Последствия, на мой взгляд, гораздо масштабнее и глубже. Нетребовательность российских покупателей, их низкая правовая культура являются в какой-то мере тормозом в развитии конкурентоспособности отечественной продукции. Распространение знаний о правах потребителя и повышение потребительской культуры, обретение навыков защиты своих прав, их укоренение в повседневной практике, без сомнения, скажутся на сферах производства и обслуживания.

Дух «песчаной учительницы»

Беседуя в кулуарах с участниками олимпиады, я обнаружила, что на заключительный этап приехали не только одиннадцатиклассники, которые в случае победы смогут поступить в вуз без экзаменов, но и учащиеся из 10-х классов и даже восьмиклассники. С какой целью они участвуют в олимпиаде? Вот что я узнала.

Анастасия Кучеренко из г.Орла, ученица 10-го класса школы № 38 с эстетическим уклоном. Приехала на олимпиаду, чтобы выяснить уровень требований. Сделать для себя, что называется, прикидку на будущее. Отметила, что уровень требований на конкретной олимпиаде очень высокий, особенно по экономике. Но в остальных трех видах соревнований чувствовала себя достаточно уверенно. К следующему году поработаю над пробелами в своих знаниях и приеду опять попытать удачу. В случае победы надеюсь поступить без экзаменов в Орловский политехнический институт, на факультет менеджмента.

Практически все участвовавшие в олимпиаде десятиклассники преследовали подобную цель.

Андрей Мазалов из Лабытнанги, ученик 10-го класса школы № 3. Хочет поступить в Государственный университет - ВШЭ. Не первый год участвует в олимпиадах по экономике, а в этот приезд решил поучаствовать еще и в олимпиаде по основам предпринимательства и потребительской культуры. Название его города переводится как семь лиственниц и расположен он на впадении реки Полуй в Обь. Живут в городе 40 тыс.человек, а на противоположном берегу раскинулся Салехард, центр и самый крупный город полуострова Ямал. Полуостров известен и своими газовыми месторождениями, крупнейшее из которых Уренгойское. Есть и промышленность: деревообрабатывающая, рыболовная. Жители занимаются и оленеводством, звероводством, пушным промыслом. Работаю в речном (по Оби) и морском судоходстве (Северный морской путь). Развивается частный сектор, особенно торговля, а также финансовая инфраструктура: банки, страховые компании. Андрей с гордостью отметил, что хотя его город и небольшой, но есть не только хорошие школы, а еще и гимназия на уровне мирового образца. Как выяснилось при подведении итогов - получил диплом III степени. Таким результатом огорчен. На олимпиадах по экономике в предыдущие годы занимал места значительно выше. Остается на олимпиаду по экономике, надеется исправить настроение, добившись диплома I степени.

Павел Нестор из г.Бердска Новосибирской области - восьмиклассник. Очень ему нравятся уроки, на которых изучается «Закон о защите прав потребителя». Он рассчитывал проверить свои знания именно в этой области, но в итоговый результат вошли баллы по всем четырем заданиям. К экономическим вопросам олимпиады, честно признался Паша, не был готов. Вот и результат - диплом III степени. Он расстроен, но утешает себя тем, что время до окончания школы еще есть. И будет добиваться более высокого призового места. На мой вопрос, не имеет ли он отношения к знаменитому Нестору, Паша тоже ответил вопросом: «А кто это?». И я объяснила ему: Нестор - древнерусский писатель, летописец, считается автором первой редакции «Повести временных лет» и пожалела, что дети нечасто интересуются происхождением своих фамилий.

От участников олимпиады, особенно 11-классников периферии, я узнала, что новый порядок приема в вузы, в котором учитываются результаты всероссийских олимпиад, очень их радует. Они понимают, что по своей академической подготовке не конкурируют со столичными абитуриентами, да и с детьми состоятельных родителей, которые могут оплатить репетиторов. Говорят о процветающей коррупции в вузах, а вводимый единый экзамен тоже хорош для «натасканных» репетиторами. Но вот олимпиады по предметам, которые тебя интересуют, вселяют надежду получить высшее образование за счет собственных усилий и талантов.

Слушая олимпийцев в такой новой области, как потребительские знания, я мысленно обращалась к их учителям и наставникам, невольно сравнивая их с героиней рассказа Андрея Платонова «Песчаная учительница».

Напомню, что в рассказе события разворачиваются в 20-е годы прошлого века в селе Хошутове, «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней», куда после окончания училища направили молодую учительницу Марию Никифоровну и где она «увидела тяжкий и почти ненужный труд, - потому что расчищенные места снова заваливало песком, - молчаливую бедность и смиренное отчаяние». От этой удручающей обстановки «крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать. Долгие вечера, целые эпохи пустых дней сидела Мария Никифоровна и думала, что ей делать в селе, обреченном на вымирание». Надежды на помощь родителей учеников у нее не было, потому что «крестьяне на школу смотрели равнодушно, она им была не нужна в их положении. Крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто поможет им одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела». На мой взгляд, автор психологически точно определил место школы в жизни общества.

Героиня рассказа нашла выход из положения: «В школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю». Преодолев многочисленные трудности, учительнице удалось научить крестьян села Хошутова бороться с песками. Совместными усилиями они обеспечили себя спокойную и сытую жизнь. Но в рассказе инициативную учительницу завокроно направил в другое, неблагоустроенное место. А этих мест в нашей огромной стране, как мы видим, до сих пор хватает. Но, как ни странно, и учителей энергичных, инициативных, работающих исключительно на энтузиазме, тоже не убывает. И пески, с которыми боролась героиня рассказа, следует, на мой взгляд, воспринимать как метафору. Жизнь человеческая в любых условиях проживания - в тундре, тайге, горах, на равнине, в больших и малых городах - везде подвержена наступлению, образно выражаясь, зыбучих песков повседневности. Они затягивают тебя, подчиняют себе твою жизнь, заставляя неустанно их разгребать. Главное в решении «песчаной учительницы» - это через школы принести в жизнь взрослых людей общественно важные задачи и объединить поколения для их решения. Используя название рассказа, я не исключаю из славного сословия учителей-мужчин. С пиететом называли воспитанники гимназии-лаборатории Салахова имя директора, которое известно далеко за пределами Ханты-Мансийска. Ученик с далекого Ямала в интервью уважительно отозвался о директоре своей школы - В.Пастушенко. Подчеркнув, что на его уроках учащиеся получают знания не только по истории, праву, экономике, но и по философии. Участники олимпиады - московские школьники, вместо номера школы гордо представились - школа Мильграма. И действительно, им есть чем гордиться - легендарный директор их школы № 45 - девятый почетный гражданин г.Москвы.

Главное, на мой взгляд, что демонстрировали учащиеся средних учебных заведений со всех концов страны, - это умение преодолевать зыбучие пески повседневности, ставить большие жизненные цели и к ним настойчиво стремиться. Без всякого сомнения, в этом есть большая заслуга российского учительства. Несмотря на унизительное положение учительства в сегодняшнем обществе, дух «песчаной учительницы» неистребим.

Фанфары успешного начала

Мы по праву гордимся, когда российские школьники занимают высокие места на международных конкурсах. Это, как правило, математики, физики, программисты. Общепризнано, что в этих дисциплинах российская школа продолжает сохранять преимущества в сравнении с другими национальными школами. Как правило, специалистов указанного профиля с готовностью принимают на работу за границей. Описываемая олимпиада направлена прежде всего на выявление талантов, если можно так выразиться, для внутреннего пользования. Российская школа в начале перестройки откликнулась на требование времени введением в общеобразовательные программы таких предметов, как экономика, право, основы потребительской культуры. Учащиеся и родители восприняли эти предметы восторженно. Наконец-то школа даст те знания, которые смогут пригодиться в повседневной жизни. Но увы! Учебники, опираясь на зарубежные источники, излагали теорию и практику, знакомую гражданам развитых демократических правовых государств. Наши реалии за окном никак не корреспондировались с учебными текстами. Пора восторгов сменилась разочарованием. Родители, занятые насущными проблемами бытия, оставили в покое школьные уроки экономики. Оценку знаний по экономике давали вузовские преподаватели при собеседовании с абитуриентами. Знания оставляли желать лучшего. Чтобы изменить положение, вузы совместно со школами стали создавать экспериментальные площадки, где обкатывались учебные программы.

Статистические данные по Москве сообщают, что на начало 1997 г. около 700 московских государственных общеобразовательных учреждений сотрудничали с более 100 государственными и негосударственными вузами, расположенными в столице. Вузовские преподаватели привлекаются для углубленного изучения учащимися учебных дисциплин, чтения спецкурсов. Они участвуют в проведении научно-исследовательской работы, в организации лекториев, конференций, олимпиад с учащимися. Статистику подтверждает конкретный пример данной олимпиады, в которой активное участие принял профессорско-преподавательский состав Государственного университета - Высшая школа экономики. На протяжении многих лет этот вуз лидирует не только во взаимодействии со столичными школами, но и в сотрудничестве с регионами. Без сомнения, такая деятельность обеспечивает развитие творческих способностей личности учащихся в целом, высокий уровень их подготовки, мотивацию к дальнейшему процессу обучения, успешное поступление в вузы, в основном в Высшую школу экономики или ее филиалы. Но, согласитесь, не может вся молодежь стать профессиональными экономистами, на что нацелены программы Государственного университета - ВШЭ. Специалисты «вышки» готовят и задания для олимпиад по экономике, которые усложняются с каждым годом. И на данной олимпиаде они тоже предложили задачи и тесты по экономике, о которых на торжественном закрытии с гордостью было заявлено что «по уровню сложности олимпиада сделала шаг вперед». Без сомнения, предпринимателям и потребителям нужны экономические знания, но, наверное, в других объемах и с другими акцентами, чем для профессиональных экономистов, которых готовит ВШЭ. К разработке заданий для последующих олимпиад по основам предпринимательства целесообразнее было бы пригласить профессорско-преподавательский состав Mеждународной академии предпринимательства. Академия является негосударственным высшим учебным заведением, и результаты олимпийского движения в этой области знаний подтвердили бы право академии готовить нужных стране специалистов. Но это на будущее.

Пока результаты проведенной олимпиады по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний показывают, что в этом направлении сделан первый шаг, в который много труда и энергии вложил Тульский региональный центр экономического образования во главе с директором Натальей Минайчевой. Не один год совместно с автономной тульской некоммерческой организацией «Молодежный центр «Эласт» они успешно обучают и осуществляют предпринимательскую деятельность через такую форму, как «Школьные компании». Вот и сейчас они не только взяли на себя основную нагрузку по информационному и техническому обеспечению олимпиады, но использовали свой опыт в организации проводимого мероприятия и нашли способ оригинально порадовать всех участников, вручив каждому тульский пряник. Но не стандартный продукт, а с эмблемой конкретной олимпиады.

В дело распространения потребительских знаний внесло вклад и акционерное общество «Консультант Плюс», известный в России разработчик справочных правовых систем. В деловую папку участника олимпиады был вложен компакт-диск, на котором записана система «Средняя школа». Система представляет собой хрестоматию к школьному курсу основ права, сформированную совместно со специалистами проекта «Правовое образование в школе». Информационный банк системы включает 300 нормативных документов, куда входят Конституция РФ, все действующие кодексы России, федеральные законы и другие правовые акты. Таким образом, юридическое образование школьников переходит на новую основу с использованием современных информационных технологий. В каком направлении будет развиваться предпринимательская деятельность и потребительская культура в России, покажут следующие олимпиады.

По заверению представителя Министерства образования, они непременно должны проходить. Это не только ведомственная мечта. Уже начата программа подключения электронных средств информации к изучению обсуждаемых предметов и сделан небольшой задел для задуманного круглогодичного проведения олимпиад. Для этого в интернете открыт сайт www.school-olimpiada.ru, на котором отражены материалы второй олимпиады, а затем будут размещаться задания, анализироваться их выполнение и даваться оценка с использованием современных информационных технологий в области предпринимательской деятельности и потребительской культуры. В дальнейшем каждый участник, набирая очки по олимпийской системе, сможет самостоятельно оценить свой потенциал и свое право претендовать на поступление в соответствующий вуз.

Торжественное закрытие олимпиады

Организаторы и спонсоры 11-й Всероссийской олимпиады школьников по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний выразили удовлетворение не только результатами проведенного состязания, но и перспективами на будущее. Единогласно было отмечено, что введение в олимпийскую семью нового предмета является насущным и наиболее соответствует требованию всесторонней экономической грамотности россиян. Предприниматели - основа экономической системы. В пример привели США, где 23 тысячи только нефтяных компаний. Именно подобная среда, как справедливо было подмечено Л.Л.Любимовым, рождает предпринимателей, но в России она отсутствует. На шутку Льва Львовича о том, что «мы пока заморожены», аудитория моментально отреагировала: «Поэтому так много в стране отморозков?!».

На сегодняшней олимпиаде молодежь встретилась с другими примерами. Крупные международные компании, выступившие спонсорами, имеют уже многолетний стаж работы на российском экономическом пространстве. Личным присутствием и выступлениями на торжественном закрытии олимпиады представители главного спонсора компании «PROCTER&GAMBLE», а также «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН» и MARY KEY подчеркнули значимость проведенного мероприятия. Они заявили о своей готовности продолжать совместными усилиями создавать экономическую среду, которая рождала бы не отморозков, а здоровых энергичных деятелей и способствовала повышению благосостояния всего населения.

Внимательны к юным предпринимателям были и другие спонсоры. Наряду с финансовой поддержкой всего мероприятия они для каждого олимпийца приготовили памятные подарки. А дипломанты каждой из трех степеней были отмечены соответствующими ценными премиями. Главный же приз олимпиады - ноутбук последней разработки - получил одиннадцатиклассник из г.Ижевска Александр Карпов.

Символично, что на данном этапе Ижевск как бы объединил современные «мечи и орала». Компьютер, ставший «оралом» сегодняшних интеллектуалов, поехал в город, всемирно прославленный конструктором Калашниковым - создателем «меча XX века», давно взятого на вооружение армиями многих стран.

Главные организаторы - Министерство образования Российской Федерации и Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ - в благодарность за финансовую и моральную поддержку и в напоминание о знаменательном событии - новом участнике школьного олимпийского движения - вручили всем спонсорам специально изготовленные памятные знаки с символикой олимпиады по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний.

Хочется надеяться, что проявленное внимание к конкретной олимпиаде со стороны всех ветвей государственной власти перерастет в эффективную поддержку не только школьного олимпийского движения, но и цивилизованного российского предпринимательства и культурного потребителя.