Как всегда, зал был наполнен до отказа, а кто не успел занять места внутри, смотрели и слушали выступления в фойе.

- Мы всегда крайне ответственно и с большим вниманием относимся к взаимодействию с профсоюзами Москвы, - отметил в своем выступлении Юрий Лужков. - Мы первыми в стране сформировали трехстороннее соглашение, в котором предусматриваются взаимные обязательства профсоюзов, правительства города и работодателей в области труда, занятости и социальных проблем. Я считаю наше взаимодействие важным фактором обеспечения стабилизации работы и жизни города.

Основной темой выступления Юрия Лужкова стала деятельность Правительства Москвы в социально-трудовой сфере в условиях продолжающегося экономического кризиса. Главное достижение - сохранение низкого уровня безработицы в столице. Однако, как политик федерального уровня, Лужков не ограничился лишь городскими проблемами - как всегда эмоционально и образно он подверг критике финансовую политику экономического блока Правительства РФ, высказался о необходимости возвращения государству стратегически важных предприятий, собственники которых не обеспечивают надлежащего уровня руководства. Особую заинтересованность у профсоюзного актива вызвала тема детского отдыха летом 2010 года. По словам Юрия Лужкова, в этом году на детскую оздоровительную кампанию выделено 3,862 млрд рублей, в то время как в 2009 году - 2,345 млрд.

- Мы с вами будем способны обеспечить 500 тысяч детей летним отдыхом. Это даже больше, чем в спокойные докризисные времена, - подчеркнул Юрий Михайлович.

- Полномочия по обеспечению отдыха и оздоровления, ранее финансируемых из средств Фонда социального страхования, сегодня переданы на уровень субъектов Федерации, - уточнил председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Нагайцев. - Правительство Москвы в полной мере обеспечило финансирование нового обязательства за счет бюджета города. 1,42 млрд рублей, ранее выделявшихся московским отделением Фонда социального страхования на приобретение 100 тысяч путевок, берет на себя правительство города. В рамках трехстороннего соглашения с работодателями осуществляется софинансирование стоимости путевок в загородные лагеря.

В завершение встречи мэр Москвы еще раз подчеркнул необходимость совместных действий властей и профсоюзов:

- Город живет в трудный период кризиса, но расслабляться мы не собираемся. И вместе с профсоюзами, думаю, обеспечим достижение главных целей: потенциал рабочих мест, занятость, своевременную выплату заработной платы, поддержку реального сектора экономики, отечественное производство и решение социальных проблем.

О жилье для бюджетников

Вопросы к встрече с Юрием Лужковым, подготовленные Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования, уже были опубликованы в «УГ-Москва» (№13 (10302). Недавно в горком профсоюза были переданы ответы, касающиеся жилищной политики правительства.

- Будет ли в 2010 году продолжено выделение жилой площади молодым специалистам образовательных учреждений в рамках программы «Молодой семье - доступное жилье»?

- В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.08.2008 г. №774-ПП (приложение 7) в 2010 году запланировано выделение 15,0 тыс. кв. м жилых помещений для обеспечения семей молодых специалистов в рамках программы «Молодой семье - доступное жилье», в том числе для семей молодых специалистов по представлению Департамента образования. Однако объемы жилой площади, направляемые для выполнения городских социальных жилищных программ в 2010 году, подлежат корректировке по результатам выполнения Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2010 год и могут быть уточнены в течение года. Кроме того, постановлением Правительства Москвы от 08.04.2008 г. №278-ПП установлено, что не менее 30% жилых помещений в доме для студенческих семей, семей молодых преподавателей и научных сотрудников (ул. Брусилова, дом 7) предоставляется семьям молодых специалистов - заявителям второй группы Московской программы «Молодой семье - доступное жилье» - сотрудникам бюджетных организаций системы Департамента образования (запланировано 80 квартир).

- В постановлении Правительства города Москвы «О проведении Года учителя», в разделе, адресованном Департаменту жилищной политики и жилищного фонда, для кадровых учителей предусмотрена постановка на учет по улучшению жилищных условий по месту жительства. Ранее этого не требовалось. В наших организациях 193 семьи очередники по месту работы с 1990 года, и сегодня они лишены даже права покупки жилья с рассрочкой платежа. Мы обращаемся к вам, уважаемый Юрий Михайлович, с просьбой рассмотреть вопрос улучшения жилищных условий кадровых работников и по возможности решить его положительно. Очень надеемся, что решение увидит свет в ближайшее время в Год учителя и его развитие найдет свое место в распоряжениях «О реализации жилищных программ в городе Москве» и, может быть, целесообразно принимать решение о постановке на очередь по месту работы на основании распоряжения префекта округа.

- Вопросы постановки жителей города Москвы на жилищный учет и предоставления им жилых помещений из жилищного фонда города Москвы, в том числе по договору купли-продажи по льготным ценам, регламентируются жилищным законодательством Российской федерации и города Москвы. Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом города Москвы от 14.06.2006 №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» предусмотрена поддержка города Москвы в жилищной сфере только для граждан, состоящих на жилищном учете по месту жительства. Граждане, состоящие на жилищном учете по месту работы, принимаются на такой учет и обеспечиваются жилыми помещениями на условиях, устанавливаемых на конкретном предприятии и за счет средств предприятия, без появления каких-либо государственных обязательств по обеспечению таких граждан жилыми помещениями. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.08.2008 г. №774-ПП «Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2007 году и о городских жилищных программах на 2008-2010 годы» Департаменту образования города Москвы в 2008-2020 годах запланировано направить для обеспечения граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту работы и месту жительства, 200 квартир для предоставления по договорам социального найма и 174 квартиры по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа.

- В 2005 году молодые специалисты согласно распоряжению Правительства Москвы от 26 августа 2004 года №1699-РП получили в аренду жилье на пять лет. Срок аренды заканчивается в 2010 году. В связи с ликвидацией аренды возможен ли досрочный выкуп данных квартир по льготным ценам в Год учителя?

- Порядок использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру, утвержден постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 г. №711-ПП. В соответствии с этим Порядком право выкупа жилого помещения, занимаемого на условиях субаренды работником органа государственной власти города Москвы или организации (предприятия), финансируемой за счет средств бюджета Москвы, проработавшим в этом органе государственной власти Москвы или организации (предприятии) менее 10 лет, предоставляется работнику и членам его семьи по договору найма служебного жилого помещения при наличии основания для предоставления гражданам служебных жилых помещений, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы. В случае если этот гражданин и члены его семьи имеют другие жилые помещения, в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, они подлежат выселению из занимаемого ими жилого помещения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы в установленном порядке. Согласно п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 20.10.2009 г. №1128-ПП «Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы» служебные помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы предоставляются работникам, не обеспеченным жилыми помещениями в городе Москве, если они:

- подали заявление о предоставлении им служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы;

- имеют гражданство Российской Федерации;

- состоят в трудовых отношениях с государственным органом города Москвы или организацией (предприятием) города Москвы, замещают государственные должности города Москвы, либо должности государственной гражданской службы города Москвы.

- В октябре 2009 года вышло постановление Правительства Москвы №1128, которое не дает права обеспечения жилой площадью сотрудников учреждений (в частности, образования), являющихся москвичами, по договорам найма из специализированного жилищного фонда Москвы и предусматривает обеспечение жилой площадью граждан, не обеспеченных жилой площадью в Москве, то есть иногородних. А что же делать москвичам, которые стали очередниками организации и очередниками по месту жительства, не обеспеченными жилой площадью по установленной норме, которые отработали по 20-40 лет в организации и десятки лет на очереди? Они совсем не против получить служебное жилье на период трудовых отношений или до подхода очереди по месту жительства или по окончании срока договора - выкупить.

- Постановление Правительства Москвы от 20.10.2009 г. №1128-ПП «Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы» выпущено во исполнение положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 99 Жилищного кодекса жилые помещения специализированного жилищного фонда предназначены для проживания граждан, не обеспеченных жилыми помещениями на территории соответствующего населенного пункта (в рассматриваемом случае - города Москвы) в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением. Иными словами, служебные жилые помещения не предназначены для улучшения жилищных условий граждан, являющихся очередниками того населенного пункта, где они приняты на жилищный учет. Жители города Москвы, состоящие в трудовых отношениях с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в содействии Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, улучшают свои жилищные условия в соответствии с городскими жилищными программами. В частности, не дожидаясь подхода очереди на предоставление жилых помещений по договору социального найма, указанная категория граждан вправе приобрести жилые помещения в рамках одной из возмездных программ улучшения жилищных условий - «Социальная ипотека» или по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, а также воспользоваться компенсацией по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения на рынке недвижимости, предоставляемой в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 г. №1008-ПП «О предоставлении гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения». Семьи молодых специалистов бюджетных организаций системы Комплекса социальной сферы города Москвы, в том числе работники системы социальной защиты населения, систем образования и здравоохранения Москвы, семьи молодых преподавателей, талантливых ученых и аспирантов государственных вузов города Москвы также могут воспользоваться способами улучшения жилищных условий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 10.12.2009 г. №76-ПП «О третьем этапе Московской программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2009-2011 гг. и заданиях до 2015 г.».

- Можно ли учителям-москвичам, которые стоят на учете на улучшение жилищных условий в Департаменте образования, временно, до подхода очереди, давать служебное жилье? (Сейчас служебное жилье дают иногородним педагогам.)

- Часть 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ предусматривает возможность предоставления специализированных жилых помещений (служебное жилье) только гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями на территории соответствующего населенного пункта. Согласно п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 20.10.2009 г. №1128-ГШ «Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилого фонда города Москвы» служебные жилые помещения из специализированного жилищного фонда Москвы предоставляются работникам, не обеспеченным жилыми помещениями в городе Москве, если они:

- подали заявление о предоставлении им служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы;

- имеют гражданство Российской Федерации;

- состоят в трудовых отношениях с государственным органом города Москвы или организацией (предприятием) города Москвы, замещают государственные должности города Москвы либо должности государственной гражданской службы города Москвы.

- Будет ли продолжена Программа предоставления жилья преподавателям и сотрудникам вузов через Совет ректоров г. Москвы по договору социального найма?

- Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, вступившему в силу с 1 марта 2005 года, и Закону города Москвы от 14.06.2006 №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» получить жилье, принадлежащее на праве собственности городу Москве, по договору социального найма могут только граждане, признанные в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (принятые на жилищный учет по месту жительства до 01.03.2005 г.) или нуждающимися в жилых помещениях (после 01.03.2005 г. - малоимущие граждане). В соответствии с приложением 12 к постановлению Правительства Москвы от 26.08.2008 №774-ПП Совету ректоров вузов Москвы и Московской области в 2010 году запланировано выделение 1 тысячи квадратных метров жилых помещений для обеспечения по договорам социального найма граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту работы и состоящих на жилищном учете по месту жительства. Однако объемы жилой площади, направляемые для выполнения городских социальных жилищных программ в 2010 году, подлежат корректировке по результатам выполнения Адресной инвестиционной программы Москвы на 2010 год и могут быть уточнены в течение года.

- В настоящее время многие родители в Москве сталкиваются с проблемой устройства своих детей в детские сады. Для того чтобы ребенок попал в сад, необходимо записываться в очередь чуть ли не с рождения либо решать вопрос неофициальным путем с руководством детского сада. Широко известны масштабы строительства детских дошкольных учреждений в городе - что делается для сохранения темпов такого строительства в условиях кризиса?

- В целях снижения очередности в ДОУ 14.02.2006 Правительством Москвы принято постановление №104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве», предусматривающее:

- строительство ДОУ в соответствии с утвержденной схемой размещения до 2010 г.;

- запрещение сноса государственных ДОУ для целей жилищного строительства без ДОУ большей вместимости;

- запрещение строительства на земельных участках ДОУ любых инвестиционных объектов, кроме новых ДОУ;

- запрещение изъятия и изменения целевого назначения зданий и сооружений, используемых ДОУ, независимо от их организационно-правовых форм.

Во исполнение этого постановления и в рамках реализации Адресной инвестиционной программы города Москвы в 2007-2008 гг. обеспечены строительство и ввод в эксплуатацию 200 ДОУ. В связи со сложившейся финансово-экономической ситуацией в 2009 году был обеспечен ввод 33 ДОУ. Адресной инвестиционной программой города Москвы в 2010 г. предусмотрены ввод 33 ДОУ и начало строительства 13 ДОУ. В Департаменте городского строительство подготовлены проекты адресных перечней ДОУ для проектирования и строительства в 2011 году (33 - ввод, 13 - задел) и в 2010 году (33 - ввод). С 2006 года в городе Москве введена система комплектования дошкольных образовательных учреждений через комиссии, которые функционируют во всех районах города, во всех административных округах. Таким образом, руководители детских садов не комплектуют контингент детских садов. За период с 2006 по 2009 год не установлено случаев неофициальных путей устройства детей в детские сады. Подобное решение вопросов комплектования детских садов считается незаконным.