Ребята с первого по десятый класс были охвачены желанием рассказать о подвигах своих близких на фронтах и после войны. Учителя-предметники, классные руководители увлекали их своим энтузиазмом и личным участием в подготовке материалов. Нашими первыми коллективными проектами стали рукописные книги «Война священная» и «Книга Памяти», тематические стенды «Судьба моей семьи в судьбе моей страны», «Учителя, наденьте ордера!», «Педагогические династии нашей школы», «Продолжение подвига - в 21-й век». Посетителям нашего музея ребята с гордостью показывают портреты своих родных и родственников наших учителей - кавалеров боевых орденов и медалей. Это Герой Советского Союза пограничник Т.Бабанский, В.Циунель, прослуживший в Вооруженных силах 65 лет и закончивший службу в звании контр-адмирала, М.Гареев - генерал армии, награжденный 15 орденами и 17 медалями своего Отечества, а также 21 орденом и медалями иностранных государств, это орденоносцы более старшего поколения.

В тематических подборках для школьной стенгазеты, выпускаемой на русском и английском языках, ученики разных классов рассказывали о своих экскурсиях по местам боевой славы, о посещении музея-панорамы «Бородинская битва» и мемориального комплекса на Поклонной горе, а также Музея обороны Москвы, о возложении венков к памятникам героическим защитникам столицы: подольским курсантам и Герою Советского Союза Виктору Талалихину, к памятникам на могилах бойцов Великой Отечественной войны, захороненных на Востряковском кладбище. На нескольких снимках - шестиклассники в Кубинке, в Музее танка; ребята и девушки из кадетского класса в Почетном карауле у памятника героям Отечественной войны 1812 года, чуть позже - у Кургана Славы, осыпанного живыми майскими цветами. В этом карауле рядом со своими кадетами отстоял памятную вахту и их классный руководитель - учитель истории, полковник в отставке Владимир Акимов. Настоящим событием для нашего 9-го класса оказалась экскурсия в город-герой Волгоград, на которую отважилась, несмотря на свои 72 года и далеко незавидное здоровье, Валентина Харчева. Да и откуда быть здоровью, если на самые нежные детские годы этого поколения пришлись только голод, холод, разрывы снарядов. На следующий год Валентина Федоровна везет свой уже 10-й класс (прямо скажем - не ангелочков) в город-герой Севастополь... Конечно, никто в школе не ожидал быстрого переворота в характерах некоторых «героев нашего времени». Но в этих поездках они как-то по-другому увидели свою классную, стали относиться к ней, как к матери. До этого они, пришедшие к нам из разных школ и других регионов довольно взрослыми, наотрез отказывались участвовать во внеклассных мероприятиях (кроме дискотек). Я тоже работала в этом классе, и мне так хотелось раскрыть просто потрясающий творческий потенциал этих «колючих» подростков, который иногда прорывался на уроках и в их общении между собой. Я уже представляла себе, кому какую роль предложить в нашем будущем проекте, посвященном Александру Невскому. Но ведь многие из них боятся сцены как огня. Я сказала: давайте сделаем подарок Валентине Федоровне к Дню Победы - ей будет это так радостно; но пока это для нее секрет... Идея подарка пришлась им по душе. И когда спектакль был поставлен, все учителя целовали ребят за их большой труд, талант и всем очевидный, несомненный успех. Одно дело - просматривать фотоальбомы о героях, и совсем другое - постоять молча в музеях старых школ Подмосковья, где формировались батальоны, полки прославленных дивизий, прочитать на полированном граните названия первых эскадрилий, взлетавших для защиты московского неба в самом начале войны - с Люберецкого аэродрома.

С музеями школ Подмосковья, которым уже по 20-30 лет, мы обмениваемся опытом работы и экспонатами. А с кадетской школой №45 города Люберцы мы подготовили и провели совместное мероприятие в День защитника Отечества с интересными индивидуальными программами и тематическим концертом. Вскоре мы имели достаточно материала для большого коллективного проекта: «Защитили Москву - отстояли Россию». Наше сценическое представление с собственными стихами, соответствующей музыкой, в соответствующих костюмах было воспринято с искренним сочувствием и со слезами, всколыхнуло у многих и личные горестные воспоминания. Мы рассказывали о самоотверженности подмосковных партизанских отрядов, о молодых летчицах, сбивавших немецких асов даже на своих «кукурузниках», о подольских курсантах, которые успели проучиться лишь 2-3 недели, но держали оборону Москвы три недели (вместо трех дней, как просил их Верховный Главнокомандующий, - до подхода сибирских батальонов). Совсем юные, почти необученные (некоторые даже шинели не успели получить, а морозы в 1941 году начались рано), они не отступили ни на шаг, сложили головы на подступах к столице.

Все, кто посещает наш музей, подолгу стоят у витрины, где разложены два пожелтевших школьных аттестата. Они были выданы в 1941 году средней школой №641 братьям-близнецам: Николаю и Виктору Гомозовым. Один аттестат - с отличием, в другом - только две «4», остальные «5». Оба брата ушли на фронт добровольцами - рядовыми стрелками-красноармейцами, оба пропали без вести через несколько месяцев после начала войны - об этом свидетельствуют также пожелтевшие листочки с извещениями Бауманского райвоенкомата. Так и дожили до старости в своем горестном неведении Иван Иванович и Анна Николаевна Гомозовы, которых похоронили соседи. В Центральном архиве Министерства обороны нам тоже лишь подтвердили предыдущие извещения. Прежней школы №641 в Москве давно нет (в Департаменте образования предполагают, что и архивы ее могли быть уничтожены, когда враг подбирался к Москве), так что мы не смогли найти даже школьных фотографий. Кого потеряла страна в лице этих ребят, защищавших родную Москву зимой 1941 года? Один ушел на фронт с 1-го курса педагогического института, другой мечтал стать хорошим геологом.

Следующий коллективный проект «Москва непобедимая» мы защищали как большую пьесу (на английском и немецком языках), сценарий писали сами по изученным фактам и воспоминаниям бывших фронтовиков: летчиков, медиков, артиллеристов, которых нам повезло застать в живых. Кстати сказать, и в этом, и в других проектах мы при необходимости использовали сделанные нами переводы нескольких песен военных лет на английский язык.

С нашими старшими друзьями - ветеранами нас связывают самые плодотворные, деловые отношения. Ярким примером такого радостного сотрудничества оказалось грандиозное по количеству участников, по объему проделанной работы и воздействию на развитие духовности и творческого потенциала практически всей школы празднование 65-летия со дня учреждения ордена Александра Невского советского образца (июль 1942 года).

К этому мероприятию мы изучили много литературных, исторических материалов, привлекли к сотрудничеству школьных преподавателей истории, двоих военных историков из Академии Генерального штаба РФ, а также священников храма Архангела Михаила (в Тропарево-Никулино). В частности, отец Александр сообщил ребятам интересные факты из жизни и подвижничества великого князя, святого Александра Невского, из истории создания этого ордена. Родители участников и этого проекта старались во всем поддерживать своих детей, готовили костюмы, снаряжение, декорации, записывали на видео, подбирали слайды. Значительную часть работы взяли на себя наши шефы - военнослужащие срочной службы одного из батальонов Академии Генштаба ВС РФ под руководством своего командира капитана Е.Мехедова. Они принимали участие в подготовке материалов, реквизита, ведущих; разучили сочиненный нами гимн - клятву нашим предкам, бесстрашным защитникам Отечества.

О приглашенных на праздник ветеранах - кавалерах ордена Александра Невского ребята знали заранее: жизнь и боевой путь генерала армии, доктора военных наук, доктора исторических наук, профессора М.Гареева изучали по его книгам («Если завтра война?», «Полководцы Победы и их наследие», «Моя последняя война», «Афганская страда»), по его выступлениям и публикациям о нем. С большой заинтересованностью и сердечным теплом следил за нашей работой и ветеран Т.Гайворонский - профессор, преподаватель Академии Генштаба ВС РФ, награжденный многими орденами и медалями, в том числе орденом Александра Невского. Замечательный человек, опытный оратор, он удивительно эмоционально открыт общению с современной молодежью и хорошо ее понимает. Ему тоже за 80, но он, стоя перед большой аудиторией, без устали, с молодым вдохновением рассказывает - не о себе, а о многих других воинах, имеющих 1, 2 и даже 3 ордена Александра Невского. Ребята особенно дружно аплодировали, услышав имена трижды награжденных: это командир 536-го артиллерийского полка подполковник Иван Григорьевич Борисенко и командир 818-го артиллерийского полка 223-й стрелковой дивизии подполковник Николай Леонтьевич... Невский! Может, и правда, один из доблестных прямых потомков самого Александра Невского?..

В нашем музее хранится подаренный школе портрет ветерана Великой Отечественной войны, нашего верного помощника и друга Юрия Фомичева. «Несгибаемый» - так назвал его народный художник М.Нестеренко. И это правильно. Никогда, ни перед кем не склонял головы гвардии главный старшина Ю.А.Фомичев - ни в годы войны, ни в мирной жизни. Потомственный москвич (внук почетного гражданина Москвы) Юрий Фомичев, приписав себе лишний год, буквально вынудил военного комиссара зачислить его в партию призывников в самом начале ВОВ. Юрий и его ровесники были досрочно распределены на сторожевой корабль «Метель», и вскоре этот отряд был брошен в бой.

Один из ветеранов Вооруженных сил РФ подарил нам из своего архива экземпляр газеты «Правда», вышедшей в День Победы 1945 года. В передовице подчеркнуты слова:

«Девятое Мая! Никогда не забудет этого дня советский человек. Как не забудет он 22 июня 1941. Между этими датами прошло как бы столетие... Мы не ждали 22 июня. Но мы жаждали, чтобы наступил день, когда последний удар свалит с ног черное чудовище, оскорблявшее жизнь. И мы нанесли этот удар... Сегодня мы вмещаем все чувства в одно слово: «Победа!»

К этому великому празднику мы подготовили еще одно большое театрализованное представление для всей школы и наших гостей - ветеранов ВОВ и ветеранов труда: «Во имя твое, Родина!».

Алина СМИРНОВА, учитель английского языка школы №1307 с углубленным изучением информатики и английского языка, руководитель музея «Подвиг духа»