Главное достоинство «Ярмарки идей» - возможность индивидуального общения ребенка с экспертом. В основе подготовки и защиты проекта лежат отношения сотрудничества, взаимообогащения, что оказывает положительное воздействие на мир ребенка и его личностный рост. В процессе защиты проекта выявляются степень самостоятельности выполнения работы автором, уровень владения материалом, побудительные причины, которые привели ребенка именно к этой теме. Задачи, стоящие перед наукой, не изменились, но в значительной мере изменились общество и его потребности. Для решения проблем, которые стоят перед нами сегодня, необходимы поиск новых решений, привлечение молодежи. Мы должны постоянно обращаться к молодежи и на всех уровнях поддерживать ее желание работать. Важная заслуга конкурса в том, что он выявляет не только способных детей, но и талантливых педагогов, способных вселить в ребенка уверенность, заинтересовать, не подавляя детскую фантазию и творческую инициативу. Каждый групповой или индивидуальный проект - это особая творческая деятельность учителя и самостоятельная работа ребенка, иногда осуществляемая на протяжении всего года».

Конкурс «Ярмарка идей на Юго-Западе» давно перестал быть просто конкурсом проектных и учебно-исследовательских работ учащихся. Он стал непрерывным процессом творчества, который начинается сразу после окончания очередного конкурса. В этом году «Ярмарка идей», учрежденная префектурой и Управлением образования ЮЗАО, РАН и Региональным благотворительным общественным фондом «Знание» имени С.И.Вавилова, была уже седьмой и доказала свою жизнеспособность.

Высоко оценивает конкурс префект ЮЗАО А.Челышев: «Семь лет подряд «Ярмарка идей» собирает нас вместе, чтобы открывать новые горизонты, делиться идеями, вместе строить будущее! Мы искренне надеемся, что проектно-исследовательская деятельность позволит сделать процесс обучения не только полезным, но и интересным. Все предпосылки к этому созданы. На нашем конкурсе каждый может выбрать тему по душе. Приятно отметить, что конкурс помогает создать творческую и интеллектуальную среду, позволяет школьникам прикоснуться к подлинно научной работе, погрузиться в общение с интеллектуально развитыми и творческими людьми. Помимо логических задач ребята получают эмоциональный личный опыт, который позволяет лучше усвоить материал, стать ближе к выбору профессии ученого».

Конкурс начинается в школах, продолжается на уровне районов, а затем выходит на окружной уровень. В этом году в финальном туре конкурса приняли участие более 1500 учащихся из ЮЗАО, СЗАО, САО, ЦАО, Зеленограда, а также из городов России и ближнего зарубежья (Шарья, Великий Устюг, Киров, Оренбург, Рязань, Калуга, Гомель, Киев, Юрмала, Нарва, Саранск, Успенск). Анализ проектов показал, что молодых исследователей интересуют литературоведение, история, лингвистика, искусствознание, биология, химия, информатика, социология и другие науки. Многие работы были интегрированными, объединяя исследования сразу в нескольких областях знаний.

Надо отметить, что в конкурсе участвовали все возрастные категории учеников. 1-5-е классы представили 217 проектов, и жюри оценило их весьма высоко, чувствовалось, что в проектировании принимали участие и семьи. 6-8-е классы защищали 272 проекта, а 9-11-е классы по количеству проектов занимали среднее положение - 232 проекта, но только по количеству - по качеству они оказались лидерами (не случайно финальный тур старшеклассники проводили в РАН).

Открывая финальный тур конкурса, начальник Юго-Западного окружного управления образования Нина яковлева отметила: «За семь лет конкурс «Ярмарка идей» приобрел для Юго-Западного округа особую значимость. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников, детско-взрослое сотрудничество, объединение сил и возможностей профессионалов и детей стали доброй традицией. В 2009 году в районных турах участвовали 3414 школьников, было представлено 1675 проектов. Для нас очень важно, что ребята из других округов Москвы и регионов России приезжают в ЮЗАО, чтобы представить свои проекты и изобретениях. В этом году в конкурсе более 856 проектов вышли на окружной тур и 1729 ребят боролись за победу, 344 лучших проекта получили призовые места. Окружной тур конкурса с 2006 года традиционно проходит на трех площадках - учащиеся 1-5-х классов представляют свои проекты в Московском городском Дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах, учащиеся 6-8-х классов - в библиотечном корпусе Российского университета дружбы народов, а старшеклассники - в здании президиума Российской академии наук».

В здании президиума Российской академии наук на Ленинском проспекте финальный тур проходил в седьмой раз и, как всегда, вызвал большой интерес у жюри и гостей конкурса. 463 молодых исследователя со школьной скамьи представили серьезные разработки, причем 32 процента относились к областям естественно-научного цикла, 27 процентов - к гуманитарным, 9 процентов - к физико-математическим областям научных исследований. Организаторы сожалели лишь о том, что всего 4 процента работ были научно-технического характера.

В этом году конкурс был посвящен 65-летию Победы, поэтому участники представили много уникальных работ, демонстрирующих глубокое знание ими истории ВОВ и острое желание вписать свою страницу в историю войны.

Трудно не согласиться с Ниной Яковлевой, считающей, что «Ярмарка идей», ежегодно собирающая многих талантливых ребят, способствует их участию в преобразованиях окружающей жизни, выработке собственной позиции, отношения к миру, осознанию собственной значимости. «Приятно осознавать, - говорит Нина Ивановна, - что с каждым годом конкурс обретает новых друзей и выходит на новый, более высокий уровень».