Досье «УГ»

В Москве создана сеть из 46 образовательных учреждений, реализующих программы этнокультурного компонента образования. Среди них 38 общеобразовательных школ, 6 дошкольных образовательных учреждений, 2 учреждения дополнительного образования. Кроме того, функционируют 12 школ с этнокультурными классами и факультативами по изучению языка, культуры, традиций других народов, 68 образовательных учреждений имеют в своей структуре культурно-образовательные национальные центры, 4 учреждения профессионального образования реализуют программы этнокультурной направленности. Всего 130 образовательных учреждений реализуют различные программы этнокультурного компонента, по которым обучаются около 25 тысяч человек. 130 образовательных учреждений реализуют различные программы этнокультурного компонента образования, то есть организуют изучение языка, культуры, истории и традиций народов и народностей Российской Федерации, стран СНГ и Балтии и дальнего зарубежья, в том числе азербайджанского, абхазского, армянского, белорусского, бурятского, грузинского, греческого, дагестанского, еврейского, казахского, корейского, китайского, литовского, польского, румынского, русского, татарского, турецкого, чувашского, японского народов.

Мы твердо убеждены, что только общество, которое может обеспечить равный доступ к образованию всем детям независимо от национальной принадлежности и вероисповедания, может быть по-настоящему гражданским обществом. Именно образование - один из естественных механизмов гармонизации отношений между народами. Воспитание подрастающего поколения в духе культуры мира, взаимопонимания, уважения прав человека имеет огромное значение для решения глобальных общечеловеческих проблем.

Разноплановая работа в сфере образования и международных культурно-образовательных обменов - характерная особенность деятельности Департамента образования. Московские образовательные учреждения имеют устойчивые партнерские связи с учреждениями образования стран СНГ и Балтии, с учебными заведениями Великобритании, США, Германии, Франции, Италии, Бельгии, Швеции, Канады, Испании, Южной Кореи, Японии, Болгарии.

Реализация идеи открытого образования невозможна без формирования коммуникативных компетенций учащихся и педагогов, готовности к кросс-культурным отношениям и освоению нового. Сегодня уже сформирована принципиально новая практика языкового образования в московских школах, в основе которой - отказ от единообразия, поиск новых форм и возможностей изучения иностранных языков, вариативность учебных материалов. Учащимся Москвы предлагают модели изучения иностранных языков, отражающие запросы обучающихся, широко используются программы и опыт обучения иностранному языку в США, Великобритании, Германии, Италии, Испании.

Реализуя идею образования как механизма социального и культурного развития, культурного самоопределения в области национальных и этнических проблем, органы управления образованием, педагогические коллективы образовательных учреждений Москвы совместно с представителями национально-культурных объединений, посольств и постпредств осуществляют работу по созданию условий для обеспечения этнокультурных образовательных запросов населения.

Для создания условий для социокультурной адаптации детей-мигрантов открыты 243 группы по изучению русского языка как иностранного/как неродного на базе 152 образовательных учреждений всех округов. В 11 общеобразовательных школах 9 учебных округов работают специальные структурные подразделения - «Школа русского языка» для целевой подготовки детей, плохо владеющих русским языком, к обучению в московских школах и их социокультурной адаптации в столице. Всего по программам культурно-языковой адаптации в 2009 году обучались более 4 тысяч детей-мигрантов.

В московских образовательных учреждениях регулярно проводят уроки, научно-практические конференции по проблемам воспитания толерантности и межнациональных отношений, стало традицией проведение уроков толерантности, посвященных Международному дню памяти жертв холокоста в январе каждого года, Международному дню толерантности 16 ноября, расширяется практика проведения психологических тренингов.

В курсовой системе МИОО предусмотрена переподготовка педагогов для преподавания русского языка как иностранного; разработаны рекомендации по обучению детей слабо владеющих русским языком; издано учебно-методическое пособие «Учимся говорить по-русски» для обучающихся начальных классов.

Развитию межкультурного сотрудничества и воспитанию в духе культуры мира и интернациональной дружбы способствует участие в ежегодных мероприятиях, проводимых по инициативе Департамента образования. Это:

- смотр-конкурс проектов образовательных учреждений - участников движения «Москва на пути к культуре мира»;

- межрегиональный конкурс образовательных проектов «Диалог - путь к пониманию» по вопросам интеграции беженцев и других категорий международных мигрантов;

- межнациональная акция московских школьников, педагогической и родительской общественности «Москве - с любовью»;

- Московский интернациональный фестиваль «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила»;

- акция «Дети Москвы против террора».

Успешно работают городские экспериментальные площадки:

- «Воспитание межэтнической толерантности и патриотизма у школьников в процессе информационно-аналитической и художественно-проектной деятельности» (научные руководители Е.Найденова, Т.Чумалова);

- «Формирование базовой культуры личности в диалоге культур» (научный руководитель А.Бердичевский);

- «Обучение межкультурному диалогу как средство формирования гражданской солидарности, культуры мира и согласия» (научный руководитель Ю.Бабаева).

Результаты работы педагогических коллективов в рамках экспериментальной деятельности регулярно представляются для обсуждения на окружных и городских конференциях, семинарах и «круглых столах».