Годами плодились разные версии катастрофы, ничем не обоснованные слухи и домыслы. Этому способствовало то, что не было ясности и у специалистов. Истину попытался прояснить Анатолий Вальчук, опираясь на материалы, которые предоставили бывший начальник Российского государственного научно-исследовательского и испытательного центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (РГНИИЦПК) генерал-полковник П.И. Климук и полковник Е.И. Жук.

Для начала - хроника последних часов жизни Юрия Гагарина.

Прибыл на аэродром в 8 час. 35 мин, прошел медосмотр и дополнительный медицинский контроль. С 9 час. 15 мин. начал под руководством В. Серегина предполетную подготовку.

В 10 час. 19 мин. Гагарин поднял самолет в воздух. Спустя 11 минут, в 10 час. 30 мин., закончив упражнение в зоне, доложил руководителю и попросил разрешения взять курс на возвращение. После этого радиообмен прекратился, на запросы руководителя полетов 625-й (позывной Гагарина) не отвечал.

Судя по косвенным доказательствам, примерно через минуту самолет столкнулся с землей...

Для выяснения причин катастрофы была создана правительственная комиссия, в которую вошли самые квалифицированные авиационные специалисты, видные космонавты, летчики-испытатели, авиаконструкторы, ученые и другие специалисты (Г. Титов, А. Леонов, С. Микоян, Н. Кузнецов, А. Майоров, С. Петров, П. Сигов, А. Сосунов, С. Белоцерковский и другие). В ней были две подкомиссии. Одна - по расследованию порядка подготовки, организации безопасности полетов и готовности к ним, другая - по подготовке авиатехники, ее надежности и правильной эксплуатации. Кроме того, была образована группа научно-технических экспертов по отдельным вопросам: криминалистики, медицинских исследований, лаборатории по исследованию крови, агрегатов и др. Привлекались даже специалисты московских первого и второго часовых заводов.

Комиссия работала долго. Только в конце 1988 г. было составлено и подписано коллективное заключение. Объективность расследования была предельной, но совершенно бесспорных, достоверных причин катастрофы установлено не было, и дать однозначное ее объяснение комиссия не смогла. В делах расследования, которые хранятся в архиве, виновные в его гибели не определены и не названы. Поэтому появились и до сих пор циркулируют слухи и лживые версии, связанные с катастрофой.

К расследованию подключались также различные организации - Федерация космонавтики России, Военно-воздушная инженерная академия им. Жуковского (ВВИА) и другие.

В 1992 г. вышла в свет книга одного из членов госкомиссии, профессора, генерал-лейтенанта авиации в отставке С. Белоцерковского «Гибель Гагарина: факты и домыслы». Автор - известный ученый, руководитель дипломной работы Гагарина, участник расследования - подробно осветил ход расследования, его результаты, объяснил, почему его итог был скрыт от широкой публики и специалистов.

Приведем некоторые суждения автора.

На самолете не было системы автоматической регистрации параметров полета, что сильно осложнило расследование. Организация полетов осуществлялась при отсутствии полной информации о погоде в районе полетов. Она оказалась намного хуже, чем рассчитывал руководитель полетов. Летчик-испытатель Серегин (налет более 4.000 часов) был квалифицированным инструктором, в высшей степени дисциплинированным, хладнокровным, способным в полете выходить из самых критических ситуаций.

Подготовка Гагарина была весьма основательна, не было отступления от норм и правил. Накануне рокового полета у него были контрольные полеты в зону и по кругу 20 и 22 марта 1968 г. под руководством летчика-инструктора капитана Хмель (командир звена майор Лашков, заместитель командира эскадрильи майор Есиков). У всех у них была одна оценка подготовки Гагарина - «отлично» и заключение о его готовности к самостоятельным полетам на самолете МиГ-17.

Как и 20 лет назад, есть твердая уверенность в том, что версия о неправильных действиях или недисциплинированности летчиков в полете должна быть отвергнута. Последний перед гибелью Гагарина углубленный медицинский контроль состоялся 22 марта 1968 г. Вывод: здоров, годен к летной работе без ограничений.

В чем же причина катастрофы?

На основании имеющихся материалов нельзя однозначно назвать ее, но можно утверждать: аварийная ситуация возникла внезапно на спокойном фоне полета, что подтверждает запись радиообмена руководителя полетов и экипажа. Ситуация была скоротечной, усугубившейся плохими погодными условиями. Экипаж принял все меры, чтобы выйти из нештатной ситуации, но из-за нехватки времени и высоты произошло столкновение с землей.

По обломкам самолета УТИ МиГ-15 комиссия установила: все системы самолета работали исправно до самого столкновения с землей. Результаты расследования были доложены правительственной комиссии и одобрены. В архиве хранятся 29 томов, в которых содержатся итоги расследования. К сожалению, как пишет Белоцерковский: «...никакого официального расследования не было, ...исследование не было доведено до конца». Автор считает это крупным недостатком в работе комиссии.

Позже, на одном из научных семинаров, который вел Белоцерковский в ВВИА, друг Гагарина летчик-космонавт А.А. Леонов поведал личную точку зрения на катастрофу: «Во время полета Гагарина в воздухе, в зоне пилотирования присутствовал второй самолет - Су-15. И по документам подтвердилось, что это был Су-15. Нижний крен, около 50 м, летчик включил форсаж и прошел рядом. В результате под действием его струи самолет Гагарина свалился в штопор. Говорить о других версиях неприлично. Экипаж боролся до самого конца. Я никогда не откажусь от своих слов и еще раз подтверждаю это».

Думается, это свидетельство может положить конец необоснованным слухам и домыслам. Юрий Гагарин до последнего мгновения полета действовал, как и подобает профессионалу военной авиации. Жизнь первого космонавта планеты Земля оборвала трагическая случайность. Его космический подвиг - гордость нашей страны, одно из ярких событий истории человечества.

Материал подготовил к печати Николай РОЯНОВ