Эта идея родилась в Московском институте открытого образования: доцент Сергей Пимчев уже рассказывал на страницах нашей газеты о том, как решено было отметить 825-летие «Слова...», как пришла в голову идея на одном уроке представить опыт изучения этого выдающегося произведения в Белоруссии и России, а конкретно - в Минске и Москве. Белорусские коллеги откликнулись сразу, и началась подготовка к уроку. Конечно, ничего не получилось бы, если бы идею не поддержали начальник Северо-Западного окружного управления образования Ирина Буланова, ректор МИОО Алексей Семенов, проректор МИОО Галина Буданова, директор ОМЦ СЗАО Татьяна Турунова, директор Центра педагогических конкурсов и управления проектов МИОО Любовь Савинкова, народный артист РСФСР Михаил Ножкин, народный учитель России Алла Кухтинская, учитель года Москвы-2004 Глеб Мочалов и многие другие. И вот настал тот день...

Первую часть общего урока давали минчане, и назывался он «Время прикоснуться к «Слову». Учителя были удивительными: учитель истории, заместитель директора по учебной работе школы №83 имени Г.К.Жукова, лауреат конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Столичный учитель - столичному образованию»-2007 в номинации «Учитель», лауреат премии Мингорисполкома-2007, обладатель гранта Мингорисполкома-2009 за разработку образовательного проекта Олег Жук; учитель русского языка и литературы, лауреат конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Столичный учитель - столичному образованию»-2007 в номинации «Учитель», лауреат премии Мингорисполкома-2007, методист Центра поддержки и развития образовательных инициатив педагогических работников Минского городского института развития образования, председатель совета Клуба учителей города Минска «Большая перемена» Татьяна Павлючук; учитель истории школы №157 лауреат районного этапа конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Столичный учитель - столичному образованию»-2007 в номинации «Учитель», лауреат премии Мингорисполкома -2004 Эллина Сакович.

Между первой и второй частями было другое действо, но оно очень удачно вписывалось в общую канву урока - клуб военно-исторической реконструкции «Работор» (выпускники школы «Лосиный остров» №368) показал, как сражались русские богатыри.

Вторую часть урока «504 строчки... Пророчество древнерусского эпоса. Так начинались мы. (Русь как инновационный центр Евразии)» представляла сборная команда Москвы: учитель русского языка и литературы школы №1205, лауреат конкурса «Учитель года Москвы» Андрей Романов, учитель истории школы №827, кандидат исторических наук, доцент, заместитель декана исторического факультета МПГУ, лауреат Северо-Западного окружного этапа конкурса «Учитель года Москвы» Андрей Можайский; учитель русского языка и литературы, заместитель директора гимназии №1544 Галина Михеева.

Учителей поддерживала замечательная команда гимназистов: Кирилл Карпов, Екатерина Таразанова, Мария Старцева, Анастасия Продан, Анна Прокопенко, Александра Туманова, Никита Федоров, Рита Литвинчук.

Тут особо нужно сказать о директоре гимназии №1544 Наталье Коробовой. Поддержав идею проведения такого урока, пригласив его участников в свою школу, Наталья Федоровна, конечно, сильно рисковала. Ведь уровень обучения и воспитания всегда очень хорошо оценивается по ученикам - на что способны, как работают, какой интеллектуальный багаж имеют. Гимназистам Коробовой предстояло работать с незнакомыми учителями, причем не только московскими, но и минскими, за их спинами стояла не только гимназия №1544, но, считайте, и все столичное образование. Но Наталья Коробова не побоялась такой публичной презентации работы своей гимназии, ученики педагогов 1544-й оказались на высоте. Об этом сказали в заключительном слове и минские педагоги (причем на всем понятном, как выяснилось, белорусском языке), и московские педагоги.

Успех проекта был столь очевиден, что теперь и другие округа проведут такие уроки и в них примут участие еще и украинские учителя. То есть педагоги трех славянских государств докажут, что у трех народов общие корни, общая культура, общая память о том, что нас объединяло, и надежда на то, что будет всегда объединять.