Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения немыслимо без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с особой категорией учащихся - детьми с задержкой психического развития. Планируя эту работу, учитель опирается на основную ведущую деятельность младших школьников - учебную. Но к моменту поступления в школу (по данным Л.В.Кузнецовой) у одной трети детей, имеющих отклонения в развитии, доминируют игровые моменты. Возникает проблема: ребенок еще не перерос пик игровой деятельности, а ему уже нужно адаптироваться к другой - учебной. Такие дети с трудом усваивают общеобразовательную программу, имеют слабо развитый интеллектуально-творческий потенциал.

Вот данные о детях моего класса в начале первого года обучения по результатам обследования дефектологом, логопедом, психиатром, психологом:

1-я группа - детей, готовых к обучению по традиционной программе, не было.

2-я группа - часть детей (4 чел.) отличалась незрелостью эмоционально-волевой сферы, преобладанием игровых интересов, быстрой утомляемостью при мыслительной работе.

3-я группа (3 чел.) - это дети, не способные к концентрации внимания, со сниженной памятью и замедленным темпом мыслительной деятельности, с повышенной чувствительностью.

4-я группа - преобладали дети (5 чел.) с несформированностью двигательных функций, речи, нерешительностью, боязливостью, замедленностью и пониженной переключаемостью психических процессов.

Деление детей на группы условное (выделены преобладающие нарушения). Большинство детей можно отнести к 2, 3, 4 группам одновременно. Но эти дети имеют резервы развития, способны принимать помощь, усваивать принципы действий и осуществлять их перенос.

Исходя из психофизической особенности и интересов таких детей, эффективно использовать различного рода игры. Предлагаемая и опробованная система игр в классах выравнивания направлена на решение проблемы успешного воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии. Игры воздействуют в социальном, интеллектуальном и психофизическом плане на личность ребенка.

Новизна опыта состоит в том, что разработанная система игр позволяет организовать плавное «погружение» учащихся в учебную деятельность, стимулирует их познавательную активность, имеет здоровьесохраняющий компонент. Учителю требуется подобрать материал, изготовить наглядные и демонстрационные пособия, отслеживать результаты по индивидуальным дневникам наблюдений.

Разработанная мною система педагогических игр обладает следующими особенностями:

а) активизирует психические процессы деятельности ребенка (ощущения, восприятие, мышление, воображение, память, внимание, волю, речь, моторику);

б) строится на интересе, дети получают удовлетворение и радость от игр;

в) создает наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей.

Игровая деятельность детей с нарушениями в развитии выполняет следующие функции:

- обучающая (помогает овладевать знаниями);

- диагностическая (выявляет отклонения и изменения в развитии, помогает детям в самопознании);

- терапевтическая (помогает преодолевать трудности и вносит позитивные изменения в личностные показатели);

- коммуникативная (помогает освоить диалектику общения);

- занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес).

Формы учебной работы, в которых реализуется игра: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Использование игры в моем педагогическом опыте.

(См. схему 1)

Деление на группы игр нестрогое. Одна и та же игра может быть направлена на коррекцию каких-то нарушений и в то же время выполнять дидактическую задачу, развивать память (мышление, внимание).

Дидактические игры

Цели: углубление и закрепление урочного материала, совершенствование познавательных способностей.

По характеру используемого материала я выделяю такие виды игр:

1) Предметные:

игры с геометрическими фигурами, кубиками, коробками, игрушками, счетными палочками

2) Настольно-печатные и логические:

игры с игровым полем, с маршрутом, лабиринты, раскраски, лото

3) Словесные:

викторины, шарады, задачи-шутки, анаграммы, кроссворды, чайнворды, «Доскажи словечко», «Отвечай-ка»

Примеры - в приложении № 1.

С 1-го по 4-й класс осуществляется плавный переход от игры с предметами (на основе наглядно-действенного мышления) к словесным формам (с опорой на наглядно-образное мышление).

Дети удовлетворены успехом при условии индивидуального подбора каждой игры для отдельно взятого ученика.

Игры для коррекции нарушений звукопроизношения

(См. таблицу 1)

Особенно много внимания уделяется этим играм в 1-м классе в период обучения грамоте. В дальнейшем они используются на уроках чтения на этапе настроя, на уроках русского языка при подготовке рук к письму, на любом уроке в минутки отдыха.

К 4-му классу эти игры, как правило, не нужны, т.к. дети овладевают правильным звукопроизношением.

Примеры - в приложении № 2.

Игры для коррекции нарушений лексико-грамматической стороны речи

(См. таблицу 2)

Данные игры помогают формировать представление об окружающей действительности, организуют познавательную деятельность. Детям нравятся игры с фишками, картинками, мячиком в группах (за «круглым столом», в мастерской Незнайки).

Игры для коррекции нарушений чтения и письма

(См. таблицу 3)

Данные игры используются с первых дней на уроках письма и обучения грамоте.

Детям нравится работать в маленьких блокнотах (у каждого), где они много рисуют, графически изображают буквы, что впоследствии способствует устранению искажений звукослоговой структуры слова при чтении и письме.

Примеры - в приложении № 4.

Игры для эмоциональной регуляции

Цели: снятие состояния психического дискомфорта; развитие самостоятельности и уверенности; снятие страхов, уменьшение тревожности.

Виды: игры в ассоциации, подвижные игры по правилам, с использованием музыки; игры-имитации, сюжетно-ролевые игры, рисуночные игры.

Система игр подвижна, вариативна, способствует укреплению нервной системы, повышению мыслительной деятельности детей. Применяется в работе с отдельной группой учащихся на индивидуально-групповых занятиях, во время перемен и физкультминуток.

Примеры - в приложении № 5.

Игры, переключающие и развивающие внимание

Условия успешного переключения внимания:

1. Завершенность каждого этапа и вида деятельности.

2. Кратковременность занятий одним видом деятельности.

3. Умственное напряжение необходимо снять своевременно.

4. Эмоциональность, занимательность, красочность предлагаемой деятельности.

(См. схему 2)

Дети легко включаются в игры с хлопками, сигналами, движениями. Такие игры проводятся на каждом уроке, что позволяет увеличить его эффективность, приучает детей к организованности, способствует лучшему усвоению разнообразного учебного материала. Эти игры способствуют профилактике сколиоза и близорукости, а также уточняют и расширяют знания об окружающем мире.

Примеры - в приложении № 6.

Игры на коррекцию недостатков памяти и мышления

Виды: игры с описаниями (картинки-загадки); игры с повторением порядка действий, движений, ритма; игры с нахождением противоположностей, на исключение и обобщение.

Цели: развитие моторно-слуховой памяти, правильного восприятия и наблюдательности, мыслительных операций.

Детям нравятся игры, где присутствует дух соревнования, где нужно угадать предмет или другого участника. Эти игры можно применять на любом уроке, они могут содержать обучающий материал.

Примеры - в приложении № 7.

Приложение № 1

1. «По горам, по долам»

(См. рис. 1)

2. «Забавные зверушки»

Составить из набора геометрических фигур разных животных (можно по образцу).

(См. рис. 2)

3. «Путаница»

Над рекой летели птицы:

Голубь, щука, две синицы,

Два стрижа и пять ершей.

Сколько птиц? Ответь скорей!

4. «Шарады»

С Л я слезы вызываю,

С Ж по воздуху летаю.

(Лук - жук)

Начало - голос птицы,

Конец - на дне пруда.

А целое - в музее

Найдете без труда.

(Картина)

Приложение № 2

1. «У бабушки Фроси»

Дети проговаривают стихотворение с движениями:

(сжимают и разжимают кулачки)

У бабушки Фроси

Пятеро внучат.

Все каши просят,

Все криком кричат.

(загибают по очереди пальцы (от мизинца к большому) на ведущей руке)

Акулька - в люльке,

Аленка - на пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке

А-а-а!

(сжимают кулачки, вращают кистями рук)

Баба тесто месила,

Баба кашу варила

И внучат кормила.

(загибают по очереди те же пальцы)

Акульке - ложку,

Аленке - ложку,

Аринке - ложку,

Степану - ложку,

А Иванушке - целый ковшичек.

2. «Сколько раз?»

Дети с закрытыми глазами должны прослушать и определить количество ударов бубна (барабана, карандаша). Усложнение: задан ритм, воспроизвести.

3. «Тихо - громко»

Детям предлагается произнести слово или изобразить голос какого-то животного или короткое предложение сначала тихо, затем громко.

4. «Чистоговорки»

Са-са-са - в лесу бегает лиса.

Со-со-со - у Вовы колесо.

Ос-ос-ос - на поляне много ос.

Су-су-су - было холодно в лесу.

Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь.

После разучивания можно предложить детям такой вариант игры: демонстрируется картинка с изображением (лиса, колесо, осы, зимний лес, гусь), одна группа детей называет слоги, вторая - предложения.

5. Игры-инсценировки

Вспомнить известную сказку («Теремок», «Колобок»), распределить роли между детьми, инсценировать.

Приложение № 3

1. «Найди лишнее»

Предлагается классификация предметов - убрать лишнюю картинку или найти лишнее слово (среди фруктов - овощ, среди одежды - мебель, среди диких животных - домашнее и т.п.).

2. «Сочиним сказку»

Предлагается сочинить сказку на определенную тему. Учитель «развертывает» действие, учащиеся дополняют.

«Новый дом»

Построили три поросенка новый дом. Решили они отметить новоселье и пригласили в гости друзей, в названии которых есть Р (барсук, рысь, крот, бурундук, жираф, тигр, бобр...). Отправились поросята в магазин и купили в дом новые вещи, в названии которых есть Р (кресло, кровать, ковер, картина, табуретки...). На празднике они угощали гостей блюдами, в названии которых есть Р (борщ, рыба, торт, творог, смородина, мороженое, мармелад...). Три поросенка были рады.

3. «Следопыт»

Прочитать пары слов и сказать, что изменилось.

ЛЕС - СЕЛ

ЛИСА - СИЛА

ШОРОХ - ХОРОШ

4. «Поиграем в слоги»

Ребята пили сладкий СОК.

Слог ПЕ добавим - стал... (ПЕСОК).

А НО пришло - уже... (НОСОК).

А если КУ - читай... (КУСОК).

Со слогом ЛЕ прочтем... (ЛЕСОК),

Туда пошли мы на... (ЧАСОК).

5. Игры-драматизации

Дети знакомятся с коротким рассказом, стихотворением, сказкой, распределяют роли и разыгрывают «спектакль». (В.Сутеев. «Цыпленок и утенок», «Под грибом», Гримм. «Заяц и еж», К.Чуковский. «Телефон» и др.).

Приложение № 4

1. «Дорисуй»

Дети обводят по трафаретам фигуру (или несколько) и дорисовывают до определенного предмета. Также можно дорисовывать буквы.

2. «Рыболов»

Ученикам раздаются картинки с изображением рыб (можно подписать: щука, окунь, карась...). Водящий «забрасывает удочку» - выбирает слого-звуковую схему. Ученики поднимают ту картинку, на которой слово соответствует схеме.

3. «Овощи и фрукты»

Даны картинки с изображением овоща или фрукта и написанным слогом. Соединить сначала овощи и составить из слогов слово, а затем фрукты.

4. «Ромашка» или «Цветик-семицветик»

На каждом лепестке задание:

- придумать слово со звуком [...] в начале, середине и в конце;

- назвать дни недели, месяцы, времена года со звуком [...];

- составить слово из слогов [...] и др.

5. «Почтальон»

Водящий-почтальон достает из конверта картинки и показывает. Дети должны отобрать те, на которых изображены животные или предметы, в названии которых 2(3) слога (утка, гусь, чайка, сорока, синица, курица и т.д.).

6. «Закончи предложение»

1-й вариант - попробовать угадать конец фразы:

Дети ели ка... . В лесу растут гри... .

2-й вариант - попробовать догадаться, какие слова в рассказе «пропали» (закрыты снежинками).

Зима. Все дорожки покрыты пушистым_____ . Гладким _____ оделась река. Ребята построили высокую _____ . Быстро мчатся _____ . Резкий _____ бьет детям в _____ . Мороз щиплет _____ - _____ не боятся мороза. Весельем горят их _____.

Приложение № 5

1. «Путаница»

Выбирается ведущий, который выходит из класса. Остальные дети встают в круг, берутся за руки. Их задача - запутаться так, чтобы водящий не сразу смог их распутать.

2. «Переправа»

Дети должны переправиться через «болото», перепрыгивая с кочки на кочку, помогая друг другу.

3. «Паутина»

Между двумя стойками в беспорядке натягиваются нити. Помогая друг другу, нужно пройти, не повредив паутину.

4. «Делай, как я»

Водящий показывает разные движения, остальные повторяют.

5. «Молекулы»

По сигналу «Молекула-2!» дети объединяются в пары. «Молекулы!» - бегают в беспорядке по одиночке. «Молекула-3!» - объединяются в тройки. И т.д.

6. «Жмурки с колокольчиком»

У каждого ребенка в руке колокольчик. Водящий с завязанными глазами ловит детей, ориентируясь на звук колокольчика.

7. «Змея»

Дети встают в колонну друг за другом и закрывают глаза, кроме первого стоящего. Он - голова змеи и должен повести остальных по определенному маршруту (можно с препятствиями).

Приложение № 6

1. «Найти отличия»

Предлагаются две картинки, нужно найти, чем они отличаются.

2. «Кто спрятался»

Постараться увидеть на рисунке «спрятанные» предметы (фигурки животных, буквы, цифры).

3. «Хлопки»

Дается задание: посчитать от [...] до [...]. Вместо чисел, которые делятся на [...], выполняется хлопок.

Другие варианты:

1) зачитывается ряд слов, обозначающих одушевленные предметы, если звучит неподходящее слово - хлопок;

2) демонстрируются картинки с предметами, которые летают (плавают, согревают и др.), если картинка неподходящая - хлопок.

4. «Птичка»

Каждый получает название дерева (дуб, рябина, липа и т.д.). Ведущий говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку». Елка вызывает другое дерево и т.д.

5. «Почта»

Перекличка водящего с игроками:

- Динь-динь-динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города (из деревни).

- А что в городе (в деревне) делают?

- Читают (поют, строят, пишут, ездят на машине, пилят, стирают белье, доят корову и т.д.).

Игроки должны изображать то, что сказал водящий.

6. «Уголки»

Под руководством учителя: «Голова неподвижна, «работают» только глаза. Увидеть правый верхний уголок, нижний левый, верхний левый, нижний правый». Примечание: уголки стены, расположенной перед сидящими.

Вариант: уголки таблицы, разделенной на 4 разноцветных квадрата. Попросить найти глазами красный уголок, желтый, синий, зеленый.

7. «Что вокруг»

Перед детьми на уровне глаз - лист бумаги с нарисованным кругом в центре (диаметр - 1-2 см). Зафиксировать взгляд на этой точке и назвать предметы справа или слева от себя (или помещенные рядом с листом иллюстрации, схематические рисунки).

Приложение № 7

1. «Клубок»

Учитель показывает картинку или игрушку (котенок). Какой он? (Подобрать слова-описания). Ведущий бросает клубок первому ученику, который должен назвать слово (пушистый) и бросить клубок другому. Второй ученик называет первое слово и свое (пушистый, рыжий). Третий повторяет два предыдущих слова и называет свое и т.д.

2. «На грядке»

Выставляется ряд картинок: что растет на грядке. Запомнить и восстановить (можно зарисовать). Затем найти лишнее, объединить в группы (по разным признакам).

г. Великий Устюг Вологодской области