«Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти», - сказал Михаил Салтыков-Щедрин. Литература - зеркало, в котором отражается не только историческая эпоха, но и бессмертная человеческая душа. Именно книги передают духовный потенциал, накопленный веками, сохраняют нравственные заповеди и заветы, бередят совесть, проникают в сердце. Академик Дмитрий Лихачев писал: «Русская литература... всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Пройдя вместе со страной весь путь исторического развития, наша литература стала достоянием не только русской культуры, но и культуры мировой, обогащая ее высоким зарядом справедливости и нравственности, патриотизма и поиска идеалов.

К классической литературе мы обращаемся всю жизнь, стараемся сделать ее достоянием будущих поколений. Эту цель ставят и решают ежедневно тысячи учителей литературы. 2010 год - год памятных дат, год, когда в школах с особым трепетом произносятся имена писателей, чьи юбилеи пришлись на этот год. Культурно-образовательный проект Департамента образования «Литературный венок России», реализующийся в этом году в московских школах, призван создать особое образовательное пространство для ребят, учителей и родителей, в котором они вместе смогут неординарно и творчески пережить мгновения жизни любимых писателей, встретиться с литературными героями, обратиться к страницам дорогих им книг.

Проект нашел свое отражение в работе педагогов и школ Северного округа. В рамках основного и дополнительного образования школ намечены и уже проведены интересные мероприятия, направленные на воспитание и развитие вдумчивого читателя, на формирование всесторонне развитой личности современного гражданина.

Каждую неделю ребят ждут открытия новых горизонтов - в школах проводятся различные мероприятия, многогранно представляющие творчество писателей-юбиляров: это не только открытые уроки учителей русского языка и литературы, но и литературные гостиные, театрализованные праздники, литературно-музыкальные композиции, конкурсы исследовательских и творческих работ, экскурсии в музеи, посвященные жизни и творчеству русских писателей, и посещение театральных спектаклей, поставленных по произведениям русской классики.

Играем Чехова

Январь 2010 года прошел под знаком Антона Павловича Чехова. Да и весь нынешний год объявлен ЮНЕСКО Годом Чехова. Русская и европейская культура благоговейно отмечают 150-летие со дня рождения великого писателя. Само время поместило его имя в первый ряд русских гениев.

Жизнь Чехова - урок высокой нравственности. «В жизни он был именно тем, чем он был в творчестве, - человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости», - так писал Иван Бунин в статье «Памяти Чехова».

О том, как Антон Павлович всю жизнь создавал себя, свой характер, как бескорыстно и щедро отдавал себя людям, рассказывали на открытых уроках учителя школ №№141, 684, 706, 1224, 1481. Ученики школы №183 сами подготовили презентации на тему «Жизнь и творчество Чехова».

Учитель русского языка и литературы школы №849 Ольга Дьяченко в рамках интегрированного урока по рассказу «Репетитор» беседовала с семиклассниками и о тонком юморе, и о мастерстве Чехова, и о «вечных» проблемах учеников, и об актуальности творчества писателя, который абсолютно соответствует современной динамичной эпохе. В 10-м классе школы №1474 урок «Делайте добро» по рассказу «Крыжовник» провела Любовь Зеленюк. После него, по признанию учащихся, призыв Антона Павловича: «...пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» - стал их жизненным девизом.

Урок-исследование «Лингвистический анализ текста рассказа А.П.Чехова «Устрицы» проведен в 5-м классе школы №2043 учителем Хохловой. Педагог уверена, что знакомство с жизнью писателя и работа над его произведениями должны пробудить у учащихся живой интерес к Чехову как к замечательному художнику слова.

Учащиеся школы №152 замечательно сыграли спектакль «Рецепты доктора Чехова». Блистательная игра юных актеров, выразительный язык чеховских произведений нашли искренний отклик в сердцах всех, кто сидел в зале: учеников, их родителей, гостей праздника.

Кропотливая работа была проведена учителем школы №1291 Л.Аглинскас, которая поставила с учениками комедию «Юбилей». «Ребята буквально «заболели» Чеховым, - поделилась своими впечатлениями учитель. - Его добрый смех пробуждает активность юного читателя, требует работы мысли и души».

В рамках дней Чехова в школах №№183, 207, 208, 218, 656, 885, 1223 учащиеся 6-7-х классов с удовольствием отвечали на вопросы викторин по теме «Смеемся вместе с Чеховым».

Изучение творчества А.П.Чехова в школьном курсе литературы оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека, его произведения формируют читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость учеников. В этом убеждены педагоги школ №№218 и 1288, в которых был проведен Чеховский фестиваль. Ребятам из школы №218, участвовавшим в конкурсе юмористического рассказа, удалось представить себя на месте Антона Павловича и научиться «кратко говорить о длинных вещах».

Столичные театры предоставляют широкие возможности для погружения в мир чеховских пьес - от классических спектаклей в Малом театре и МХАТе до авангардных и спорных постановок Някрошюса и Кончаловского. Учителя округа решают на примере драматургии Чехова не только теоретико-литературную задачу - показать на конкретном материале мастерство писателя, единство содержания и формы в художественном произведении, но и на практике знакомят учеников со сценическим новаторством.

Невозможно представить себе юбилей писателя без экскурсии в Литературный музей. Учащиеся 6-7-х классов школы №698 вместе со своим учителем Ю.Яблочкиной провели урок в доме-музее А.П.Чехова. Чеховская усадьба Мелихово гостеприимно распахнуло двери для ребят из школы №1121.

Диапазон мероприятий, посвященных творчеству А.П.Чехова, в школах очень широк: это и литературные гостиные в 208-й и 1244-й, и литературные вечера в школах №№251, 603, 656, 660, и балы чеховских литературных героев в школах №№1224, 662, 2020, и читательская конференция «Диалог о литературе» в 9-11-х классах в 222-й и 1583-й. В школе №149 состоялся урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Символом урока стал сделанный руками учеников молоточек со словами Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные».

Любовь к людям, уважение человека было верой Чехова, его мировоззрением - это близко и современным читателям. В этом основная причина того, что Чехов продолжает жить с каждым новым поколением.

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской»

Вся жизнь Александра Сергеевича Грибоедова - подвиг во славу Отечества. «Это был один из умнейших людей в России со способностями человека государственного», - так Александр Пушкин отозвался о своем современнике и тезке Грибоедове - выдающемся драматурге и блестящем дипломате, экономисте и историке, лингвисте и талантливом композиторе. «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему отечеству», - считал сам А.С.Грибоедов.

Внеклассное мероприятие «Знакомый незнакомый Грибоедов...» надолго запомнится ученикам школ №№1251, 1424 интересной подачей материала, замечательной игрой юных талантов, виртуозным исполнением музыкальных сочинений Грибоедова. Литературная гостиная «Грибоедовская Москва» была открыта в школе №1224.

«За Коньком-Горбунком в сказку русскую войдем»

22 февраля исполнилось 195 лет со дня рождения талантливого русского писателя Петра Ершова, автора известной всем сказки «Конек-Горбунок», написанной им в студенческие годы, в возрасте 19 лет, сказки, которую читают и перечитывают дети в течение 175 лет и не только в России. Это событие нашло живой отклик у учеников и педагогов многих школ Северного округа.

В начальной школе и в пятых-шестых классах многих школ САО прошли уроки по творчеству Петра Ершова. Особенно понравилось ребятам школ №№216, 603, 660, 929 отвечать на занимательные и каверзные вопросы викторины. Ученики активно, азартно и увлеченно играли, показывая отличное знание тематического словаря и содержания сказки.

Важную роль сыграли выставки, организованные в школьных библиотеках «П.П.Ершов - автор «Конька-Горбунка». Учителя начальной школы и изобразительного искусства провели конкурс иллюстраций к сказке. Выставку лучших детских работ оформили в ГОУ №1424.

Есть книги, известность которых не знает границ в пространстве и времени, к ним относится сказка «Конек-Горбунок». Когда учитель школы №929 Елена Ильюхина в заключение викторины задала вопрос: «О чем же эта сказка?», одна ученица очень верно сказала, что эта сказка о дружбе, которая победила все беды. Главное - не потерять нравственные ориентиры, идущие от наших корней, от наших замечательных сказок!

«Игра стихов, игра златая»

Евгений Баратынский - тайна, и тайна эта открывается лишь в «воздыханиях неизреченных». Поэтический мир Баратынского постигается не рассудком, а сердцем. Именно так произошло на вечере романса к 210-летию Баратынского в школе №662 .

Литературный вечер представлял собой сплав музыки, пения и литературного повествования о жизни и творчестве поэта. Горят свечи. На сцене музицируют, поют, читают стихи и письма Баратынского, воспоминания о нем современников - Пушкина, Плетнева, Киреевских, Хомякова... Все это сливается в единое действо, в котором как бы воскресает дух эпохи, дух самого Баратынского. И хочется повторить вслед за другим русским поэтом - Георгием Ивановым: «...С Баратынским нельзя расстаться, раз узнав его. С ним, как с Пушкиным... узнав его, хочется жить и умереть».

«Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Жизнь Бориса Пастернака совпала с эпохальными событиями XX века - от Первой мировой войны и до хрущевской «оттепели». В короткий период надежд на свободу слова Пастернак закончил свой роман «Доктор Живаго», который был удостоен высшей из литературных наград мира - Нобелевской премии. Его лирические произведения принадлежат к вершинам поэзии, а переводы Шекспира, Гете, французских и грузинских поэтов считаются непревзойденными.

К 120-летию со дня рождения Бориса Пастернака приветливо распахнули свои двери литературные гостиные школ №№222, 743, 1287, 1288. Учитель школы №141 Софья Сергеева посвятила свое мероприятие Борису Пастернаку и Марине Цветаевой. Все, кто интересуется творчеством этих поэтов, узнали об их сложном жизненном и тернистом творческом пути.

«Жить, думать, чувствовать, любить»

Программа проведения в образовательных учреждениях Северного округа мероприятий в рамках «Литературного венка России» поистине неисчерпаема. В гимназии №1576 прошел традиционный праздник эпохи «Блистательное XVIII столетие», посвященный юбилею Д.И.Фонвизина, который организовала Ольга Зарецкая. Ученики школы №698 участвовали в интеллектуальном турнире по творчеству писателей-юбиляров, в школе №231 показали литературно-музыкальную композицию «Журчат ручьи...» (по лирике Фета и Майкова). Шестиклассники и семиклассники школы №236 разыграли призы в литературной игре-конкурсе «Знатоки творчества Гоголя». Экскурсия на выставку кукол «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!», посвященную 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, надолго запомнится ребятам из школы №1249. А сколько еще в школах Северного округа было конкурсов творческих работ, фотовыставок и выставок иллюстраций...

Диалог о литературе

В гимназии №1583 в рамках городского культурно-образовательного проекта «Литературный венок России» был проведен «круглый стол» «Филологический анализ текста». Серьезной работе предшествовали инсценировки ребятами произведений классики.

Праздник начался с ярких, талантливых детских выступлений, в которых сочетались разные виды искусства: литература, музыка, театр. Ученики гимназии представили литературно-музыкальную композицию «Литературный венок».

Поэзия Александра Твардовского и проза Михаила Булгакова, романсы на стихи Марины Цветаевой и песни Булата Окуджавы, воздушный вальс и страстное танго исполнялись ребятами с особым настроением, искренне и трепетно. Зал живо откликался на все, что происходило на сцене. Можно сказать, что всех собравшихся объединила любовь к русской литературе, ведь именно она заставляла замирать сердца в этот вечер.

Затем для учителей русского языка и литературы школ САО состоялся «круглый стол», посвященный актуальной для словесников теме «Филологический анализ текста», без которого невозможно представить современный урок литературы. Кандидат филологических наук, преподаватель МГУ имени М.В.Ломоносова А.Молдавский в докладе «Анализ поэтического текста» не только напомнил аудитории алгоритм анализа стихотворений, но и на конкретных примерах показал, как внимание к отдельному слову в тексте раскрывает потаенный смысл всего произведения, помогает понять его идейно-художественное содержание и авторскую позицию. Эту идею продолжил в своем выступлении кандидат филологических наук, доцент А.Кунарев, который страстно, эмоционально говорил о великой силе поэтического слова. На примере анализа программного стихотворения А.С.Пушкина «Памятник» он показал, как работа со словом может не только открыть много нового для ученика, но и увлечь его, зажечь в нем любовь к поэзии, чтению, литературе, родине. О важности воспитания вдумчивого читателя говорила методист кафедры русского языка и литературы МИОО В.Ситникова, предложившая собравшимся один из вариантов урока-диспута в старших классах по творчеству А.П.Чехова, и на примере экранизации рассказа «Дама с собачкой» еще раз показала роль художественной детали. Работе с художественным словом как основе филологического анализа были посвящены выступления: «Функции имен собственных в драмах А.Н.Островского «Гроза» и «Бесприданница» (кандидат филологических наук, учитель литературы гимназии №1583 Якимова); «Цветопись в поэтическом тексте» (заслуженный учитель РФ, учитель литературы гимназии №1583 Н.Казакова). Библиограф Центральной городской юношеской библиотеки имени М.Светлова О.Кушель подготовила обзор литературы по обсуждаемой проблеме. При подведении итогов «круглого стола» учителя русского языка и литературы говорили о различных аспектах филологического анализа текста, о проблемах, возникающих в преподавании литературы на современном этапе, и пользе проведения таких мероприятий, где академическая наука приходит на помощь школьному учителю и стимулирует творческий поиск педагога.