Каждый человек проходит свой неповторимый путь. На этом пути будут взлеты и падения, ошибки и победы. На этом пути ему не раз придется принимать важные решения. Куда пойти учиться? Какую профессию выбрать? В какой стране жить? Как добиться успеха? Как и что выбрать?

Какие качества помогут нашим ученикам на этом пути? Какие качества нужны для успеха в современном мире? Это:

- стремление к саморазвитию;

- умение помогать друг другу;

- умение находить нестандартные решения;

- способность творчески мыслить;

- инициативность.

Как развить эти качества у каждого ученика? Как должен измениться урок, чтобы можно было говорить о целенаправленном формировании этих качеств?

Чтобы развивать инициативность, умение принимать решения и нести за них ответственность, необходимо включать ученика в ситуацию выбора. Чтобы каждый ребенок на уроке чувствовал себя успешным, необходимо дать ему возможность выбрать такие задания и формы работы, с которыми он справится.

Разработать методические материалы для организации учебной деятельности на уроке, которая позволяет обеспечить целенаправленное развитие учеников за счет включения в ситуацию выбора на всех этапах уроках, - главная цель моего проекта.

Задачи проекта

освоение технологий учета индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД);

освоение методики организации групповой и индивидуальной работы учащихся;

разработка дифференцированных заданий с учетом ИСУД;

разработка вариативных домашних и самостоятельных работ;

разработка сценариев урока с вариативными формами и способами деятельности.

Я начала с анализа индивидуальных особенностей и возможностей моих учеников. Чтобы ученик мог выбрать посильное интересное для него задние, необходимо ему такое задание предложить, а для этого нужно знать его индивидуальный стиль учебной деятельности, иметь возможность оценить движение вперед. Это стало первым этапом реализации проекта.

Следующим этапом стало введение в урок ситуации выбора. Важно не просто предоставить ученикам выбор, а сделать его осознанным, научить прогнозировать возможные результаты и оценивать полученный.

Я надеюсь, что в перспективе удастся на каждом уроке математики организовывать пространство выбора для учеников, создавая им возможность самостоятельно ставить перед собой цели, решать, чем и как они будут заниматься. Это станет третьим этапом реализации проекта.

Для проведения анализа индивидуального стиля учебной деятельности я взяла за основу технологию ИСУД, разработанную Н.Галеевой. Диагностика проводится по заданным параметрам учебной деятельности. В качестве параметров взяты индивидуальные особенности, коммуникативные, организационные и информационные общеучебные умения и навыки. На основе диагностики составляется матрица. Таким образом, в результате я получала возможность оценивать индивидуальный прогресс каждого ученика, выбирать задания исходя из индивидуальных особенностей, смогла перейти ко второму этапу реализации проекта.

Что может выбирать ученик на уроке?

Цели и задачи урока.

Сначала эта работа проводится вместе с учителем. В перспективе каждый ученик сможет ставить цели для себя.

Уровень сложности заданий.

В настоящее время большинство дидактических материалов содержат задания разного уровня сложности.

Форму выполнения задания.

Форму представления задания.

Домашнее задание.

Партнера, консультанта.

Информационные источники.

Ученик может решать сам, в группе, в паре или индивидуально он будет работать. Однако чтобы сделать такой выбор осознанно, нужна серьезная предварительная работа. Необходимо, чтобы ученики были знакомы с каждой из предложенных форм, умели взаимодействовать в группе, могли оценить преимущества и недостатки каждой из форм работы и выбрать. В нашей школе ученики начинают работать в группе при выполнении учебных заданий уже в начальной школе. Поэтому в своем шестом классе я уже могу предлагать им на выбор несколько форм выполнения задания.

Прекрасный шанс создать ситуацию успеха для каждого ученика дает возможность выбора формы представления заданий, например, при работе с понятиями по теме «Обыкновенные дроби» ученик может представить задание в виде серии рисунков, кроссворда, схемы, сочинения по теме. В зависимости от индивидуальных особенностей, умений, навыков каждый ученик выберет свою форму. Девочка испытывает сложности в свертывании информации, не удерживает во внимании информацию, не удерживает во внимании одновременно более одного объекта, но умеет рисовать - создает серию рисунков по теме. Ребенок, у которого объем внимания больше (2-3 объекта), объединяет на одном рисунке несколько понятий. Самый высокий для шестого класса уровень развития навыков свертывания информации, мыслительных операций показала девочка, которая отразила не только все понятия темы, но и область применения каждого в виде схемы.

Если при работе на уроке выбор заданий осуществляется в основном по уровню сложности (при этом задания уже разделены на группы), то для домашней работы можно предложить более индивидуальный подход. Мы с моими учениками составили такой алгоритм для выбора оптимального домашнего задания из предложенных задач:

1. Внимательно прочитайте все предложенные задания.

2. Разделите задания на три группы:

а) Я легко смогу решить это задание;

б) Надо подумать, но я представляю, как решать;

в) Трудное задание, не знаю, смогу ли я его решить.

3. Выбери одно-два задания из первой группы и реши. Если ты выполнил задания без затруднений и получил верные ответы, то переходи к заданиям второй группы.

4. Если ты верно решил все задания второй группы, попытайся выполнить хотя бы одно задание из группы в.

5. Если тебе удалось справиться со всеми заданиями второй группы и решить хотя бы одно из группы в, ты хорошо поработал.

Работа по организации учебной деятельности на уроках математики как пространства выбора только начинается, но уже есть результаты.

Выбор... Как часто мы сталкиваемся с необходимостью выбирать и принимать решения. Помочь ученикам создавать оптимальные условия для развития через ситуации выбора - это суть моей педагогической инициативы. Мне предстоит еще немало работы, но это мой выбор.