В преддверии славного юбилея нам, педагогам, призванным не только сеять «разумное, доброе, вечное», но и (иной раз) держать ответ перед своими питомцами за происходившее и происходящее в настоящий момент, следует в первую очередь уделить внимание раскрытию античеловеческой сущности фашизма, разъяснению исторической значимости его разгрома.

Нас не может не волновать, что в стране, потерявшей в годы Великой Отечественной войны 27 миллионов своих сынов и дочерей, испытавшей так много горя и бед, находятся те, кто поднимает руку в нацистском приветствии, рисует свастику (иногда гигантских размеров), более того - осуществляет расправу с людьми, цвет кожи, форма носа или разрез глаз которых вызывает их неприятие или раздражение.

Чьи безразличие и попустительство тому виною? Что формирует такую позицию и обусловленные ею действия? Наличие трудно разрешимых материально-бытовых проблем? Привычка делить людей на «своих» и «чужих»? Стремление к «твердой руке» и «железному порядку»?

Не вызывает сомнения, что в любом случае мы имеем дело с грубым искажением истины, отрицанием вечных человеческих ценностей, серьезной деформацией сознания. В связи с этим и в действующих учебниках, и в ходе организуемой на уроках познавательной деятельности учащихся должна быть раскрыта и со всей очевидностью показана бредовая сущность идей превосходства «избранной расы», выявлена безусловная ответственность фашизма за разжигание мировой войны, развертывание геноцида целых народов. «Один я имею право решать, какой народ будет существовать на свете, а какой будет истреблен»,- заявлял Адольф Гитлер. Как известно, эти слова не остались пустым сотрясением воздуха.

Мне представляется, что молодые люди XXI века должны знать о том, что означает понятие «холокост», который стал как трагедией еврейского народа, так и всечеловеческой трагедией. Современным юношам и девушкам должно быть известно о злодеяниях фашистов в концентрационном лагере Освенцим, где было уничтожено не менее 3 миллионов человек, о трагедии заключенных Треблинки и Маутхаузена, Бухенвальда и Равенсбрюка.

Необходимо объяснить учащимся, что фашизм начинается там, где допускается унижение человека, он открыто проявляет свою звериную сущность тогда, когда звучат призывы к расправам с неугодными, к погромам, массовым убийствам. Разумеется, мы должны формировать толерантность, уважение к иному мнению, стремление понять собеседника. Однако нельзя достигнуть компромисса с теми, кто исповедует идеи шовинизма, непримиримости, насилия, проявляет презрение к ценности человеческой жизни. Этим идеям необходимо давать резкий и своевременный отпор.

Жаль, если у тех, кто относит себя к последователям фюрера, сохраняются какие-либо иллюзии по поводу будущего русского народа в случае победы фашизма. Начиная войну против Советского Союза, Гитлер выразился совершенно определенно: «Речь идет о борьбе на уничтожение... Нам недостаточно просто разбить русскую армию и захватить Ленинград, Москву, Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ».

Наши учащиеся должны быть ознакомлены со следующим замечанием высокопоставленного чиновника рейха к Генеральному плану «Ост»: «Важно, чтобы на русской территории население в большинстве своем состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот германскому руководству».

Серьезное беспокойство вызывают возмутительные и позорные факты похищения ради наживы боевых наград участников Великой Отечественной войны, расправ со старыми, беспомощными людьми. Как стало такое возможно?

Святое чувство уважения к тем, кто готов был пожертвовать и жертвовал своей жизнью ради спасения других людей, должно воспитываться с детства.

На уроках истории необходимо показывать, что победа над фашизмом стала возможной благодаря беспримерному подвигу народов нашего Отечества. Учащиеся должны знать не только «хрестоматийные» имена героев. Им следует рассказать о старшем лейтенанте Иване Иванове, совершившем один из первых таранов Великой Отечественной, «огненном таране» капитана Александра Маслова, подвиге Александра Панкратова, закрывшего своим телом огневую точку противника еще в августе 1941 года.

Учащиеся должны представлять, какой вклад внесли в достижение победы участники партизанского движения, работники трудового фронта, наши героические женщины - летчицы, врачи, медсестры, связистки... В 1967 году во время посещения Западного Берлина замечательной поэтессе Юлии Друниной, ушедшей со школьной парты на фронт, был задан непростой вопрос: «Как вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?» Юлия Владимировна дала достойный ответ: «Для нас весь смысл войны с фашизмом заключался именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей...»

Думаю, что при всей сложности происходившего и многообразии подходов существуют истины очевидные и не требующие пересмотра. Так, каковы бы ни были планы советского руководства, Великая Отечественная война началась так, как она началась: ранним утром 22 июня 1941 года с неожиданного, неспровоцированного нападения фашистской Германии на СССР. Безнравственны и антиисторичны попытки представить борцами за правое дело тех пособников фашистов, кто дал клятву на верность фюреру и пошел против собственного народа, какими бы красивыми лозунгами они ни прикрывались. В 1944-1945 годах наши бойцы освобождали от гитлеровцев народы Европы, что признал, кстати, еще 45 лет назад, в год 20-летия победы над фашизмом, тогдашний президент ФРГ Рихард фон Вайцзеккер, назвавший 8 мая днем освобождения немецкого народа.

Говоря о значимости Великой Победы, мы, безусловно, не вправе забывать о том, какой страшной ценой она досталась. Изучая с учениками историю, мы должны стремиться к правде, как бы горька она ни была.

Должны ли наши ученики знать о том, что Верховным Главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны был

И.В.Сталин, что его имя нередко поднимало бойцов в атаку, что оно по-прежнему значимо для многих ветеранов? Я считаю, что на этот вопрос следует дать утвердительный ответ. Но в то же самое время наши питомцы вправе и должны знать об ужасающем размахе предвоенных репрессий, приведших в частности к уничтожению большинства руководителей Красной Армии и значительной части высшего командного состава, о явных просчетах в определении сроков нападения противника на СССР, направления главного удара, оценке характера начавшихся боевых действий, об очевидном непрофессионализме ряда принимаемых решений военно-стратегического характера, в особенности в 1941-м - первой половине 1942 года.

Как бы то ни было, мы должны стремиться к истине. Хотелось бы, чтобы именно этим соображением руководствовались в первую очередь авторы учебников и учебных пособий, работники средств массовой информации, политические и общественные деятели.

Вообще, как мне представляется, история не атрибут прошлого, она предмет осмысления в настоящем для того, чтобы, правильно сформулировав ее уроки, учесть их в созидании будущего.

На самом деле историю нельзя очернить правдой. Это можно сделать только ложью.

Григорий ПЛОТКИН, учитель истории школы №888, заслуженный учитель школы РФ