Во всех религиях, давно забытых и современных, есть нечто общее, что их сближает: вера в загробный мир, бессмертие души, воскресешение из мертвых, в ад и рай, воздаяние после смерти. Со всеми этими явлениями человек на земле не сталкивался, принимает их на веру, без доказательств.

Мыслители разных эпох (см. с. 186-191) истолковывают религиозные идеи по-разному. В современном постиндустриальном мире богословы, верующие миряне понятие религии трактуют как «упорядоченную совокупность религиозной доктрины, церковно-культовой деятельности, религиозных и государственных взаимоотношений». Основой такого подхода к понятию служит надприродная, надобщественная религиозная вера.

У атеистов, последователей научного материализма религия, как и любая другая сфера духовной жизни, обусловливается общественным бытием людей, их материальным производством.

Сотворение религии как сознания. Вера в Бога, религиозное мировоззрение с точки зрения христианской церкви были внушены человеку Всевышним. Христиане и сегодня признают, что Библия, в которой изложены догмы христианской веры, дарована Богом. Исламское духовенство также убеждено, что Коран (священная книга мусульман) был продиктован Аллахом пророку Мухаммеду и передан через него людям.

Когда была создана религия? Ученые - антропологи, историки, философы - склоняются к мысли, что прямые предки «разумных людей» - хомо сапиенс, питекантропы и синантропы - не знали религиозных верований, не были способны к воссозданию образа богочеловека. Нет убедительных доказательств существования религии и у неандертальцев (живших 200-35 тысяч лет тому назад). Религиоведы предполагают, что религия вероятнее всего появилась у «разумного человека», мозг которого уже не отличался от современных людей, способных размышлять, фантазировать о мире природы и животных, создавать понятные ему религиозные системы и культовые памятники.

Кто создал религию? Современная наука пока убедительно не объясняет причины возникновения жизни, а за ней и разумной жизни. Поэтому христианские воззрения о том, что человек и животные - это творение Бога, широко распространены и в настоящее время. Между тем атеисты стараются доказать, что разнообразные религии были изобретены самими людьми еще в далекой древности.

Итак, отсутствие в первобытную эпоху научных знаний, бессилие человека перед господствовавшими над ним силами природы способствовали развитию религиозных взглядов. Переход современных обществ к научно-технологическому этапу своего развития потеснил влияние религий на общественно-политическую жизнь.

Главные религии мира. Человечеству известны три мировые, наднациональные религии, охватывающие сотни миллионов верующих. Христианство возникло в начале новой эры, его исповедуют главным образом в Европе и Америке, на Ближнем Востоке, в Азии и Африке. Буддизм своими корнями уходит в начало ХV века до новой эры. Наибольшее количество его сторонников в Азии и в странах Дальнего Востока и даже в США. Ислам сформировался в начале VII века новой эры. Располагает своими последователями в странах Ближнего Востока (арабские страны) и в Северной Африке, а также в Пакистане, в Индонезии и других странах Дальнего Востока.

Религии в представлении светских мыслителей. Чем дальше развивалось человечество, тем сильнее оно испытывало потребность в осмыслении религиозных верований, обрядов и атеизма. Мысли мудрых людей далекого прошлого интересны и сегодня.

Древнегреческий мыслитель Гераклит Эфесский (530-470 гг. до н.э.) в числе немногих подверг осуждению своих современников за бессмысленное поклонение «статуям богов на Олимпе», он не скрывал своего неприятия мифических богов в человеческом мире. «Этот космос, - писал Гераклит, - один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем». Ему же принадлежат и слова: «Бытие и небытие связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга». Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое, но не по воле богов греческого Олимпа.

Внутри перечисленных мировых религий существуют различные направления и течения. Христианство представлено и ныне тремя основными направлениями: католицизмом, православием, протестантизмом. Внутри каждого из них существуют свои течения. В протестантизме, например, существует лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм и другие. В исламе выделяют суннизм и шиизм. Но как бы ни отличались друг от друга (в догматике, ритуалах, символике), у них всегда и везде общесвязующим началом является вера в Бога.

Сам термин «религия» был введен в общественный обиход древнеримским философом Марком Цицероном (106 - 43 гг. до н.э.). В его изложении религия - не мифическое толкование жрецами связи человека с Богом, а продукт материального развития общества на разных исторических этапах.

Разнотипичные, специфические религии существовали уже в Древнем мире у египтян, вавилонян, евреев и других народов. Но во все времена воспроизводство и развитие религий обусловливалось, с одной стороны, материальными отношениями людей, классов, национальностей и созданием прибавочного продукта, который используется человеком в духовной сфере, в том числе и в религиозной. С другой стороны, воздействием на саму религию таких отдельных элементов социально-духовной сферы, как политика, государство, мораль. Сама религия в то же время не была пассивной в жизни общества, обладала способностью самовоспроизводства, вырабатывать идеи, культурные понятия.

В мировом религиоведении Нового времени сформировались разные точки зрения на религию и церковь. Английский просветитель Т. Гоббс в ранее упоминавшемся сочинении ХVII века «Левиафан» доказал, что Библия - отнюдь не богодуховное творение церковников, а сотворчество авторов-атеистов. «Боги суть не что иное, - отмечал Гоббс, - как творение нашего воображения».

В ХVIII веке обстоятельный анализ теологических доказательств бытия Бога провел немецкий философ И. Кант. Он свел сущность религии к любви и вере человека к главе церкви Иисусу Христу, то есть к неземной морали и этическому социализму.

Другой немецкий мыслитель Г. Гегель с позиций объективного идеализма, диалектического способа мышления открыл новый этап в религиоведении. Определенный интерес представляют его суждения об эволюции религии, подмене понятия Бога понятием Абсолютной идеи.

В своем труде «Наука логики» (1813) Гегель объявил мышление «субъектом» (творцом) всего духовного богатства, сблизил понятие идеи с понятием Бога, отождествлял религию и философию.

Во второй половине ХIХ в. на формирование атеистических взглядов младогегельянцев (например Маркса, Энгельса и др.) оказывали свое влияние работы философа-материалиста Л. Фейербаха. В основе его позиции, а затем основоположников марксизма, сформировалось признание Человека как высшего по сравнению с Богом существа. Фейербах синтезировал всю критику теории религии и представил ее в виде целостного атеистического учения. В 1830 году Фейербах негласно опубликовал сочинение «Мысли о смерти и бессмертии», в котором отвергал идею бессмертия души. Авторство его было установлено, книга конфискована, и Фейербах был лишен права преподавания в университете.

В последние годы жизни Фейербах проявлял интерес к социально-экономическим проблемам, изучил «Капитал» Маркса, а в 1870 г. вступил в социал-демократическую партию Германии. Хотя главным делом его жизни явилось исследование религии и противоборство с церковью. «На практике, - писал Фейербах, - все люди - атеисты: своими делами, своим поведением они опровергают свою веру».

Религиоведов мало интересовало, правильны или ложны религиозные убеждения. Для них было важнее, во что люди верят и что вера им дает. Макс Вебер (1864-1920) видел в религии мотив социального воздействия, на людей и отстаивал протестантские духовные ценности: проявление инициативы, предприимчивости, труд является призванием, трудолюбие - добродетелью, поощрение приобретательства и трезвости. Утверждение этих моральных принципов жизни может способствовать как солидарности, так и соответствующему этическому поведению.

Религиозное сознание. Религию как феномен культуры составляют религиозное сознание, культ и церковные организации, то есть религия многослойна по структуре. В свою очередь, и религиозное сознание также многослойно. В него входят, с одной стороны, идеи духовной доктрины (идеология), и с другой стороны, религиозная психология.

Начальные формы религиозных доктрин богословы выводили из версий и содержания мифов. В Новую эпоху на высшем уровне духовной культуры, оказались Библия, Талмуд, Коран, труды церковных Соборов, отдельных богословов. Тогда же в основу религиозных доктрин были заложены главные теории: теология (теория Бога), космология (теория мира), религиозная антропология (теория человека).

Христианской доктрине божественного сотворения мира, бессмертию души человека противопоставил свой «Всеобщий естественный закон сохранения материи и движения» российский ученый М.В.Ломоносов. «Все перемены в натуре случающиеся, - писал ученый с мировым именем, - такого суть состояния, что только сколько у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому». Церковные богословы не только эпохи средневековья, но и современного постиндустриального мира продолжают утверждать о самостоятельном существовании не зависящей от «тела души», якобы дарованной человеку Богом и продолжающей жить в «загробном мире». Тело же - временное обиталище души, представляющей-де Божье дыхание, частицу божества и поэтому она бессмертна.

Вторым структурным элементом религии выступает культ, который включает в себя священные ритуалы, обряды (от латинского «ритуалис» - обрядовый), слова и тексты, молитвы и покаяния, посты и знаковые мистические трапезы, процессии и шествия - все это полуэлементы культовой деятельности.

Священные ритуалы представляют собой такой тип коллективного поведения верующих, как коллективный звон, богослужебные (литургические) действия и молитвы, церковное пение и музыка, причащение и соборование, исповеди и акты боготворительности.

Богослужение, как его определяют богословы, - это «небо на земле», практические шаги, позволяющие верующим христианам приблизиться к «Всевышнему». В религиях они отличаются многообразием и спецификой.

Третий компонент религии составляют разные типы объединений: церковь, секта (оппозиционное течение в отношении к Божьему храму), деноминация (религиозное объединение, находящееся в стадии развития).

Церковь (с греч. - Божий дом) являет собой тип религиозной организации, возникший в определенных исторических условиях для упорядочивания отношений внутри религиозного объединения и связей его со светскими организациями. Ни раньше, ни ныне церковь не сливается с социальным строем, является надсоциальной общественностью. Суть в том, что различие между социально-политической средой и церковной проявляется в том, что организационное начало в земном обществе есть человеческая личность, элемент психологический.

Богословы сходятся в том, что элементом церкви является Бог, божественная личность, то есть элемент духовный. В первом случае цели определяются человеком, во втором случае - Богом. В светском демократическом обществе человек призван трудиться на себя и на сообщества людей, например, пенсионеров, детей, инвалидов. Для церкви верующие призваны быть «божьими работниками на миру». В отдельных странах (например в Германии, Италии, Испании и др.) они выплачивают церкви налог на содержание духовенства. В этой связи церковь не мыслит себя вне государства, вне сотрудничества с его институтами.

Из изложенного следует, что церковь в светском гражданском обществе осуществляет совместно с государством ответственные функции, которые связаны между собой, но не тождественны. Функция выражает способ действия, а суммарный результат этих действий определяет значимость церкви в обществе.

Заглавной функцией религии считается организационно-социальная. Она предписывает духовенству и его организациям следующие формы общения: во-первых, общение верующих друг с другом; во-вторых, верующих с Богом и его ангелами; в-третьих, с душами умерших святых, которое «обеспечивает общение» между прихожанами - в литургии, молитве, медиации.

Религиозно-интеллектуальная функция часто выступает посредником-медиатором в формировании богословских идеологий; во внедрении светской и религиозной культур в группах общества и т.д.

Религиозное сознание и безверие в современном мире. Представляется, что ныне в ХХI веке в Западной Европе, США, Канаде, Японии и других странах религии потеснены прогрессом, но удержались и оказывают по-прежнему влияние на жизнь многих миллионов своих граждан. Примером в этом плане служат США, традиционно считавшиеся христианской страной. Ныне там проживают 3 млн. мусульман, и если сохранятся нынешние темпы их прироста, то уже через двадцать лет ислам вытеснит иудаизм с позиций второй крупнейшей религии Америки.

В Российской Федерации с конца ХХ столетия продолжается ренессанс религиозных организаций православного и мусульманского характера. В Нижегородской области, например, с 1991 г. и до 2003 г. количество церквей увеличилось с 45 до 500, что означает 9 прихожан из 10 «новые». Многие из них толком не разобрались в церковном вероучении.

Спустя 5 лет в конце августа 2003 г. в 9 высших учебных заведениях Донецка (Украина) было проведено социологическое анкетирование окончивших средние школы в постсоветское время. Его целью было выяснение отношения студентов к религии и религиозным культам. На вопросы анкеты ответили 648 студентов. Им предложили 18 вопросов, которые условно разделили на четыре группы. Верующими в Бога себя назвали более половины - 54% опрошенных, еще 17,2% объявили себя верующими, но не в Бога, а в сверхъестественные силы. Между верой и неверием колебались 16,2% студентов. Равнодушных к религии оказалось 7,2% неверующих - 5,5%.

Среди основного количества опрошенных верующих 15,5% не посещали богослужения; 56,5% посещали их раз в году по большим праздникам. Только 18,1% студентов христианских конфессий г. Донецка верили в нравственно-ценностные ориентиры современной церкви. Большинство студенчества ориентировались на светские социальные учреждения: на семью - 73,3%, на образование - 62,2%, интересную работу - 50,7%. Среди других социальных ценностей назывались друзья - 50,4%, деньги - 35,8% и национальные ценности - 14%.

Из приведенных материалов очевидно, что в жизни современной студенческой молодежи стран СНГ религия занимает важное, но далеко не главное место.

Из этих примеров видно, что подлинно верующих не так уж много. Во все времена их число не превышало 10 процентов, другие больше отдавали дань моде. Не случайно австрийский основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал религию формой психоза.

Власть и церковь России сегодня. Граждане России свободны выбирать религию или атеистическое мировоззрение. Статья 28 Конституции РФ гласит в этом направлении: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой».

Подведем итоги. Религия возникла в Древнем мире как результат отражения в умах первобытных людей происходивших в природе и сообществах реальных процессов. Причиной появления религиозных воззрений явилось бессилие человека перед господствовавшими над ним силами природы, а затем и силами общественного гнета.

Отсутствие в средневековую и раннекапиталистические эпохи достаточности технического прогресса и научных знаний о законах развития Вселенной, человеческих цивилизаций было причиной сохранения религий.

Религия выполняет и классовые функции. Они бывают двоякого рода: с одной стороны, в Древнем мире и в эпоху средневековья религиозные организации всех уровней участвовали в угнетении ремесленников и крестьян. С другой стороны, духовенство руководило и участвовало в движениях угнетенных под религиозными лозунгами. Сегодня подобным образом они ведут газават против России на Кавказе и в Средней Азии. Свидетельством служат чеченские военно-религиозные формирования Ш. Басаева и других.

Михаил ШИЛОБОД, доктор исторических наук