На наш взгляд, главные компоненты такой модели школы:

здоровая образовательная среда (то есть она призвана создать условия для разносторонней деятельности всех участников образовательного процесса);

образование и просвещение в интересах здоровья, которые позволят повысить уровень компетентности всех участников образовательного процесса в области здоровья;

мониторинг состояния здоровья участников образовательного процесса и результативности деятельности школы, цель которого заключается в получении информации для прогнозирования и проектирования поступательного развития.

Программа здоровья школы рассчитана на девять лет. На первом этапе строительства нашей модели системообразующим фактором стал просветительский аспект деятельности. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, который он ведет.

Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни, поэтому мы определили такие формы просветительской работы, как:

классные часы в рамках «Школы здоровья» и «Школы нравственности»;

урок физкультуры по авторской методике доктора медицинских наук С.Бубновского «Физкультура без освобождений»;

интерактивные игры и выставки «Маршрут безопасности», «Профилактика употребления психоактивных веществ», «Здоровым быть модно!», «Тропинки к здоровью»;

дни здоровья, физкультурно-оздоровительные праздники;

наглядное оформление школы;

проект «На пути к здоровому образу жизни», в рамках которого разрабатываются и создаются буклеты, листовки, сценарии радиопередач по всем направлениям пропаганды ЗОЖ.

Достижение результатов, которые имеет наша школа, было бы невозможным без тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса, где каждому определена своя роль. На внутришкольном семинаре педагоги овладевают элементами адаптивной системы обучения, здоровьесберегающими технологиями, изучают основные параметры развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, овладевают навыками диалогичного общения, обучаются основам психопрофилактики в педагогическом процессе, формируют умения находить индивидуальные подходы к различным категориям учащихся. Две трети педагогов школы повысили свою компетентность в вопросах здоровьесбережения через курсовую систему повышения квалификации.

Организационно-педагогическая структура школы в ходе работы в экспериментальном режиме была преобразована: созданы советы специалистов и творческие группы, на которые возложены новые функции, обеспечивающие эффективную реализацию идей концепции и объединения педагогического коллектива.

Школа гордится своим волонтерским движением, которое стало активным носителем ценностей здорового образа жизни. В 2007-2008 учебном году у истоков волонтерского движения школы стояли 9 учащихся 9-10-х классов, а в 2009-2010 году оно было уже представлено тремя возрастными группами: учащимися 4-го, 6-7-х, 9-11-х классов. Общая численность волонтеров составляет 32 человека, или 12% от общего числа обучающихся. Творческое содружество учителей, разработавших содержание интерактивных игр, и волонтеров с их активной жизненной позицией пропаганды ЗОЖ позволило в марте 2009 года дать два мастер-класса в рамках выставки инноваций ЮВАО «От творчества учителя к творчеству ученика» для руководителей и педагогов школ округа. С 2009-2010 учебного года наша школа стала Центром подготовки волонтеров в ЮВАО.

Конкурс проектно-исследовательских работ «Здоровые истины», автором и организатором которого стала наша школа, оказался востребован в профессиональной среде нашего округа, что позволило ему перерасти в окружной фестиваль «Здоровые истины».

Родители принимают активное участие в проектной деятельности в рамках школьного проекта «На пути к здоровому образу жизни» и содействуют выпуску листовок, буклетов по вопросам сохранения здоровья, а также участвуют в школьной научно-практической конференции «Здоровые истины», в спортивно-оздоровительных праздниках, днях здоровья и в других традиционных мероприятиях. Руководство взаимодействием всех участников образовательного процесса осуществляют совет школы и действующий на постоянной основе общешкольный родительский комитет.

Система отношений между всеми участниками образовательного процесса позволяет нам сформировать детско-взрослую общность. В результате изменился характер образовательного процесса. Он становится менее психо- и энергозатратным благодаря использованию личностно ориентированных здоровьесберегающих технологий.

Повышение уровня компетенции участников образовательного процесса в вопросах здоровья позволило сократить число пропущенных дней по болезни как среди учащихся, так и среди учителей (в 2006-2007 учебном году по болезни педагоги пропустили 174 дня, в 2007-2008 учебном году - 112 дней, а в 2008-2009 учебном году - 57 дней).

«Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы», - говорит Т.Карпейль. «Все здоровые люди любят жизнь», - замечает Генрих Гейне. Мы с ними согласны.

Елена ЖИВИЛКОВА,

директор школы №921