- С каким настроением вы ехали на Всероссийский финал?

- На республиканском конкурсе мне сказали: обещай победу. Это очень большая ответственность. Я не знал структуры конкурса. Каждый день думал: лишь бы пройти во второй тур, лишь бы оказаться в «пятнашке»... Под конец уже решил: «Зря я приехал».

- На открытых уроках в московской школе было трудно?

- Я побывал в двух совершенно разных школах. В первой, которая победнее, контакт с детьми установился сразу. Во второй, которая поэлитнее, пришлось потруднее. Меня трясло, и полного контакта со всеми детьми почему-то не получилось.

- Мне кажется, вы быстро налаживаете контакт с любым человеком.

- Я именно с детьми всегда быстро нахожу общий язык. А со взрослыми иногда чувствую себя некомфортно. Так было с самого начала, когда я в первый раз пришел на педагогическую практику.

- Как вы оказались в школе?

- Учился на факультете романо-германской филологии Кабардино-Балкарского государственного университета. Это было очень престижно. Все поступали с мыслями о загранице, дипломатической карьере. А потом практика началась на 4-м курсе. Но никто не хотел быть учителем. А я контакт с детьми сразу ощутил. И ребята меня полюбили. Когда человека так оценивают, сразу хочется закрепиться на этом месте. На пятом курсе я готовил дипломную работу и уже преподавал в школе. Помню, меня убеждали учителя постарше: «Ты задержишься здесь годик-два, не больше». И почему-то говорили: «Беги!». Я их не послушал, остался.

- Сейчас вы в какой школе работаете?

- В средней школе №3 с углубленным изучением английского языка, единственном учебном заведении подобного профиля в Нальчике. Дети собираются со всего города. Попасть к нам трудно. Всех обучаем бесплатно. Дети прекрасные, коллеги хорошие. Во время всероссийского финала ребята присылали мне на телефон SMS: «Слышали о победе, поздравляем!».

В нашей школе чувствуется ревностное отношение к английскому языку со стороны преподавателей других предметов. Иногда нас, учителей английского, на педсоветах ругают, что много задаем. У нас десять часов английского языка. Дети знают язык очень хорошо. Проблема в том, что другие предметы они знают хуже. Когда у нас проходил пробный ЕГЭ, ребята показали не очень высокие результаты по математике.

- Но общекультурный уровень ваших детей должен быть высоким. Ведь все предметы, наверное, преподаются на английском?

- На английском языке у нас преподается только страноведение и межкультурные связи, бизнес-курс и литература. Дети в основном гуманитарии, они не любят математику, физику, химию. Половина наших выпускников поступает на факультеты иностранных языков.

- Есть проблема перегрузки?

- Ощущается. Ведь есть еще и другие предметы, нужно русский язык и литературу подтягивать. Дети усталые. Мы стараемся задавать поменьше, больше успевать не уроках.

- Ваши ученики занимаются чем-то еще, кроме английского?

- Многие учатся в музыкальной, художественной школе. Мало занимаются спортом. К сожалению, даже мальчики не любят уроки физкультуры. О какой спортивной секции может идти речь, когда половина класса «хроники» с освобождением?

- На конкурсе все заметили, что у вас очень хороший уровень языка. Как вам удалось его достичь?

- У меня в школе по английскому была четверка. Но перед поступлением я позанимался с репетитором два месяца и получил пять на экзамене. Еще помогло то, что я слушал по вечерам в течение двух-трех часов радио Би-би-си на английском языке. Сначала абсолютно ничего не понимал. А моя репетитор говорила: «Просто слушайте и больше ничего, эффект будет». Для меня это чудо, но через два месяца я уже половину понимал! Потом начал читать языковые журналы, смотреть видеокассеты. Но в англоязычных странах, к сожалению, не был. В 1991 году должен был поехать в Соединенные Штаты по программе обмена студентами. Уже оформили документы. И вдруг - путч. В общем, американцы нас не пустили. С тех пор заграница для меня как заколдованная - никак не удается съездить.

Я своим ученикам говорю: «Не ленитесь самообразовываться». Не обязательно, чтобы кто-то рядом с вами стоял и заставлял вас эти десять слов выучить.

- В чем заключается самообразование опытного преподавателя?

- Думаю, надо диссертацию писать. Нужна постоянная практика, говорение. Если нет круга общения, навыки моментально уходят.

- Общаетесь на языке?

- У нас есть английский клуб в городе. Люди приходят и разговаривают друг с другом, чтобы не забыть язык. С англоговорящими не получается общаться. Пытались связаться со школами, но пока не получается. В школе нет электронной почты.

- У ваших учеников есть возможность выезжать за рубеж?

- Да, выезжают по культурным программам, к родственникам. Иногда я сам понимаю нелепость положения: про англоязычные страны классу рассказывает человек, который никогда в них не был. Но они корректны, слушают...

- Вы используете игровые методы на уроках?

- Главное не переиграть. Должна быть серьезная игровая ситуация, например «поход в магазин». А не просто: «Давайте споем песенку». Грамматику тоже можно с помощью игры заучивать. Надо просто разнообразить методы преподавания, чтобы ребятам было интересно. Если интерес теряется, тут как раз игровая ситуация и нужна. А полный урок игр - это, конечно, неправильно.

- Из чего состоит ваша жизнь вне школы?

- Школа занимает весь световой день. В свободное время пишу стихи. Больше всего меня вдохновляет музыка, причем современная. Мой брат меня ругает: «Ты как ребенок!» Я слушаю то же самое, что и мои дети. Нравится Бритни Спирс, Мадонна. Правда, дети очень любят отечественную эстраду, я их ругаю за это. Я не могу слушать отечественную эстраду. Не потому, что на русском языке поют. Мне кажется, что это простое копирование. У меня в классе стоят магнитофон, телевизор, видео. Мы слушаем песни и смотрим клипы на уроках и во время перемен.

- На чем строятся отношения учителя и учеников?

- На сотрудничестве. Меня в школе первые годы обвиняли в панибратстве. Может, и был перебор какой-то сначала. Сейчас я немножко отстранился, но до сих пор не понимаю, как можно встать выше учеников, даже на одну ступеньку. Дети это сразу почувствуют и не откроют полностью сердца. Пусть это похоже на панибратство, зато у нас полная гармония на занятиях.

- Откуда вы знаете, как дети к вам относятся?

- Они остаются после уроков, приглашают меня на свои дни рождения. Последний год мы все дни рождения отмечали вместе, даже мой, хотя я скрывал дату. Они спорят со мной, почти никогда не соглашаются с моей точкой зрения. Конечно, есть какой-то разрыв поколений. Я в старших классах преподаю, моим ученикам 15-17 лет. Но мне все равно очень легко с ними. В этом году мне дали второй класс. И я решил, что уже старый. У детей совсем другие интересы - микки-маусы, «чупа-чупсы». Придется подучиться, чтобы с ними общаться.