Кирилл Воробьев, выпускник 2009 года, который учился профессии сварщика у мастера, говорит так: «У меня есть отец, я зову его папа. А Виктор Николаевич для меня батя, так зову его я и сотни его учеников. Он отец для нас потому, что привил любовь к профессии. Он «поставил» мне руку сварщика. Знаете, что такое поставить руку пианисту, хирургу? Вот и от правильно поставленной руки, мастерства сварщика зависят жизни людей, ведь сваренная металлоконструкция должна стоять века и никого не задавить. У сварщика нет права на ошибку, это мы знаем из батиных уроков сварки. Мы, «аксеновские», для мира сварки - это знак качества: кто у него учился, у того рука не дрогнет. Батя - это 100% доверия и надежности для наших парней, которые у него учатся профессии. Он никого не подвел, не обманул, не предал. Справедливый, мудрый, с юмором, он настоящий русский мужик. Он единственный, потому и батя».

У Виктора Николаевича на первый взгляд простая и обыкновенная судьба. Родился в 1954 году, учился в профессионально-техническом училище №128 на сварщика, потом - армия, работа на ТЭЦ-23, женитьба, рождение детей. Все как у всех.

Но он оказался непревзойденным мастером сварки. И два человека на производстве - сварщица Галина Беньковская и прораб Александр Ашуров - сразу оценили его способности и порекомендовали на педагогическую работу мастером производственного обучения в профессионально-техническом училище №128, где он работает с 1974 года по настоящее время (теперь это технологический колледж №21).

Не искал Аксенов легких путей, не бегал за длинным рублем, не мечтал об иной судьбе, а в своей жизни состоялся как настоящий мастер и педагог. Как-то он подсчитал, сколько сварщиков выучил и подготовил для промышленности, оказалось - три тысячи пятьдесят сварщиков! Один мастер подготовил более трех тысяч учеников!

40 лет трудового и 35 лет педагогического стажа, причем в одном учебном заведении. Почему он этим занимается? Простой ответ у Виктора Николаевича: «Варю» хорошо и детей очень люблю». Оказывается, это два достаточных условия, чтобы стать хорошим мастером производственного обучения - наличие профессиональных компетенций высокого уровня и любовь к детям.

Виктор Николаевич - многократный победитель конкурсов «Московские мастера»: в 2005 году - 1-е место, в 2006-м - 2-е место, в 2008-м - 1-е место, а его учащиеся ежегодно на городских конкурсах профессионального мастерства занимают призовые места, и здесь чувствуется рука мастера. Он стал экспертом, членом жюри, членом оргкомитетов профессиональных конкурсов по профессии «сварщик». Его многочисленные ученики работают на разных промышленных и строительных объектах России. Под руководством мастера они освоили все виды сварки и достигли высочайшего мастерства. Ведь сварщик в строительстве - это незыблемость несущих металлоконструкций, которые должны быть сварены на «пять с плюсом». Сварщик в промышленности - стопроцентная сварка труб, металла. Сварщик в бытовом хозяйстве города - качество и надежность сварки труб, металлоконструкций, следовательно, спокойствие и качественная жизнь простых граждан.

В его образцовых производственных мастерских по электрогазосварке 30 кабин для одновременной производственной практики 30 учащихся по 5 видам сварки: электродуговой, аргонодуговой, газосварки, контактной сварки, сварки в среде СО2. Для проведения практики имеется все необходимое оборудование, которое сохраняется и обновляется.

Виктор Николаевич разработал свой педагогический принцип, который записан и лозунгом вывешен в производственных мастерских: «Для того чтобы дети находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей и ей обязательно должен сопутствовать успех». Он всей своей педагогической жизнью доказывает, что можно быть счастливым в труде сварщика, он сам - пример счастливого человека, потому что отцовская любовь, которую он отдает свои ученикам - мальчишкам 15-16 лет, бумерангом утроенной любви и благодарности возвращается к нему.

Аксенов по-особенному учит и реализует свой педагогический принцип. К каждому ученику у Виктора Николаевича свой подход. Тема единая, но способы ее выполнения для каждого свои, адекватные возможностям, трудолюбию, готовности к решению производственных задач. «Варят» парни в кабинках металл, он заходит к каждому, уточняет задания, правит работу, ставит руку, поправляет, наставляет, никого не журит за ошибки, помогает понять причины, поддерживает и поощряет. С юмором, шутками, прибаутками, загадками, но при этом строго и сурово соблюдая требования техники безопасности и технологические нормы. У каждого сварщика должен быть свой почерк. И он помогает обрести каждому ученику свой почерк сварки.

«Сварщик обязан быть думающим человеком! Все начинается с комбинации сварки. Не получается, остановись, отложи электрод, сними маску и рукавицы», - такие рекомендации дает ребятам мастер. В мастерских есть зона отдыха - шахматные столы, где ребята переключаются, учатся думать и выстраивать комбинации профессиональных действий сварки металла. Это методическая находка мастера производственного обучения Аксенова - пошаговые мыслительные и операционные действия сварщика.

«Тяжело в учении, легко в бою!» - суворовское правило легло в основу производственной практики сварщиков. «Рассказ, показ, тренировка» - дидактическая триада мастерства сварщика по-аксеновски, которая реализуется на производственной практике. Прежде чем выйти на государственный экзамен по сварке, ребята должны пройти по 300 часов производственной практики ежегодно, а это значит освоить все виды сварки, набить руку, преодолеть страх, выработать чувство ответственности и спокойствия, отработать свой сварочный почерк, делать все качественно и профессионально.

У колледжа есть социальные партнеры и работодатели - ООО «Завод железобетонных конструкций №18», ОАО «Метромаш», ООО «Московский завод специализированных автомобилей», ОАО «Мосводоканал», где проходят производственную практику ученики Аксенова. «Раньше, когда промышленность работала в полную силу, выпускники были закреплены за базовыми предприятиями, а сейчас мы ребят выпускаем единично, на отдельные предприятия по 2-3 человека, но наши выпускники всегда нарасхват. Это для всех колледжей большая проблема», - заключает Виктор Николаевич. Но Аксенов все равно готовит учеников на сто процентов и только на «отлично».

Каждый раз, завершая производственное занятие с учащимися, подводя итог по теме, Виктор Николаевич говорит ребятам: «Благодарю вас за труд». Труд - сфера воспитания, самоопределения и самореализации человека. Именно в этой сфере многого достиг мастер. Он учит мужской профессии по-мужски конкретно, четко, по-деловому. Его ученики говорят, что он дает им в руки профессию, ремесло, «хлеб с маслом». «Мужчина должен все уметь делать своими руками» - еще одно жизненное кредо Виктора Николаевича, которое перешло его ученикам, для многих из которых он является единственным отцом в жизни и в профессии. Они благодарны ему за это.

Заканчиваются часы производственной практики, из сварочной кабины с куском горячего, только что сваренного металла появляется ученик, каска приподнята, на руках рукавицы, взгляд спокойный и деловой: «Бать, батя, посмотри, как я сварил...» Какая почтительность, безграничное уважение, любовь, признание, доверие - в теплых интонациях первокурсника колледжа. Виктор Николаевич внимательно рассматривает сварочный шов, ощупывает шов рукой и проверяет наличие шлака, комментирует, подсказывает, оценивает, поддерживает.

Много званий и наград имеет Виктор Аксенов за свои заслуги в профессиональном образовании, обучении и воспитании многих поколений сварщиков: «Заслуженный мастер производственного обучения РФ», «Ветеран труда», «Отличник образования», «Наставник молодежи», награжден медалями «За трудовую доблесть», «В память 850-летия Москвы», грамотами, дипломами, ценными подарками, денежными премиями от Правительства Москвы, он лауреат премии «Грант Москвы».

«Батя» по словарю Даля - «старший, родитель, отец духовный». Действительно, в таком обращении студентов технологического колледжа №21 к мастеру производственного обучения Аксенову Виктору Николаевичу закрепилось общее признание его мастерства и профессионального служения. Батя - это не просто сложившаяся формула обращения к мастеру, это его самое почетное, заслуженное и признанное педагогическое звание.

Лариса ЛЬВОВА, старший научный сотрудник НИИРПО, почетный работник СПО РФ