Статфакт

Анкетирование педагогов, работающих в профильных классах, показывает дифференциацию их личного запроса на повышение квалификации: 68% учителей отмечают необходимость повышения профессиональной квалификации, 23% ощущают нехватку психолого-педагогических знаний об особенностях развития подростков, 40% педагогов считают себя недостаточно подготовленными в вопросе организации различных форм деятельности школьников.

Удовлетворенность новыми формами организации образовательного процесса отмечается при опросах не только учащихся, но и их родителей, а также педагогов. Так, к 100% старшеклассников, одобряющих новую форму организации образовательного процесса, присоединились более 80% учителей и 85% родителей. 78% родителей отмечают улучшение психологической обстановки в ученических коллективах, что подтверждают 86% учителей.

На сегодняшний день разноуровневое профильное обучение организовано в 89% общеобразовательных учреждений столицы по 36 направлениям. По профильным программам обучаются 91% старшеклассников.

Ирина ПЕТРУНИНА, начальник управления дошкольного и общего образования МДО:

- Основные задачи современной школы: развитие личности ребенка, формирование потребности в дальнейшем развитии и получении образования, обеспечение зрелости в выборе дальнейшего способа получения образования в соответствии с реальными способностями и возможностями самого ребенка. Именно эти задачи и призвано решать профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения. Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и с учетом потребностей рынка труда.

В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Минобра России в 2002 году, к системе профильного обучения относится гимназическое, лицейское образование, углубленное изучение предметов. Кроме того, в целях расширения возможности социализации учащихся, обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования для большинства обучающихся профильное обучение осуществляется путем организации классов и групп профильного обучения.

В системе московского образования накоплен большой опыт реализации профильного обучения повышенного уровня по программам лицейского, гимназического образования, углубленного изучения отдельных предметов. С 2007 года активно продолжается процесс реализации профильного обучения на старшей ступени образования массовых общеобразовательных учреждений.

Работа проведена и проводится большая, но требуется решить ряд серьезных проблем для повышения ее качества и результативности.

Во-первых, это содержание профильного обучения в массовых общеобразовательных учреждениях, то есть не повышенного уровня. В соответствии с Концепцией на профильном уровне должно быть организовано изучение двух предметов. Программы углубленного изучения предметов не могут быть использованы, так как они рассчитаны на увеличение количества учебных часов и полностью не могут быть обеспечены учебным планом. Кроме того, эти программы предполагают повышенный уровень образовательной подготовки обучающихся, а профильное обучение в массовой школе рассчитано на так называемого среднего ученика. Как в этом случае регламентировать содержание профильного образования? Профильное обучение может быть реализовано по программам общеобразовательных учреждений, а дополнительные часы, предусмотренные учебным планом, использованы на отработку учебных навыков по предмету. Либо в действующих программах несколько увеличить количество часов, отводимых на изучение отдельных тем. При этом и в том и в другом случаях необходимо повысить практико-ориентированный потенциал элективных курсов, их профориентационную направленность. В то же время Московский региональный базисный учебный план накладывает ряд ограничений на выбор учащихся. К основным ограничениям можно отнести:

- достаточно большой круг обязательных предметов;

- соответственно, время, отводимое на изучение базового компонента, перекрывает большую часть времени, отводимого на обучение;

- содержание образования недостаточно четко разделено по уровням, на которых оно может быть изучено.

Таким образом, Московскому институту открытого образования необходимо разработать рекомендации как по формированию содержательной модели профильного обучения в массовой школе, так и по формированию учебного плана профильного обучения.

Особое внимание при реализации профильного обучения разного уровня следует уделить методу проектов как системообразующему методу профильного обучения, а также альтернативным способам и методам ведения учебной деятельности. В этом плане очень интересен и перспективен опыт Северного округа. В ходе организации совместной деятельности школьников, ученых, представителей промышленных предприятий обеспечивается реализация проектов «Проектирование самолетов-разведчиков», «Авиапроект. Экранолет», «Моделирование воздушных судов», «Проектирование космических аппаратов», «Разработка новых технологий в энерго- и ресурсосбережении» и других. Такой подход не только повышает результативность профильного обучения, но и обеспечивает профориентационную направленность. Кроме того, очень важно осуществлять профильное обучение по программам различного уровня сложности на основе использования здоровьесберегающих подходов. Московским школам крайне нужна помощь наших вузов в скорейшем решении этих вопросов.

Во-вторых, есть проблема, связанная с профильным образовательным пространством города. В каждом учебном округе должна быть сформирована рациональная сеть разноуровневого профильного обучения. Пришло время провести инвентаризацию сложившейся сети и оценить ее как по уровню удовлетворения интересов, потребностей и возможностей обучающихся, так и по целесообразности развития направлений профилизации с учетом потребностей будущего рынка труда. Кроме того, необходимо разработать с учетом имеющегося опыта критерии, определяющие возможность организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении (программное и учебно-методическое обеспечение, материальная база, кадровый потенциал) в соответствии с уровнем реализуемых программ. К сожалению, в условиях нормативного финансирования руководители образовательных учреждений крайне неохотно расстаются со своими обучающимися на пороге их выбора дальнейшего профиля обучения. Поэтому школы открывают профили, часто не располагая необходимыми условиями. Многие школы, стараясь сохранить контингент учащихся, ежегодно меняют профиль обучения, профили открывают под учителя, а учащихся распределяют по классам, следуя принципу: более сильные учащиеся - на физико-математический профиль, а более слабые обречены изучать гуманитарные дисциплины. При этом фактические интересы и возможности учащихся отходят на второй план. В период подготовки к новому учебному году необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию в каждом округе и осуществить меры по рационализации сети учреждений, реализующих профильное обучение, учитывая при этом как образовательный запрос обучающихся, так и обоснованность реализации того или иного профиля в каждой школе.

Мы считаем, что система профильного обучения стала бы более гибкой и результативной при условии организации сетевых форм профильного обучения с использованием высокопрофессионального кадрового потенциала и учебно-материальной базы наших образовательных учреждений, в том числе дополнительного и профессионального образования, высшей школы. Необходимо использовать и развивать формы дистантного обучения.

Назрела необходимость разработки нормативно-правовой базы реализации профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия. Мы считаем, что эта работа должна проводиться Департаментом образования совместно с Южным и Зеленоградским округами, в которых сформирован положительный опыт сетевого взаимодействия. В Западном округе в качестве основного партнера в реализации профильного образования выступают высшие учебные заведения.

Говоря об организации профильного обучения, не могу не поставить вопрос о положении гимназий и школ с углубленным изучением предметов. Дело в том, что и гимназии, и школы с углубленным изучением отдельных предметов уже по определению профильные образовательные учреждения. Действительно, до девятого класса включительно содержание и форма организации образовательного процесса в них отвечает требованиям, определенным для учреждений этого вида: расширенная гуманитарная подготовка в гимназиях, реализация программ определенного уровня (например, иностранного языка) в школах с углубленным изучением отдельных предметов. Вместе с тем в старших классах этих учреждений вводятся профильные предметы, направленность которых не отвечает видовым характеристикам образовательного учреждения (физико-математический, естественно-научный и так далее). При этом содержание гимназического ядра фактически не обеспечивается, так как за счет сокращения гуманитарной составляющей вводятся предметы других циклов. Аналогичная картина наблюдается и в школах с углубленным изучением иностранного языка. Вопрос специфики функционирования гимназий и школ с углубленным изучением предметов в условиях профильного обучения требует тщательной проработки. В противном случае на уровне старшей ступени образования эти образовательные учреждения не смогут быть отнесены к указанному виду. Возможно, эту проблему мы сможем решить за счет перехода на индивидуальные учебные планы учащихся.

Начиная с 2000 года в Москве ведется целенаправленная работа по разработке модели обучения учащихся по индивидуальным учебным планам на старшей ступени обучения. Сложившаяся новая логика организации учебного процесса обеспечивает условия для роста самостоятельности и самоорганизации каждого ученика, позволяет более эффективно решать вопросы его социализации. При этом фактически исчезает старая система классно-урочного преподавания, что создает новую динамику образовательного процесса, снижает учебные нагрузки, более эффективно распределяет учебное время как учащихся, так и преподавателей.

В рамках экспериментальной деятельности разработано психолого-педагогическое, дидактическое и методическое сопровождение организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов. Опыт работы городской экспериментальной площадки позволяет рассматривать эту инновацию как реальный механизм по введению профильного образования в старших классах. Каждый обучающийся имеет свой профиль обучения в рамках образовательного учреждения. Практически все обучающиеся по индивидуальным учебным планам подтверждают рост успешности в обучении. Качественные показатели за последние три года стабильно составляют не менее 80-85%. Результаты единого государственного экзамена выпускников, обучающихся в режиме индивидуального учебного плана в 2009 году (55,7% качества по математике и 68,6% качества по русскому языку), подтверждают эти показатели.

Мониторинг состояния здоровья учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам, выявил положительную динамику роста учащихся с 1-й группой здоровья и, соответственно, сокращение количества школьников, имеющих 3-ю группу здоровья.

В-третьих, есть проблема комплектования школ, классов, групп, реализующих разноуровневые программы профильного обучения.

Результаты ЕГЭ показали существующую устойчивую зависимость между профилем обучения и выбором предметов для сдачи в форме ЕГЭ. В 2009 году ЕГЭ по обществознанию сдавали 47% выпускников, истории и физике - по 18%, английскому языку - 22%.

Вместе с тем в некоторых образовательных учреждениях выпускники вообще не выбирали для сдачи ЕГЭ предметы, изучаемые на профильном уровне, что может свидетельствовать либо о неправильном выборе профиля учеником, либо о недостатках в организации профильного обучения.

На Коллегии Департамента образования по профориентации всесторонне был обсужден вопрос предпрофильной подготовки учащихся. В настоящее время во всех учебных округах разработаны и реализуются комплексные программы профориентационной работы, в которых одно из главных мест отведено предпрофильной подготовке обучающихся. Вместе с тем необходима разработка системы мониторинга изучения образовательных запросов обучающихся, методических рекомендаций по оказанию учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании дальнейшего образования. Надеюсь, что работе образовательных учреждений в этом направлении будет способствовать внедрение системы «Психологического тестирования и профессионального самоопределения» в образовательных учреждениях Москвы», разработанной Учебно-методическим центром по информационно-аналитической работе.

Важно помнить, что закон гарантирует гражданам право получения образования этого уровня, что, однако, не синоним права получения его в конкретном общеобразовательном учреждении. В связи с этим считаю целесообразным наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы предусмотреть определенную форму, позволяющую объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю, а также создать основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу. В округах должна быть организована система информирования учащихся и их родителей об организации профильного обучения в различных школах, что обеспечило бы для каждого выпускника 9-х классов свободу выбора при переходе в старшую школу.

Разумеется, одним из способов подготовки ученика к выбору профиля обучения, а также важным условием комплектования школ и классов профильного обучения становится портфолио ученика как системы накопительной оценки его образовательной деятельности. В начале этого учебного года были разработаны и направлены в образовательные учреждения рекомендации по работе с портфолио учащихся в школе. Соответствующие материалы систематически публикуются на страницах методических журналов, представляются в Интернете. По информации учебных округов, более 90% образовательных учреждений внедрили портфолио в практику своей работы. В то же время этот процесс требует кропотливой, вдумчивой и, главное, заинтересованной работы каждого члена педагогического коллектива, каждого ученика и каждого родителя. Это непросто, но очень важно и нужно.

Введение профильного обучения предъявляет определенные требования к профессионализму педагога, что связано с переходом от преподавания, ориентированного на трансляцию знаний, к преподаванию, связанному с индивидуализированными образовательными программами учащихся. Проявление педагогического мастерства осуществляется по следующим направлениям.

Повышение уровня предметной компетенции педагога, связанное с преподаванием углубленных курсов, разработкой или освоением готовых элективных курсов, необходимостью ориентироваться в современных областях применения знаний и проблемах в данной области.

Повышение метапредметной компетенции педагога, что позволяет педагогу осваивать разноуровневые программы, выстраивать дифференцированное обучение, вводить педагогический сценарий.

Повышение психологической компетенции педагога, обеспечивающее постановку оптимальных учебных задач в различных профилях и различных индивидуальных образовательных программах старшеклассников.