По мнению Светланы БУРЛАКОВОЙ, математика СШ №227 г. Заречного, учителям, как и врачам, надо давать клятву, ведь они «работают» с человеческими душами. Для Светланы Адамовны жизнь учителя - ажурная скатерть, сотканная из встреч и расставаний: ставших родными девятиклассников сменяют нерешительные малыши, которые тоже вырастают, и за ними приходят другие пятиклашки.

Преподаватель английского языка СШ №1 г. Нижнего Ломова Тамара СИТНИКОВА (III место) рассказала, что выросла в семье учителей, чей общий педагогический стаж 250 лет. Представить себя в какой-то иной профессии она не могла. И вот уже 17 лет она учитель. «Учителем может считаться человек, который не только учит, а у которого учатся», - считает Тамара Булатовна.

В педагогической мастерской конкурсанты представляли свои концепции, а затем демонстрировали их на уроке.

Светлана ПУДОВКИНА (III место), учитель математики средней школы № 6 г. Сердобска, говорила о принципах развивающего обучения. Главный из них - естественность протянутой руки. Не делать за ученика, не указывать ему, не решать за него проблемы, а разбудить его активность, чтобы он сам принимал решения и отвечал за них.

Интересен был урок истории Светланы ВИКТОРОВОЙ (III место), преподавателя СШ №6 г. Кузнецка, посвященный Бородинскому сражению. С помощью мультимедийных технологий она показала схему сражения в движении. Не забыла Светлана Александровна и о том, что герой войны 1812 года Денис Давыдов - их земляк, пензенец.

Право называться учителем-исследователем доказал победитель конкурса, учитель физики средней школы № 60 г. Пензы Александр КИСТАНОВ. Его главный девиз: «Исследовать - значит видеть то, что не видят все, и думать так, как не думает никто».

На уроке Александра Васильевича ребята сами «открывали» закон Архимеда. На партах стояли гирьки из разных сплавов и колбы с водой, а на столе учителя - аквариум с водорослями. Учитель начал с того, что вынул одну водоросль и спросил, почему в воде она выглядит так красиво, а в руках жалко и безобразно? На уроке Александр Кистанов всегда старается связать теоретический материал с потребностями учеников, чтобы знания не оставались «кладом в пустыне», мертвым грузом, оторванным от жизненных запросов. И это ему удается: где еще, как не на уроке физики, узнаешь, почему картошка в пресной воде тонет, а в соленой оказывается на поверхности. Александр Васильевич уверен, что «знание, не проведенное через личный опыт, вовсе не есть знание» (Л.С. Выготский).

На церемонии награждения он был так растроган, что запел: «Спой мне, иволга, песню...». Хотя это неудивительно, на уроке он всегда читает стихи. Например, Пастернака или У.Блейка:

В одном мгновенье

Видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность,

И небо - в чашечке цветка.

Второе место заняли историк СШ №5 г. Каменки Виталий ДЯТЛОВ и учитель физического воспитания гимназии № 4 г. Никольска Алексей ШЕПЕЛЕВ.

Алексей Сергеевич возглавляет секцию каратэ. Сам он - серебряный призер первенства области по каратэ кекусинкай. В 2000 г. стал обладателем именного черного пояса (1-й дан) и сертификата, подписанного президентом Международной федерации каратэ (Англия).

Участие в конкурсах - хобби Виталия Сергеевича. В 1996 году он уже занимал второе место в областном «Учителе года». В 2001 году получил Хрустальный ключ - главный приз 4-го Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования в туристско-краеведческой номинации.

В своем городке Каменке Виталий Сергеевич возглавляет детское объединение «Багира», где ребята изучают историю своей семьи, школы, улицы, города, области.

Еще одна новость областного состязания этого года - пензенские пеликаны создают свой клуб «Учитель года», где теперь уже бывшие участники конкурса смогут делиться опытом работы, обсуждать проблемы отечественного образования, стать в конечном итоге настоящим «конкурсным братством».