А еще к нам съехались лучшие учителя из Нарвы, Тарту, Таллина, Вильнюса. Горько стенали учителя Белоруссии и Латвии, стремившиеся на эту встречу всем сердцем, но по разным причинам не сумевшие попасть «под сень заиндевевших Михайловских рощ». Хрустальный Пеликан заверяет всех, что в следующем году белорусы и латыши обязательно ступят на Пушкиногорскую землю, а мы верим этой необыкновенной птице.

За легкими взмахами пеликаньих крыльев на конкурсе стоит большая организационная работа главы администрации Пушкиногорского района и всей его команды: замов, руководителей различных районных служб, особенно Управления образования во главе с Аркадием Владимировичем Васильевым и его сплоченным коллективом специалистов и методистов.

Ровно в 9.00 10 февраля конкурсанты приступили к презентации своего педагогического опыта. Учитель начальных классов Пушкиногорской СШ им. А.С. Пушкина Ирина ТКАЧ представила на суд жюри тему «Мышление у детей с трудностями в обучении на уроке и на специальных занятиях». Учитель начальных классов Зарецкой СШ Маргарита ИВАНОВА выступила с докладом «Развитие творческих способностей учащихся». Учитель физической культуры Полонской СШ Виктор ЛОГИНОВ рассказал о роли игр в развитии физических качеств и сохранении здоровья младших школьников. Учитель русского языка и литературы Таллинской гуманитарной гимназии Елена ТЕДЕР приобщила слушателей к технологии «Творческая мастерская». Магистр, учитель Тартуской Пушкинской гимназии Алина БРАЗЮЛЕНЕ посвятила свою презентацию интерактивным стратегиям обучения. Учитель физики нарвской Паю школы Людмила ЕВГРАФОВА размышляла вместе с аудиторией о психолого-педагогических средствах реализации идей личностно-деятельностной педагогики и их корректном включении в традиционную систему обучения. Учитель физики СШ им. А.С. Пушкина из г. Каунаса Наталья СМИРНОВА представила свой взгляд на тему «Система оценки знаний».

По итогам работы конкурсантов на первом этапе жюри единодушно отметило государственный уровень педагогического мышления, продемонстрированный учителями из стран Балтии. Отвечая на вопросы жюри, своих коллег, болельщиков, педагоги убедительно доказали необходимость создания интегративных образовательных программ, с тревогой отметили тенденцию разрыва между наукой, методической службой поддержки и практикой. Таким образом, прибалтийские учителя сформировали в ходе конкурса четкий заказ педагогической науке, методическим службам на интегративные программы.

Наших коллег из русских школ стран Балтии очень беспокоит проблема интеграции менталитета русских семей в эстонский, литовский менталитет. Тревожит тот факт, что все разноязычные беженцы, оказавшиеся в странах Балтии (чеченцы, афганцы, пакистанцы и др.), в большинстве своем направляются в русскоязычные школы.

Российские конкурсанты заострили внимание на том, что многие дети чувствуют неопределенность, растерянность в современной нестабильной образовательной ситуации (резкие изменения требований к оценке качества знаний, введение ЕГЭ и др.), что более 50% российских учащихся имеют серьезные проблемы со здоровьем, что СМИ напрочь перечеркивают низкокачественными развлекательными передачами огромную работу по духовно-нравственному становлению человека XXI века, которую ведут педагоги-энтузиасты.

Физики беспокоятся, что их предмет перешел из разряда точных дисциплин в естественно-географические. Стало труднее формировать полноценное мировоззрение, самостоятельное мышление выпускников.

Конкурсанты продемонстрировали хорошие аналитические способности, размышляя о негативных тенденциях развития единого государственного образовательного пространства: нежелание учащихся получать глубокие знания, уход от серьезной интеллектуальной деятельности, «перевернутая» система ценностей в сознании юных, низкая духовная культура, излишний прагматизм и крайний индивидуализм, неуверенность в завтрашнем дне, страх не вписаться в престижную для индивида социальную нишу, чувство одиночества в толпе, жесткость и зачастую жестокость в достижении целей. И несмотря на это, напомнили педагоги, испокон веков лучшим учителям присущи альтруизм и творчество.

У каждого конкурсанта в профессиональной копилке - учебники, методические пособия, богатейший раздаточный дидактический материал. Не укор ли это тем специальным службам, чье прямое предназначение - обеспечить учителей всем этим, дав им право на отдых, на общение с семьей, на общее развитие?

В первый рабочий день членов жюри порадовало, что у конкурсантов есть своя выстраданная гражданская, духовно-нравственная позиция как доказательство того, что они совершили свое «хождение по педагогическим мукам».

Мои дорогие коллеги, если вы полагаете, что на этом и закончился первый день конкурса, то вы ошибаетесь! В 18.00 под сводами научно-культурного центра Пушкиногорья, в большом концертном зале, в окружении интеллигенции из Пушкинских Гор и близлежащих районов области наши конкурсанты, члены жюри, оргкомитет отдыхали душой на концерте мастеров искусств, приехавших из столицы: для нас пел заслуженный артист РФ Александр Подболотов, читал стихи Пушкина заслуженный артист РСФСР Юрий Назаров, блестяще декламировала поэму Пушкина «Граф Нулин» артистка театра и кино Людмила Мальцева.

А в 20.00 уже сплотившийся коллектив конкурсантов в Пушкинской гостиной средней школы им. А.С.Пушкина задушевно общался за «круглым столом» дружбы. Стихи, песни, душевные откровения, смех, радость, музыка - всего этого было в избытке. На этой ноте завершился первый день конкурса.

11 февраля Пеликан никому не дал залежаться в постели. Еще бы! Предстояли конкурсные уроки. Девизами дня стали крылатые фразы, пущенные на волю конкурсантами: «Дай ученику свою любовь, но не свои мысли!», «Не навреди!», «Искренность + совместный поиск + творчество педагога и ребенка = радость совместной деятельности, общения и открытий», «Главное - не просто слушать, а услышать друг друга!».

Многие конкурсанты продемонстрировали на своих уроках фрагменты технологий, развивающих умение выделять главное и лаконично мыслить, формирующих ответственность за свои знания, обучающих сотрудничеству со своими одноклассниками, учителем.

Ни на одном уроке чуткие уши членов жюри и Хрустального Пеликана не зафиксировали ни одной негативной оценки учителя в адрес учеников. В то же время тронуло, как искренне учителя говорили о своих чувствах, сумев включить учащихся в духовный диалог на уроках физики, литературы, на коррекционном занятии, на уроке народного творчества, в начальных классах.

На этапе самоанализа конкурсанты в большинстве своем продемонстрировали умение системно мыслить, культуру педагогической рефлексии. А вечером Хрустальный Пеликан опять увлек свою педагогическую стаю под своды гостеприимного зала НКЦ, где блестяще был разыгран спектакль «Два романа» (по произведениям А.С. Пушкина «Мария Шонинг» и «Неоконченный роман») в исполнении студентов С.-Петербургской государственной академии театрального искусства под руководством народного артиста РФ, лауреата государственной премии В.Э. Рецептера.

Восторг и слезы сострадания героям спектакля были закономерным завершением этого морозного дня. Кстати, давно природа не радовала пушкиногорцев и гостей настоящим русским морозом и ясным небом.

Утро и день 12 февраля были посвящены урокам-импровизациям, которые давали все конкурсанты. Тема для педагогической импровизации была задана цитатой из стихотворения А.С. Пушкина «О сколько нам открытий чудных...».

Такого пиршества творчества, изобретательности, юмора, смекалки, неожиданных методических ходов, пожалуй, не знали и Всероссийские конкурсы «Учитель года» в Москве! Не верите? Приезжайте, участвуйте в наших конкурсах и убедитесь сами.

Благотворительный концерт Олега Погудина, популярного исполнителя романсов, в Большом зале НКЦ музея-заповедника А.С. Пушкина никого не оставил равнодушным и стал блестящим завершением этого дня.

13 февраля, пятница... Конкурсный азарт, атмосфера творчества, дружбы, взаимоподдержки напрочь отмели все суеверные страхи. Не до этого, когда надо достойно представить свою школу, себя на «круглом столе», участвуя в пресс-конференции.

На пресс-конференции обсуждались проблемы профессиональной компетентности российских учителей, работающих в пределах России и за ее рубежами, пути развития российского образования: модернизация, заданная традиционной отечественной педагогикой; освоение инновационных образовательных технологий, разработанных учеными и методистами Запада и Европы, не всегда успешно адаптированных в образовательное пространство России; духовно-нравственное развитие всех субъектов образовательного пространства (учащихся, их родителей и педагогов).

Наконец, самый волнительный момент: оглашение итогов конкурса детским и взрослым жюри. В номинации «Русская школа вне России» лидировала учитель физики нарвской Паю школы Людмила Николаевна Евграфова, в номинации «Учитель года Пушкиногорья-2004» пальму первенства получила Ирина Викторовна Ткач. Побежденных не было, было яркое незабываемое профессиональное общение, обмен опытом, взаимное обогащение идеями, мыслями, находками. Каждый участник конкурса продемонстрировал высший пилотаж профессионального мастерства.

К радости учителей Псковщины, «пиршество ума» продолжится в октябре, когда к нам приедут с уроками для физиков и филологов великолепные педагоги Алина Бразюлене и Елена Тедер. Значит, конкурс продолжается, и Хрустальный Пеликан вновь посетит Псковскую землю!

Татьяна СОКОЛОВА, заведующая Центром повышения квалификации педагогов дополнительного образования «Гармония» ПОИПКРО, кандидат педагогических наук, председатель жюри III Международного конкурса педагогических достижений «Учитель года Пушкиногорья-2004»