Светлана БРОННИКОВА, главный специалист Северо-Восточного окружного управления образования:

- Мы, родители, педагоги, несущие ответственность за подростков, хотим видеть, что молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. Однако некоторые из них оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковые модели негативного поведения часто тянут за собой такие проблемы, как низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, употребление алкоголя, наркомания. Но предупредить болезнь гораздо легче, чем ее лечить. Этим обусловлены важность и актуальность работы школы как первичного звена воспитательно-профилактической работы.

Специалисты школ работают со всеми учащимися и их семьями, в том числе и благополучными. Их задача - сопровождение одаренных детей и детей с психофизическими особенностями в развитии, профориентация, подготовка к семейной жизни. Многим из учащихся требуется квалифицированная социально-педагогическая помощь для профилактики негативных состояний. Это проблемы детей из неполных семей и семей, где родители находятся в состоянии развода либо вступили в повторный брак, проблемы детей в подростковый период, проблемы их взаимоотношений в коллективе сверстников.

В решении проблем, поставленных перед коллективами и социальными педагогами образовательных учреждений, важное место занимает взаимодействие с органами и службами профилактики: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в пределах своей компетенции в профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Сотрудничество с органами внутренних дел с введением школьных инспекторов стало более эффективным, так как многие вопросы стало возможным решать оперативно, на месте, предупреждая критические ситуации. Инспектора немедленно откликаются на возникающие ситуации, проводят профилактическую работу, участие инспектора в родительских собраниях, педагогических советах дает возможность показать заинтересованность в жизни детей, осведомленность о процессах, происходящих в школьном детском коллективе, реальную возможность оказать помощь в сложной жизненной ситуации. Об улучшении обстановки свидетельствует статистика общественно опасных деяний, совершенных в образовательных учреждениях, количество которых за 2009 год снизилось на 33,5%. Установлено успешное взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД по профилактике правонарушений: проведение индивидуальной работы, лекций, выступления на родительских собраниях, педсоветах, участие в работе школьных советов по профилактике.

В рамках работы по исполнению законодательства, направленного на борьбу с безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних, Северо-Восточное окружное управление образования осуществляет системную и комплексную работу. Информация о несовершеннолетних, длительное время не посещающих образовательные учреждения без уважительной причины, а также систематически пропускающих занятия, своевременно передается в территориальные ОВД, КДН и ЗП районов. Идет совместная работа по возвращению детей в образовательные учреждения. В каждой школе работают социальные педагоги, психологи, советы профилактики, которые рассматривают вопросы посещаемости и успеваемости учащихся, стоящих на внутришкольном учете и учете в ОДН, КДН и ЗП районов. Для работы с этой категорией детей привлекается родительская общественность, идет индивидуальная работа с учащимися и их семьями, школьные психологи и психолого-медико-социальные центры оказывают им помощь. Специалисты управления образования, администрация школ обращаются в КДН по вопросам организации контроля за предоставлением несовершеннолетним условий содержания, воспитания, образования, охраны здоровья; принимают участие в работе комиссий при рассмотрении материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния, длительно не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия без уважительной причины, о переводе учащегося на другую форму обучения и других вопросов.

В округе развивается сеть школ, проводящих консалтинговую и экспериментальную работу по различным направлениям, в том числе по работе с трудными подростками. С 1 сентября 2009 года в работе сетевой городской экспериментальной площадки «Развитие профилактического ресурса антинаркотической деятельности образовательных учреждений на основе межпрофессионального взаимодействия и социального партнерства субъектов профилактики» принимают участие образовательные учреждения №№1446, 1464, 1486, 1490, 1783.

Большие трудности представляет организация профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в свободное время. Главное - научить подростков правильно распоряжаться свободным временем, так как они обычно не умеют этого делать. Воспитательно-профилактический процесс проходит значительно успешнее, если он опирается на знание их интересов и потребностей в сфере досуга, строится с учетом возрастных особенностей. В каждой школе в учебном плане предусмотрены часы на дополнительное образование детей во второй половине дня. В школах полного дня, ЦО, школах здоровья количество часов увеличено. Особое внимание уделяется организации занятости подростков «группы риска». Наиболее привлекательны для них занятия в спортивных секциях, объединениях технического творчества. В среднем от 74 до 89% учащихся охвачены дополнительным образованием в школах. Цель работы - 100-процентый охват подростков занятиями в секциях и объединениях.

В рамках разработки и реализации программы «Школьные бригады безопасности» ведется работа в Центре диагностики и консультирования «Участие», ДЮЦ «Северный», проводится постоянно действующий семинар в рамках эксперимента «Экспертиза образовательной среды», продолжена работа по формированию в школьных библиотеках информационных блоков с подборками газетных и журнальных публикаций по проблемам детства и юношества. Кабинеты и уголки профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании оснащаются методической, нормативно-правовой литературой, периодическими изданиями, видеофильмами. Ежегодная акция «Нет наркотикам!» проводится в образовательных учреждениях, районах - это конкурсы плакатов, творческих работ, спортивные соревнования.

Окружная комиссия по соблюдению прав несовершеннолетних на получение общего среднего образования координирует деятельность подведомственных общеобразовательных учреждений для обеспечения права на получение детьми общего образования, выполнения Закона РФ «Об образовании». Одним из решений проблемы неуспешности ребенка стал перевод на другую форму обучения для создания наиболее оптимальных условий обучения с учетом социальных факторов и личностных особенностей ребенка. За летний период в комиссию по вопросу изменения формы обучения обратились 125 человек. Из них 6 несовершеннолетних получили разрешение на продолжение обучения в вечерних сменных школах, 119 - на получение общего образования в учреждениях среднего профессионального образования. С 1 сентября по 1 января 2010 года 29 учащимся разрешено изменить форму обучения.

Для решения задач, стоящих перед нами, нужно активно привлекать родительскую общественность к работе советов по профилактике для решения проблем безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде, своевременно информировать органы и службы профилактики о несовершеннолетних «группы риска» для оперативного принятия мер предупреждающего характера, широко привлекать школьных инспекторов к общешкольным мероприятиям не только профилактической, но и культурно-массовой направленности, развивать сеть объединений дополнительного образования, занимающихся организацией свободного времени детей и подростков, повышать роль органов ученического самоуправления в воспитательно-профилактической работе.

Оксана КУЛИШ, заместитель директора школы №757 по учебно-воспитательной работе:

- Трудновоспитуемость - реальность, с которой по разным причинам в своей жизни сталкиваются каждый учитель, воспитатель, многие родители. К категории «трудных» относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. «Трудность» детей проявляется в различных формах - это непринятие социальных норм и правил, сквернословие, употребление психоактивных веществ (спиртных напитков, токсических и психотропных веществ, наркотических средств), совершение правонарушений. Однако следует заметить, что такие дети во многом трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических). Каждый ребенок труден по-своему, но наша задача - помочь каждому трудному ребенку. И оттого, насколько своевременно выявлены конкретные проблемы каждого трудного ребенка или подростка, насколько адекватна предлагаемая нами помощь, зависит его благополучие в будущем.

Работа с трудными подростками в нашей школе проводится системно в условиях эффективного взаимодействия различных служб - учебной и учебно-методической, психологической, социальной, воспитательной, правовой, медицинской.

Изначально работа нашего педагогического коллектива с трудными подростками и семьями направлена на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, изучение трудных учащихся проводится во всех возрастных категориях. В начале года заместитель директора по социальным вопросам, основываясь на результатах опроса классных руководителей, составляет список трудных учащихся, стоящих на внутришкольном учете, корректирует списки учащихся и семей «зоны риска». Одновременно социальный педагог и школьный психолог проводят психолого-педагогическую диагностику (социометрия), предоставляют общую характеристику особенностей личности конкретного трудного подростка. В этом документе каждый подросток характеризуется с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, положения в классном коллективе, интереса и его склонностей. Получив полную информацию о подростке и его семье, зам. директора по социальным вопросам составляет программу работы с трудными учащимися.

Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды, складывающейся в отношениях, в которой формируется личность. Недостатки семейного воспитания, углубленные недостатками школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи в итоге становятся ядром конфликтной ситуации. Поэтому одну из важнейших задач в работе с трудными подростками мы видим во включении подростков в систему общественно значимых отношений, которое предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного и школьного обучения и воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого.

Учитывая, что у большинства трудных детей отсутствуют желание учиться, мотивация на учебу в целом и на самостоятельное выполнение какой-либо учебной деятельности, что сопровождается большими пробелами в знаниях, администрация школы пристальное внимание обращает на посещение уроков учащимися, использование учителем методов и технологий вовлечения трудных учащихся в учебный процесс, оказание помощи трудным учащимся при выполнении домашнего задания, занятость подростков во внеурочное время. Вся работа ведется в тесной связи с родителями учеников, можно сказать, «на телефоне». В случаях, требующих пристального внимания и контроля, для отдельного учащегося заводится дисциплинарный дневник. Сегодня внедряется в практику работы учителей общение с родителями через Интернет. Некоторые классные коллективы в нашей школе имеют собственные сайты. Через них классные руководители и преподаватели имеют возможность осуществлять непосредственную интерактивную связь с родителями учащихся, сообщать им о возникающих трудностях в поведении и обучении детей. У родителей в свою очередь появляется возможность своевременно реагировать на замечания, а школьные специалисты также регулярно проводят индивидуальные беседы с детьми, склонными к правонарушениям и самовольным уходам с уроков.

На уроках при работе с трудными учениками учителя стремятся в первую очередь делать акцент на мотивацию и проявление познавательной активности учащегося. Для этого учителя используют:

- адаптивные технологии развивающего обучения (технология Капустина, ООТ, технологии деятельностного подхода и др.). Они позволяют учителю через взаимодействие в паре, группе или в коллективе социализировать мышление трудного подростка и культивировать в нем образцы правильного поведения;

- нестандартные формы проведения уроков: урок-игра, урок-путешествие, уроки с использованием мультимедийных презентаций, видеоуроки, уроки с представлением проектов как результата групповой работы;

- представление для выполнения занимательных заданий и заданий, имеющих практическую направленность;

- создание ситуации успеха на уроке, помощь в составлении учеником «Портфолио достижений».

Учитывая, что усвоение программного материала по различным предметам вызывает затруднения у большинства трудных подростков в связи со слабым развитием мышления и памяти, отсутствием навыков учебной деятельности, большое значение в приобретении знаний имеют дополнительные занятия. Посещая учебные занятия во второй половине дня, подросток имеет возможность прослушать более подробное объяснение непонятого материала, многократно его повторить, отработать алгоритм выполнения той ли иной задачи или упражнения. Дополнительные занятия также должны способствовать снятию «синдрома неудачника» у трудного подростка.

Одним из важнейших принципов работы с трудными подростками стала опора на положительные качества. Для взрослого человека (родителя или учителя) недопустимо категорическое осуждение, высказывание окончательно мрачных прогнозов относительно трудного подростка. Поэтому в плане работы школы для развития педагогической компетентности в области работы с трудными учащимися были проведены тематические педсоветы «Особенности психологического развития подростков», «Обязанности и права члена педагогического коллектива», «Использование новых педагогических технологий как средство развития мотивации к обучению». В рамках работы Школы молодого педагога было проведено тематическое занятие «Проблемы дисциплины на уроке». Умение видеть положительное в поведении ребенка, опираться и развивать это хорошее должно лежать в основе любой педагогической деятельности, особенно в работе с трудновоспитуемыми учениками.

Большое значение в деле социализации трудных подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации. В нашей школе работает профориентационный кабинет, оформлен стенд с адресами средних профессиональных заведений СВАО. Для ребят 8-10-х классов мы организуем встречи с представителями различных профтехучилищ, колледжей. В рамках профориентационной работы для учеников 8-10-х классов есть элективный курс «Я и мой профессиональный выбор», рассчитанный на 17 часов. Занятия проводит школьный психолог, итоговая работа ребят - формирование ими собственного портфолио с результатами психологического тестирования и анкетирования, а также рекомендациями по развитию личности. Следует отметить, что практически все учащиеся с интересом посещают занятия этого элективного курса, участвуют в акции «Профессиональный выбор», организованной силами центра «Ориентир».

Немаловажным направлением в деле восстановления социального статуса трудновоспитуемого подростка в коллективе сверстников стало вовлечение трудных подростков в общественно значимую деятельность - субботники, проведение общешкольных традиционных праздников (праздничные концерты, Новый год, День города, Масленица), участие в спортивных соревнованиях по футболу, теннису, волейболу и баскетболу, посещение экскурсий и музеев. Большую роль в приобщении подростков к общественной деятельности играют мероприятия военно-патриотического характера, в частности, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, смотры строя и песни.

Следует отметить, что трудновоспитуемость детей и подростков проявляется не только в низкой успеваемости, плохом поведении, агрессивности, мелких правонарушениях, но и в таких социальных пороках, как курение и алкоголизм, поэтому для предупреждения привычки к курению, влечения к алкоголю и токсическим средствам для учащихся 7-8-х классов силами центра «Дети улиц» был проведен цикл лекций по профилактике курения. Большое впечатление на учеников 9-х классов произвело посещение в библиотеке №110 выставки восковых фигур с последующим просмотром видеофильма о губительном воздействии наркотиков на организм человека, которые также были организованы центром «Дети улиц». Наши ученики в этом году принимали участие в интерактивных играх «Шкала времени» и «ВИЧ-СПИД», врачи наркологического диспансера №13 провели в старших классах беседы и лекции, Институт гигиены организовал для учеников 8-9-х классов лекции на темы «Общая гигиена учащихся», «Обо мне».

В качестве еще одного из звеньев системы комплексной работы с трудными детьми и подростками в школе в 2003 году был создан совет по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который вошли директор школы Л.Фролова, представители администрации школы, педагогического коллектива, родительской общественности, а также сотрудники отделения внутренних дел. В заседаниях в случае необходимости принимают участие сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних. В своей работе совет использует разнообразные формы как профилактического, так и коррекционного характера, проводит правовую просветительскую работу. Главной содержательной стороной этого вида деятельности стало разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей учащихся, детей и родителей, проведение встреч с инспектором ОДН ОВД «Бабушкинский», лекции с участием работников органов правопорядка на темы «Международная конвенция ООН «О правах детей», «Право и ответственность школьников», школьные дни правовых знаний. В школе также работает кружок правовых знаний. Работу в этом кружке возглавляет судья федерального значения М.Каменская. Во время занятий кружка затрагиваются вопросы, связанные с правами и обязанностями несовершеннолетних, разбираются конкретные жизненные ситуации и возможные выходы из них. Приглашение на индивидуальное собеседование (первичное или повторное) подростков и их родителей также стало еще одной формой работы совета.

Известно, что неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей (равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи) создают ту неблагоприятную микросреду, которая становится одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. Поэтому задачу профилактики и реабилитации трудных детей мы понимаем не только как работу с учащимися, но и как работу с родителями для создания благоприятной среды в семье. Как показывает практика, положение подростков в неблагополучных семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основной метод наказания подростков, дополняющий оскорбления, брань и угрозы, - телесные наказания. Поэтому на заседания совета приглашаются родители из социально неблагополучных семей. Совет имеет право, защищая ребенка и напоминая родителям о конституционных обязанностях, посещать неблагополучные семьи для анализа ситуации и при необходимости направлять информацию о неблагополучных семьях в органы опеки и попечительства управы района и ПДН ОВД по месту жительства, ходатайствовать о принятии мер административного воздействия.

Подводя итоги, отмечу, что, несмотря на всю выстроенную в школе систему работы по профилактике правонарушений учащимися, главным в нашей практике остается вера в доброе начало в ребенке, проявление понимания и терпимость к его поведению, интерес к его судьбе. Ведь еще А.Сухомлинский призывал всех нас быть творцами нравственных достоинств ребенка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребенке все хорошее. Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребенка, выставлять его перед коллективом со всеми его недостатками. Пусть ребенок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нем прежде всего хорошее.

Жанна ЧИГАРЬКОВА, директор ДЮЦ «Северный»:

- Дети в любом возрасте должны видеть внимание и заботу взрослых. Но, к сожалению, многие дети остаются один на один со своими проблемами.

Быстрый рост информационных технологий, развитие технических средств, формирование определенного культурного пространства со «своими правилами игры» подчас приводят к тому, что родители и дети в прямом смысле слова разговаривают на разных языках.

Такие факты, как рост беспризорности, проявления жестокости, суицид среди подростков, призывают нас, взрослых, принимать экстренные меры, чтобы построить «мост взаимопонимания» между самыми родными и близкими людьми.

Из общения с родителями и детьми, а также на основании полученных результатов опросов и диагностики детско-родительских отношений, проведенной совместно с психологами, обнаружились такие проблемы:

- недостаточный уровень, а в некоторых случаях и полное отсутствие взаимодействия в семьях между родителями и детьми;

- низкий уровень коммуникативных навыков не только у детей, а также и у ряда родителей;

- неразвитость социального интеллекта у родителей (то есть «способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере и в семье»).

Стало очевидным, что родителям и детям не хватает общего дела (на основе общности интересов всех членов семьи), которое по меньшей мере послужило бы основой партнерских отношений, а в дальнейшем способствовало сплочению семьи. Именно эти принципы легли в основу новой воспитательной системы, реализуемой педагогами ДЮЦ «Северный».

Мы считаем, что система дополнительного образования как нельзя лучше подходит для создания такой детско-взрослой общности. Сверхзадача, стоящая перед педагогом в данном случае, состоит в том, чтобы помочь родителям установить партнерские отношения с детьми, мотивировать их на реализацию общего ДЕЛА, то есть эмоционально зажечь всех участников проекта и затем поддерживать в них дух сотворчества, соучастия, сопереживания и радости от процесса и достигнутого результата. Именно это и будет способствовать формированию семейных ценностей и укреплению основ семьи, а значит, поможет детям чувствовать себя не «лишними», а равноправными участниками общества.

Как показывает опыт работы педагогов Центра «Северный», наиболее активное сотрудничество возникает в группах родителей дошкольного и младшего школьного возраста. Референтные группы родителей детей среднего возраста уже не так многочисленны. Устойчивый интерес родителей к занятиям детей проявляется лишь в том случае, если ребенок участвует в конкурсах, соревнованиях, принимает участие в концертной деятельности. Ну а родителей детей и подростков 13-18 лет мы видим только на родительских собраниях, да и то, к сожалению, не всех. Конечно, я сейчас говорю об основной массе воспитанников.

Проанализировав результаты социологических исследований, мы пришли к выводу, что необходимо найти новые формы деятельности, объединяющие родителей и детей, особенно подросткового возраста. Одной из форм такого взаимодействия мы считаем создание клубов при различных объединениях. Так, при нашем центре создан и успешно действует гольф-клуб. Конечно, в силу специфики этого вида спорта клуб немногочисленный. Но силами энтузиастов мы регулярно проводим открытые мастер-классы, соревнования, как на улице, так и в помещении, которые собирают много людей, в прямом смысле слова «не проходящих мимо». Потому что пройти мимо красивых зеленых газонов и лунок разнообразной конструкции практически невозможно. И вот уже и взрослые, и дети с азартом гоняют мяч по полигону.

Основной профиль деятельности нашего центра - туристско-краеведческая направленность. Поэтому, конечно, мы стараемся заинтересовать родителей и в этом направлении, начиная с семейных викторин по истории Москвы, государства и заканчивая серьезными исследовательскими работами по программе «Отечество» в номинации «Моя родословная», совместными экологическими и краеведческими проектами. Наш центр в течение всего года проводит соревнования по программе «Школа безопасности», на которые приезжают команды со всего округа. В среднем каждый месяц в соревнованиях участвуют около 200 детей. Учитывая специфику разных этапов, которые связаны с действиями в экстремальных условиях, в первую очередь в эту программу вовлекаются активные, динамичные, бесстрашные ребята, которые в школах порой становятся неформальными лидерами. И конечно, детям нашего округа повезло, что в нашем центре работают молодые, творческие, активные инструктора детско-юношеского туризма. «Всемогущий» инструктор, который несет свой рюкзак и еще помогает другим, который по невидимым горным тропинкам выводит группу к самому синему морю и который вечером у костра поет «как умеют любить сердца», и есть тот объединяющий стержень, тот первый камень в основании новых, партнерских, взаимоотношений взрослый - ребенок. Потому что педагог дополнительного образования - это не экзаменатор, не надсмотрщик, устанавливающий свои правила игры, а талантливый, творческий человек, идущий РЯДОМ!

Одним из направлений работы с трудными подростками стала спортивная работа: в нашем центре работают объединения 10 направлений - от футбола до гольфа. Наши футболисты и хоккеисты, а это в основном подростки 12-17 лет, - призеры окружных соревнований. Совместно с муниципалитетом мы постоянно проводим спортивные соревнования, конкурсы, привлекаем для этого молодежные организации, родителей, комиссию по делам несовершеннолетних, чтобы поднять в районе престиж здорового образа жизни. По состоянию на 31.12.2009 г. в нашем районе на учете в КДН и ЗП состояли 17 несовершеннолетних и 12 неблагополучных семей (в которых 24 ребенка), 10 детей из них занимаются в различных секциях и объединениях, в том числе и в нашем центре. Вратарь сборной по футболу в составе команды района занял 3-е место в городских соревнованиях. Педагог дополнительного образования - тренер по футболу с этого года включен в состав комиссии по делам несовершеннолетних, что помогает напрямую привлекать детей в спортивные секции.

Но мы не останавливаемся на достигнутом. С этого года мы в рамках военно-патриотической работы готовим цикл мероприятий для детей «группы риска» для приобщения их к духовно-нравственным, культурным и моральным ценностям.

Конечно, мы ищем новые области, в которых интересы детей и родителей могли бы пересекаться. В век развития современных технологий такой областью стало техническое творчество. Создание макетов железных дорог, автомобилей, самолетов, военной техники, роботов - от бумажных самолетиков до радиоуправляемых моделей, обсуждение их технических характеристик, создание различных полигонов - это предмет встречи членов нашего нового клуба «RС Гараж 713». Здесь интересы родителей (в основном это папы) и детей настолько переплетаются, что уже непонятно, кому гонки по трассе приносят больше радости - папе или ребенку.

Мы, конечно, делаем только первые шаги в создании равноправной, социально значимой детско-взрослой общности. Но даже эти скромные результаты обнадеживают - общение необходимо и детям, и взрослым. И в какой бы области дополнительного образования ни развивалось сотворчество, оно поможет детям найти себя, а родителям - не потерять детей.