Досье «УГ»

Это нужно знать всем

При приеме в первый класс ОУ обязано знакомить родителей (законных представителей) с уставом ОУ, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о госаккредитации ОУ, основными образовательными программами, реализуемыми ОУ, правилами приема в первый класс и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Для записи ребенка в первый класс родители (законные представители) предъявляют документ, удостоверяющий личность, а также письменное заявление о приеме ребенка в первый класс, медицинскую карту установленного образца (форма №026/у) или копию медкарты, заверенную руководителем ДОУ, оригинал и ксерокопию свидетельства о рождении ребенка (ксерокопия заверяется подписью директора ОУ и печатью, после чего оригинал документа возвращается родителям (законным представителям). Оригинал медкарты представляется в ОУ не позднее 1 августа текущего года. В случае отсутствия оригинала медкарты в установленные сроки заявление о приеме ребенка в первый класс считается аннулированным. Требовать другие документы при приеме в 1-й класс запрещается. Документы, представленные родителями (законными представителями), регистрируются в журнале приема заявлений в первый класс.

При записи в первый класс проведение испытаний (экзаменов, тестирований, собеседований и т. д.) не допускается. Для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка, после его зачисления в ОУ допускается проведение психолого-педагогической диагностики, собеседования с ребенком.

Регистрация граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ или отсутствие таковой не может служить основанием для отказа в приеме в образовательное учреждение. Прием в ОУ детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев осуществляется на основании записи детей в паспорте родителей (законных представителей) и их письменного заявления с указанием адреса фактического проживания. Иностранные граждане пользуются в РФ правом на получение образования наравне с гражданами РФ на основании Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Образовательные учреждения несут ответственность за соблюдение правил приема в образовательные учреждения и обеспечение гражданам общедоступного и бесплатного начального общего образования.

Статфакт

Закон города Москвы в редакции от 09.12.2009 №11

Статья 10. Общие требования к приему в государственные образовательные учреждения города Москвы

1. Порядок комплектования государственных дошкольных образовательных учреждений и правила приема в государственные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования определяются учредителем и закрепляются в уставе образовательного учреждения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы (в ред. Закона города Москвы от 09.12.2009 №11).

2. Обучение детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6-6,5 года при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и при условии их готовности к освоению общеобразовательных программ начального общего образования, с более раннего возраста - по желанию родителей (законных представителей) и с разрешения учредителя.

3. С целью определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка, после его зачисления в учреждение допускается проведение психолого-педагогической диагностики, собеседования с ребенком.

4. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении и классов в общеобразовательном учреждении определяется на основании данных учета детей, подлежащих обучению, осуществляемому в соответствии с настоящим Законом, в зависимости от числа поданных заявлений граждан, созданных для осуществления образовательного процесса условий, санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии, в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.

5. Гражданам может быть отказано в приеме в конкретное государственное образовательное учреждение только при отсутствии в нем свободных мест.

6. Наполняемость классов и групп продленного дня в общеобразовательных учреждениях, групп в дошкольных учреждениях устанавливается в соответствии с типовыми положениями о соответствующих образовательных учреждениях и настоящим Законом.

Комплектование классов (групп) с иной наполняемостью осуществляется образовательным учреждением по согласованию с учредителем.

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года №44

«О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.1178-02»

«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»

2.1.6. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений, расположенных во II и III строительно-климатических зонах, предусматривается не более 0,5 км пешеходной доступности; в 1 климатическом районе (I подзона) для обучающихся I и II ступени обучения - 0,3 км, для обучающихся III ступени - 0,4 км; в климатическом районе (II подзона) для обучающихся I и II ступени обучения - 0,4 км, для обучающихся III ступени - 0,5 км. Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для обучающихся I ступени обучения - 15 минут (в одну сторону), для обучающихся II и III ступени - не более 50 минут (в одну сторону).

2.9.4. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обучение детей, не достигших 6,5 года к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста.

Комментарий «УГ»

Закон РФ «Об образовании» в редакции от 21.12.2009 №365-ФЗ

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

1. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

1.1. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Статья 19. Общее образование

1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (в редакции постановления Правительства РФ от 10.03.2009 №216)

Правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования:

- У нас есть множественные подготовительные курсы при школах. О чем думает директор школы, который открывает платные курсы по подготовке детей к школе на 50-70 и более человек, хотя на следующий год будет набирать один-два класса? Почему родители обязательно должны водить своих детей на подготовительные курсы, если они могут сами подготовить их к школе? Что значит, по мнению директоров, ребенок готов к школе? В первые классы запрещен прием на конкурсной основе, можно проводить собеседование только в сентябре, для того чтобы определить, как работать с ребенком. Почему в элитных школах такие собеседования все же проводят в апреле? Почему учителя начальных классов не идут в ДОУ, чтобы узнать, кто придет к ним учиться?

Инна КРЮЧКОВА, директор школы №444:

- Наступление 1 апреля для нас всегда головная боль. Я переживаю за родителей, которые уже за месяц начинают волноваться, составлять списки. В прошлом году я строго следовала приказу Департамента образования и, естественно, принимала детей из своего небольшого микрорайона, видя свою задачу в том, чтобы помочь родителям правильно выбрать ОУ для своего ребенка и сохранить его здоровье. Мне проще, потому что в нашей школе углубленное изучение начинается с восьмого класса и дети еще успеют к нам прийти. Впервые в прошлом году мы сначала буквально по головам отсчитали детей, которые живут рядом в микрорайоне (согласно приказу окружного управления образования за нами такой микрорайон закреплен), затем принимали братьев и сестер наших учеников, хотя прокуратура и говорит, что это нарушение прав остальных детей. На свободные места мы принимаем всех остальных детей, которые к нам приходят; приняв 50 детей, прием заканчиваем. Мягкое собеседование после зачисления мы проводим сначала с родителями, потом с ребенком, чтобы понять, кто же к нам приходит в первый класс.

Елена ОРЛОВА, директор школы №26:

- Я работаю директором седьмой год, наша начальная школа в первые классы набирает 100 человек. Такого барьера, который бы мешал детям развиваться в начальной школе и дальше, у нас нет. Но на вопрос о множественных формах подготовки детей к школе можно ответить так: каждая школа борется за своих учеников прежде всего тем, что привлекает родителей и детей, организуя внутри интересные им занятия. Мы хотим, чтобы ребенок понимал, куда и в какую обстановку он придет. Родители нуждаются в многократных советах, консультациях, разъяснениях, поэтому знающие и понимающие дошкольный возраст учителя много времени тратят на работу с ними. С детскими садами необходимо работать, мы с ними тесно сотрудничаем, у нас есть общие программы, но в ДОУ нет специалистов, которые могут на очень хорошем уровне научить ребенка до школы читать и считать. Мы всех берем в школу, но считаю, что собеседования необходимы - нужно знать детей, которые к нам приходят, проводить их нужно после их зачисления в первый класс. Но не те, что создают конкурсный отбор до зачисления.

Марина ФИРСОВА, директор гимназии №1518:

- Есть ли особенность приема в первый класс школ повышенного уровня? Можно сказать с сожалением или с радостью, что не существует никакой особенности приема, так как все прописано в законе, и он не делает исключений для наших школ. Ребенок просто должен быть психофизиологически готов к обучению в школе, у него должен быть некоторый уровень интеллектуальной готовности к обучению. Готов ли ребенок к обучению на повышенном уровне, можно понять только после того, как ребенок начал учиться, и, скорее всего, по результатам обучения в начальной школе можно будет говорить о том, может ли он осваивать содержание на повышенном уровне сложности. У нашей гимназии нет микрорайона, в близлежащих домах нет детей, поэтому, если мы не будем брать детей из других районов, наша гимназия будет обречена на вымирание. Та же картина во многих школах ЦАО, однако в этих школах есть наработанные традиции работы на повышенном уровне, поэтому они и собирают детей из всех округов Москвы. Нынче существуют четыре формы подготовки детей к школе: в школах, в детских садах, в центрах дополнительного образования, клубах, культурных центрах и в семьях. Я считаю, что подготовительные курсы должны быть, поскольку не все дети одинаково социализированы. Социализация для них тяжела, поэтому потом и обучение сложно.

Вячеслав ГУСЕВ, директор Центра образования №497:

- Центральный округ в особом положении, так как вопрос о школьном микрорайоне тут особый, то есть его сегодня у наших школ нет. Хотя за каждой школой ЦАО закреплены те дома, что располагаются вблизи. У нашего ЦО вокруг в основном офисные здания, в других домах живут пожилые люди или влиятельные люди, приобретающие квартиры в элитных домах, которые обучают своих детей за границей. Когда знакомые обращаются ко мне с вопросом «Куда отдать детей?», я вижу: устроить ребенка в первый класс сложнее, чем на первый курс института. У нас есть много различных документов, которые определяют порядок приема детей в первый класс, и то, что из года в год возникают одни и те же проблемы, зависит прежде всего от личности директора. От того, как он организует прием в первый класс, и зависит, возникнут те или иные проблемные вопросы или нет. Бывает и так: первого апреля прием начинается, а второго заканчивается, мест нет. Но давайте мы в XXI веке, в веке электроники, подумаем о таком примитивном способе, как обычная тетрадь, расписанная по дням, часам, чтобы понять, каково количество детей, которых требуется принять в первый класс, какое количество хочет поступить, чтобы директор имел ориентиры. Я не знаю документа, который бы запрещал заводить такие тетради. Если говорить о микрорайоне школы, то это могло бы быть выходом из положения: сначала мы бы принимали детей, которые проживают в нем, детей, которые имеют преимущества для приема (например, из многодетных семей), а затем всех остальных на свободные места. Что касается подготовительных курсов, то безобразие, когда на курсы берут детей, которые посещают детские сады. Тех детей, которые их не посещают, можно брать на курсы. Посещая такие курсы, где с ними занимаются развитием моторики, играми, дети могут подготовиться к школе, им легче войти в социальную среду. Безобразие, когда при наборе в 50 человек в первый класс директор набирает на платные подготовительные курсы в несколько раз больше. Понятно, зачем он это делает. Директора проводят собеседования с детьми, так как хотят пообщаться, родители приводят детей разного уровня подготовки, и если такие дети будут сидеть в одном классе, учитель будет работать со слабо подготовленным ребенком, а подготовленный потеряет интерес к учебе.

Сергей МЕНДЕЛЕВИЧ, директор ЦО №57:

- Мы работали четыре года назад, чтобы получить некий свод оценок готовности ребенка к школе. У нас получилось тридцать позиций, по каждой из которых можно набрать по 10 баллов, из них к чтению, письму и счету относятся 12 позиций. Все остальные - коммуникативные, поведенческие вопросы, вопросы поведения в малых и больших группах, взаимодействия между разновозрастными детьми и так далее. Я думаю, что проблема разрыва между детским садом и школой еще более обостряется именно из-за попытки детского сада решать задачу образования и уходить из свойственной ему сферы воспитания. Курсы по подготовке детей к школе у нас есть. Я тот самый негодяй, который, зная, что возьмет 90 первоклассников, на курсы набирает 300. Каждый из родителей при этом подписывает договор, в котором записано: «Школа не гарантирует прием». Главное - не обманывать родителей, говоря, что все дети одинаковы и что все попадут в нашу школу. По поводу платности - подготовка к школе дорогая, в месяц более 3 тысяч рублей, но должен сказать, что любой родитель без объяснения причин может написать заявление с просьбой освободить его от половины платы, некоторые - от всей платы, и ни разу не было отказа. На том, какой труд вкладывается в каждого ребенка, больших капиталов не наживешь. Для чего «приготовишка» ходит на курсы? Чтобы избежать собеседования. Мы работаем с детьми с октября до конца апреля и за это время успеваем понять, можем ли мы учить этих детей, хотят ли они у нас учиться. В ситуации, которая, к сожалению, у меня возникает, когда я не могу принять 1000 желающих, которые приходят ежегодно, на 75 мест, выхода нет. Его действительно нет. Феномен: в 50 школ Москвы хочет поступить больше детей, чем эти школы могут принять. Это тупик, из которого я не вижу выхода в рамках закона. Мы берем всех детей из микрорайона, но загоняем их на курсы, чтобы они прошли социализацию. Нельзя брать только тех, кто пришел раньше.

Елена КОЗЫРЕВА, директор Центра образования №1061:

- 1 апреля мы прием не начнем, так как у нас есть ДОУ, и три класса из трех детсадовских групп мы уже сформировали. Сегодня в примерном положении мы не можем найти, как должны действовать, хотя запросы родителей на поступление их детей в наш Центр, конечно, будут. Что касается микрорайона, то в пределах 500 метров от Центра находятся производственные корпуса, а ближайшие дома находятся довольно далеко. Очень сложно найти ответы на все вопросы, возникающие при приеме детей в первый класс. В этой связи мы создали общественный юридический совет, который позволяет администрации ОУ решать юридические проблемы и давать консультации при записи детей в первый, и не только в первый, класс. При приеме детей в первый класс родителям нужно принести заявление и медкарту. Часто бывает так, что родитель приносит все документы, какие положены, а ребенка в Москву не привозит. В прошлом году было пять таких случаев, когда я приняла документы, издала приказ о зачислении, а дети не пришли. Оригинал медицинской карты ребенка должен быть сдан не позднее 1 августа, а у нас родители подают ксерокопии документов в пять-десять образовательных учреждений, а потом выбирают одно. Оказывается так, что, допустим, у меня по плану должно быть 75 детей, а заявлений 137. Начальник округа говорит: берем 100, так как есть где их разместить. Мы берем 100 детей, а потом выясняется, что родители не выбрали наш Центр, а потому у нас оказывается детей меньше, чем мы планировали. Родители имеют право на выбор, а у директора нет никаких прав на отбор. Что касается собеседования, то при приеме в первый класс, безусловно, собеседование проводить нельзя, но тогда придется разделить все по времени и вести собеседование не во время, а до приема, причем проводить его с родителями, поскольку дети не в том возрасте, когда они могут делать выбор. Все определяют родители, и в этом смысле плохо, что у нас за все годы не сложилась система психолого-педагогического наблюдения на стыке выпускной группы детского сада и первого класса школы, что у нас нет общих критериев. Конечно, речь идет не об опросниках, а именно о качественном наблюдении. В течение 15 лет мы разрабатывали эти критерии, они известны, мы знаем, что по психофизиологическим особенностям дети отличаются друг от друга, и поскольку в некоторой степени они генетически обусловлены, лонгэтюдные исследования показывают: на протяжении 11 лет ошибка может быть минимальной, если эту ошибку допустил педагог-профессионал, то никто не лишает права перейти из одного класса в другой, третий, четвертый и определиться. По умственной работоспособности дети отличаются очень сильно, и мне кажется, что заботой педагога и психолога должно стать создание гармонии бытия и природы ребенка. Когда мы говорим об индивидуализации, то говорим и о том, что дети отличаются друг от друга. А когда мы говорим о комплектовании первых классов, считаем, что у всех одинаковый стартовый уровень, но ведь он различный.

Валентина БАДИЛ, начальник Западного окружного управления образования:

- Тема, которую мы обсуждаем, остра, напрямую касается тех школ, которые мы называем элитными, именными. Собственно, для нас она оборачивается проблемами не только комплектования этих школ, но и недобором у других школах, где мы вынуждены открывать некомплектные классы. Что касается микрорайонов, то, действительно, эти школы обеспечивают миграцию жителей по Москве, когда ребенок преодолевает большие расстояния, чтобы попасть в школу, которая, как считается, обеспечивает детям поступление в вузы. Скажу честно, что у нас есть справочник о закреплении территорий, с помощью которого нам удается решать конфликтные ситуации. Проблема приема в элитные школы для Западного округа не глобальная, если напряжемся, то сможем назвать 10 ОУ, в которые стоит очередь, а у нас в ЗАО 165 школ. 98 процентов детей, которые пойдут в школу, посещают детские сады, и им обеспечена неплохая предшкольная подготовка. 6-7 процентов детей ходят еще и на подготовительные курсы в школы. Преемственность программ дошкольного и школьного образования обеспечивается в полном объеме тремя программами, которые рассчитаны на детей от 0 до 10 лет. Но сам термин «предшкола» обязал и детские сады к академичности образования, тем более что и начальное звено, особенно в элитных школах, делегировало социально-педагогические задачи дошкольному образованию и заставляет детские сады обеспечивать конкурентоспособность своих выпускников при поступлении в школы. Если центры образования говорят о необходимости отбора, которые по положению должны вести и коррекцию, и инклюзию, где каждому ребенку должно быть хорошо, то это плохо. Если мы вспомним свое счастливое детство, то нас-то уже точно в школу на показ не водили. Нас родители записывали в школу. Необходимость смычки детского сада и школы сегодня необходима, как никогда. Детские сады делают очень много, поэтому нужно договориться о совмещенных программах дошкольного и начального образования, где тоже много интересного.

Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования:

- Я имею эмоционально окрашенное отношение к проблеме приема детей в первый класс, потому что в следующем году мой внук пойдет в школу. На нашем «круглом столе» много разных слов сказано, но ни слова о детях. Половина сказанного сегодня нарушает законы о жестоком обращении с ребенком, потому что ребенок еще до поступления в школу с утра до вечера учит уроки, а мы гордимся, кто из наших детей лучше подготовлен к школе. Мне кажется, мы сегодня должны работать с учителями начальной школы, с уровнем их культуры, с уровнем педагогической культуры, с пониманием того, что такое ребенок, как его защищать, как с ним работать, а потом уже обо всем остальном. Мы должны сегодня заняться заместителями директора по начальной школе. Они хорошие люди, но страшные потому, как дрессируют и выстраивают начальную школу. С кем мы будем реализовывать новые стандарты начальной школы? Мы нынче об этом не говорим. Мы движемся в пропасть психического нездоровья, работать некому в городе и в стране, а наша задача, получается, - всех выстроить и добиться, чтобы ребенок пришел и уже соответствовал по пяти-шести уровням готовности к школе. Страна сегодня ставит задачи: у нас должно быть здоровое молодое поколение, которое потом сможет работать, если мы сегодня не начнем бороться сами с собой и повышать уровень педагогической культуры директоров школ, их замов по начальной школе, то мы эту задачу не выполним. Нам нужно думать о записи ребенка в школу, а не о разделении детей по рангам. Особенно больно, когда о таком говорят уважаемые руководители ОУ. Директор посадил детей на курсы по подготовке к школе, а ему нужно посмотреть, а здоровы ли они после этого будут, сколько потом психически ненормальных детей после пятого-шестого-седьмого класса обратятся за помощью. Вот это проблема номер один.

Галина ЮСУПОВА директор гимназии №1558:

- У нас густонаселенный район, мы пробовали все. У нас нет «приготовишек», мы от этого отказались. К сожалению, хотя большими буквами написано, что директор не ведет прием в первый класс, каждые понедельник и четверг начиная с октября ко мне ломятся толпы людей именно по этому вопросу. Мы перепробовали все: сотрудничаем с детскими садами, выезжаем туда на праздники, наши дети их проводят. Мы знаем, есть два детских сада, которые говорят родителям, что их дети поступают в нашу школу. На самом деле нервотрепка по приему в первый класс начинается очень рано, у нас не было раньше микрорайна, но в прошлом году я поняла, что он должен быть. В результате получилось, что за полторы недели до начала приема родители завели журнал записи, дежурили бабушки и дедушки, вырезали металлические прутья в заборе, чтобы проходить на территорию школы, в итоге люди дрались за то, кто первый войдет в школу. Мы набираем три класса, чтобы решить все эти проблемы, но решать их все равно тяжело. Помимо этого существуют депутатские запросы по жалобам родителей. Моя боль - дети выпускников школы, которые хотят отдать их нам. Отказывать, мне кажется, им нельзя, ведь их желание отдать нам детей для нас одобрение работы и поощрение, но принимать в порядке исключения мы не имеем права.

Владимир РАЗДИН, начальник Северного управления образования:

- У нас в округе совместно с управами мы разделили территорию на микрорайоны. Думаю, что при переходе на новые федеральные образовательные стандарты нам нужно будет «окучивать» не только учителей первых классов, но и воспитателей ДОУ, потому что они готовят детей к школе. Как директор школы, я сталкивался с тем, что детям, приходящим в первый класс по программе 1-4, умеющим читать и считать, первый класс не нужен. Мы просто занимаемся «развлекаловкой», так как если ребенок читает со скоростью 72 слова в минуту, учить его читать по слогам бессмысленно.

Ольга МЕЛЬНИКОВА, заведующая кафедрой дошкольного образования МИОО:

- Найти ответ на вопрос «Как определить, готов ли ребенок к школе?» можно в своеобразном портрете выпускника ДОУ в концепции непрерывного образования (ступень дошкольного и начального образования), которая утверждена Министерством образования РФ 17 июля 2003 года. Недавно вышли новые федеральные требования к содержанию основной образовательной программы, реализуемой на дошкольной ступени, которые утверждены 8 февраля 2010 года и подписаны министром Андреем Фурсенко, где есть интегративные качества ребенка-дошкольника, которыми он должен обладать. Речь идет не о знаниях и не о количестве знаний, а о тех интегративных качествах ребенка, которые помогают ему эти знания осваивать.

Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя МДО:

- Медики говорят, что результат, прописанный в медсправке, и есть заключение медико-психолого-социальной комиссии. Никаких других дополнительных комиссий не требуется. Территории должны быть закреплены за школами, но никакого преимущества на прием детей с закрепленных территорий нет. Если 1 апреля школа объявила, что начинает прием с 17.00 до 19.00, если родители принесли полный пакет документов, сделали запись в журнале приема документов, то их ребенок зачислен в первый класс. Если школа набирает два первых класса и у нее пятьдесят заявлений уже подано, то прием на этом закончен, даже если это произошло 1 апреля. А вот понятие «территория» означает следующее. Преимущества территории при приеме нет, но если ребенок с территории приходит позднее, то школа должна решить его проблему и, может быть, даже открыть дополнительный класс (но это решение должно принимать уже окружное управление образования).