Основная задача педагогов и родителей нашего детского сада - совместными усилиями заложить основу здорового образа жизни, осознанного понимания необходимости беречь свое здоровье, радость движения. А моя задача - превратить каждую нашу встречу в необычное и увлекательное путешествие в страну здоровья!

Ах, как мы любим играть!!! Часто наши занятия проходят в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов. Вот мы «осенние листочки» или «снежинки», под музыку плавно кружащиеся в воздухе. А вот мы, как настоящие спортсмены, участвуем вместе с родителями в семейных спортивных соревнованиях. Посмотрите, нас уже не узнать: появилась грациозность, ловкость, уверенность в себе.

Для меня каждый ребенок неповторим, у каждого есть своя особенность. Счастье, когда эта особенность дает возможность ребенку добиваться больших успехов и ничего не отнимает взамен.

Но есть дети с особыми возможностями здоровья. Благодаря опытным коллегам, научившим меня общаться, чувствовать и работать с такими детьми, я поняла, что они совсем по-другому смотрят на мир и у них самих можно многому научиться. Только совместными усилиями педагогов и родителей мы можем создать комфортные условия и дать возможность каждому ребенку почувствовать себя настоящим членом коллектива.

Деятельность всех сотрудников нашего детского сада - от заведующей до младшего воспитателя - направлена на здоровьесбережение каждого ребенка. Здоровый и физически подтянутый педагог - образец для детей и родителей. Несмотря на то что я молодой специалист, мои коллеги доверили мне почетное звание капитана нашей спортивной команды. Не только дети, но и взрослые любят праздники, основой которых стали эстафеты, состязания, подвижные игры. Сколько радостных эмоций они вызывают у ребят и взрослых!

Алина РОМАНОВА, воспитатель детского сада №600:

- С первого дня работы в детском саду я считала, что основная задача педагогического коллектива - так организовать жизнь и деятельность детей, чтобы она способствовала их разностороннему развитию. Для этого наиболее эффективна личностно ориентированная модель воспитания, результатом которой и будет разностороннее развитие ребенка, в том числе его психическое развитие, позволяющее быть успешным сейчас и в будущем.

Так как основной познавательный процесс в дошкольном возрасте память, то ее развитие как раз и будет тем звеном, которое позволит реализовать воспитательно-образовательные задачи. Именно память обеспечивает устойчивость личности, облегчает процесс обучения и развития. Актуальность этой проблемы еще и в том, что на современном этапе развития образовательной системы высокие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Опираясь на личностно ориентированную модель воспитания и сформулированный принцип в общении с детьми: «Не рядом и не над, а вместе», при подготовке и организации деятельности детей я старалась исходить из их интересов детей, чтобы максимально полно развернуть возможность их роста, стать на позицию ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции, учитывать право на выбор.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблемам развития памяти, я пришла к выводу, что развитием памяти детей можно заниматься в рамках педагогического процесса, так как специального времени и организации для этого не требуется, можно использовать занятия, игры, свободную деятельность, которые будут способствовать ее развитию. В своей работе я учитывала эти положения в детской психологии.

Чтобы ребенок не забыл материал, я создавала ситуации для запоминания, использовала его во время игр, бесед, рассматривания картин, побуждала ребенка активизировать свой опыт. Важно, чтобы ребенок положительно относился и к вопросу, и к заданию, которое дает взрослый.

Развитие ребенка - работа всего коллектива детского сада, необходима тесная связь психолога, воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя, всех, кто работает с детьми. Важно, чтобы был единый подход в понимании, что такое развитие ребенка и как его осуществить. Я постоянно взаимодействую с педагогами, работающими с детьми, консультируюсь с ними, они помогают определить у каждого ребенка преобладающий вид памяти и выявить детей, нуждающихся в развитии памяти.

В ходе работы я заметила, что дети становятся более самостоятельными, они стали запоминать больше слов без опоры на наглядность, меньше отвлекаются. Испытывают положительное отношение к заданиям, проявляют интерес, становятся внимательнее, организованнее.

Родители заинтересовались нашей работой. Многие выразили желание узнать о проблеме развития памяти. Для интересующихся родителей мы проводим индивидуальные и групповые консультации «Как запоминает ваш ребенок», даем необходимые рекомендации, знакомим с литературой.

Я убеждена, что необходимо продолжать работу по развитию памяти у детей в тесном сотрудничестве с родителями и специалистами нашего детского сада на протяжении всего дошкольного детства.

Павел ВИНОГРАДОВ, воспитатель детского сада №948:

- Основным направлением моей работы с дошкольниками стало развитие познавательной активности через поисковую деятельность. Я строю «Древо познания», где яблоки символизируют методы развития познавательной активности.

Наиболее часто в своей педагогической деятельности я использую игровые проблемные ситуации. В процессе ознакомления ребенка с окружающим миром необходимо создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые составляют основу для появления мотива получения знаний. Полученные таким образом знания становятся личностным приобретением ребенка и имеют прочный характер.

Н.Поддьяков писал: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка». В свете этой идеи я стараюсь включать в педагогический процесс элементы экспериментирования. Основная особенность экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Моделирование развивает моторику, мышление, познавательную активность. Так же как и в экспериментировании, у детей есть большое поле для самостоятельной деятельности. Выполнение заданий с использованием метода моделирования дается дошкольникам нелегко, однако при некоторой помощи взрослого они вполне способны с ними справиться, что соответствует взглядам Л.Выготского на развивающее обучение.

Все перечисленные методы не могут быть эффективны вне сотрудничества с детьми. Однако рамки педагогического сотрудничества не ограничиваются взаимодействием с детским сообществом.

Взаимодействие с семьей - неотъемлемая часть педагогического процесса. Понимание этого и подвело меня к идее создания «Творческой мастерской» в моей группе. Смысл создания этой мастерской заключается в том, чтобы активные и творческие родители могли поделиться своими навыками и умениями с детьми.

В ходе работы в детском саду я понял, что теоретические знания должны органично вплетаться в повседневную практику. Достижение этой цели соответственно предполагает сотрудничество с опытными педагогами. В связи с этим и появилась идея создания в нашем дошкольном учреждении новой формы работы с педагогами - методического объединения «От поколения к поколению», где осуществляется планомерная работа по обмену теоретическими знаниями и практическими наработками.

Ирина ГИЕВАЯ, воспитатель дошкольного отделения Центра образования №1417:

- «Все мы родом из детства» - смысл этих слов стал мне понятен не сразу. Однако я знала ответ на вопрос: «Что там, впереди?» Впереди - жизнь и, как мне представлялось, достаточно удачная карьера финансиста. Окончив школу, я, как и мечтала, поступила в институт на факультет «Финансы и кредит», и в тот момент даже не могла себе представить, что буду работать с маленькими детьми.

Но жизнь диктует свои условия, и я пришла работать в детский сад, окончила педагогический колледж. Именно в детском саду я нашла себя рядом с малышами - любознательными, открытыми, доверчивыми, готовыми безгранично дарить свою любовь и отвечать окружающим добром за добро.

Для меня воспитатель - это, скорее, не профессия, а образ жизни. И я проживаю каждый новый день заново, каждый день дарит мне новые впечатления, иногда вселяет сомнения. Но я соглашаюсь со словами Шалвы Амонашвили: «Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в работе».

Воспитание - это кропотливый процесс, требующий от взрослого не только умения понимать детей, учитывать их особенности и возможности, но и избирательно использовать педагогические методы, умение учиться самому. Только так мы можем помочь каждому ребенку сохранить свою индивидуальность, выявить потребности, развить его интеллектуальные возможности. Только так мы сможем открыть в каждом ребенке еще непризнанного гения.

Современная наука располагает многочисленными данными о том, как важно тесное взаимодействие с семьей с целью формирования единой воспитательной среды семейно-общественной системы и развития единого пространства «семья - детский сад». Ведь первая школа воспитания растущего человека - семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи ребенок получает навыки социализации, у него складывается первый эмоционально-нравственный опыт.

Основу системы моего взаимодействия с воспитанниками и их родителями составляет педагогика сотрудничества. Сотрудничество, на мой взгляд, это работа рядом, помогающая каждому из нас испытывать чувство взаимопомощи.

Наблюдая за тем, как мои дети играют, общаются, создавая картины из жизни взрослых, ежедневно убеждаюсь в этом и невольно возвращаюсь в свое детство, и знаю, что где-то далеко в звездной галактике горит звезда «Дошколенок» и освещает путь, помогая творить и сеять разумное, доброе, вечное!

Алена ЗАВАРЗИНА, воспитатель детского сада комбинированного вида №1068:

- Как известно, педагогика сотрудничества - это система методов и приемов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности, это отношение к воспитанию как к творческому взаимодействию ребенка и педагога.

Главная цель моей работы - взаимодействие детей и воспитателя на принципах содружества, открытости в организации развития познавательной деятельности с использованием элементов экспериментирования.

Для достижения этой цели я строю занятия на принципах открытости, доброжелательности, заинтересованности, подбираю адекватные способы мотивирования детей на опытно-практическую деятельность, обеспечиваю контакт со всеми детьми на основе взаимопонимания, использую рациональные способы организации детей: индивидуальные, парами, подгруппами.

Для успешной работы на занятиях по экспериментированию я объединяю детей в подгруппы по их желанию или в подгруппы «сильный - слабый воспитанник», что становится немаловажным звеном в познании мира, ведь друг всегда поможет другу, а сильный - слабому.

Практика показывает, что для достижения результата необходимо создавать такие условия, в которых воспитатель становится равноправным партнером для своих детей. Он радуется, удивляется вместе с ними новым, даже незначительным открытиям. Я стараюсь руководить экспериментом так, чтобы ребенок сохранил чувство самостоятельного открытия. Ведь как приятно слышать из детских милых уст фразы: «Я думал так, а оказалось все по-другому!», «Вот это чудеса! Как интересно!» или «А что будет, если...?» - и ты невольно улыбаешься, понимая, что ты делаешь открытия вместе с ними. Ты их близкий друг, который ненавязчиво открывает завесу этого загадочного мира таким простым и доступным способом, как эксперимент. Детское экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, обогащает память ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Он не только знакомится с новыми фактами, в этой деятельности развиваются его интеллектуальные способности. Ведь прав американский поэт и философ Ральф Уолдо Эмерсон: «Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам».

Ольга БУЛГАЗ, воспитатель детского сада комбинированного вида №966:

- Я очень рано поняла, чем буду заниматься в жизни. Воспитание детей - нужное и важное дело. Я глубоко убеждена, что быть воспитателем - это прежде всего любить детей, быть человеком с глубоким внутренним потенциалом: обладать творческими и личностными качествами.

Я часто задаю себе вопрос: каким должен быть современный воспитатель? Уверена, что это прежде всего педагог, понимающий своих воспитанников, думающий и терпеливый, находящийся в постоянном поиске новых форм сотрудничества с детьми, коллективом единомышленников, родителями.

Вся моя работа осуществляется под девизом: «Не рядом, и не над, а вместе!».

В процессе своей работы я обратила внимание на то, что дети рано начинают интересоваться вопросами: кто я? какой я? что у меня внутри? Чтобы ответить на детские вопросы, мне бы хотелось расширить кругозор своих воспитанников, разнообразить их деятельность и создать систему взаимодействия педагог - ребенок - родитель в рамках формирования здорового образа жизни дошкольников. Поэтому для меня важна тема «Естественно-научные наблюдения и элементарное экспериментирование по теме «Ознакомление дошкольников с человеком», главной целью которой является формирование человека с качественно новым типом мышления, личности гармонично развитой, способной добиться поставленной цели и решающей стоящие перед ней задачи, обладающей высоким духовным потенциалом.

Я убеждена, что работа в этой области предоставляет большие возможности мне, как молодому специалисту, и моим воспитанникам, выстроить модель по ознакомлению дошкольников с окружающей действительностью. В связи с этим весь воспитательно-образовательный процесс я строю с учетом личностно ориентированного подхода к развитию каждого ребенка и с учетом психологических особенностей периода детского развития. В этой работе мне, как начинающему воспитателю, помогают все педагоги и специалисты дошкольного учреждения. Такая тесная взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса способствует приобретению мною опыта работы по взаимодействию и взаимопониманию.

Работая с детьми, я поняла, что тесное взаимодействие с родителями приносит свои положительные результаты. С коллективом родителей мы организовали семейный клуб «Человек. Формирование здорового образа жизни», целью которого стала гармонизация детско-родительских взаимоотношений в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. На мой взгляд, такое взаимодействие с родителями помогает устанавливать диалогические и партнерские отношения с семьями воспитанников, создавать атмосферу общности интересов на основе общения, а также использовать эффективные методы включения родителей в продуктивную деятельность ребенка, помогать родителям осознать собственный опыт воспитания детей, его границы и возможности.

При ознакомлении дошкольников с окружающим миром и формировании здорового образа жизни я планирую разработать наглядный материал для занятий с использованием технических средств обучения (презентаций) по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, разнообразить формы организации педагогического процесса, включить в работу нетрадиционные виды организации занятий для формирования системы представлений о человеке, что, на мой взгляд, обеспечит преемственность дошкольного и начального образования.

Елена ШИБАЕВА, воспитатель детского сада №2643:

- Еще в детстве я мечтала получить педагогическое образование и продолжить педагогическую династию. И вот моя мечта сбылась.

В 2009 году я окончила педагогический колледж №12, где получила необходимые знания, умения, навыки, которые сейчас применяю в своей педагогической деятельности. Моя педагогическая карьера в должности воспитателя началась в августе 2009 года. Анализируя первые результаты своей деятельности, я поняла, что без сотрудничества педагогов, детей и родителей, педагогический процесс будет невозможен.

Что же такое сотрудничество? Педагогика сотрудничества, по-моему, это система методов и приемов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Это взаимодействие в процессе организации педагогического процесса: педагог - ребенок - родители, педагог - родитель, педагог - педагог.

В моей работе сотрудничество с детьми предполагает, чтобы дети открыто и доверчиво относились ко мне, и я всеми силами пытаюсь этого добиться. Ведь главное для меня - любить и быть любимой ими.

За свой короткий опыт работы я уже поняла, что более сложный процесс - процесс взаимодействия со взрослыми. Ведь я должна стать воспитателем не только для детей, но и для родителей тоже. Они должны поверить мне, поверить в меня и доверить мне самое дорогое - своих детей. Для того чтобы добиться наилучших результатов в своей педагогической деятельности, я использую разные формы взаимодействия с родителями моих воспитанников: родительские собрания, тренинги, «круглые столы», собрания - дискуссии, развлекательные досуги, индивидуальные беседы. Такие формы взаимодействия нас очень сближают!

В процессе своей работы я общаюсь не только с детьми и родителями, но и со своими коллегами. Мы, конечно, все разные, но нас объединяет заинтересованность в работе, а самое главное - любовь к детям. В процессе общения мы выявили одну удивительную особенность: коллектив нашего дошкольного учреждения молодой, и у каждого есть любимые методики. Для того чтобы знания каждого из нас стали доступны всем, у нас возникла идея проведения творческих гостиных. Каждый педагог может стать их участником, поделиться своим опытом, взять на заметку опыт коллег.

Во время подготовки к конкурсу я чувствовала тепло и поддержку старших коллег. И теперь, узнав много нового, я готова делиться крупицами своих знаний с коллегами других дошкольных учреждений.

Ольга ВОТЯКОВА, воспитатель Центра развития ребенка - детского сада №1888:

- В профессию меня привела огромная любовь к детям, желание сделать этот прекрасный мир еще краше. Если я, как педагог, хочу получить результат, то должна заниматься проектированием, организацией совместных действий с детьми. Мое сотрудничество с детьми и взрослыми мне представляется в виде чудо-пирамиды.

Основанием этой пирамиды служат знания, которые мне дал Московский городской педагогический университет.

Что же поможет мне построить чудо-пирамиду правильной формы и даст возможность ребенку достичь ее вершины?

При строительстве первой грани и удержании пирамиды в нужном направлении опорой мне будет служить наука, наследие великих ученых и педагогов-новаторов. Вторую грань поможет выстроить творческий коллектив детского сада. Третья грань - педагоги-наставники. Это прежде всего моя бабушка, заслуженный учитель Советского Союза, которая проработала в школе 45 лет, повлияла на мой выбор и по сей день помогает утверждаться в профессии; педагоги-новаторы детского сада: заведующая Русико Акинян, музыкальный руководитель Майя Станиславская, воспитатель Наталья Гусева.

Четвертая грань - родители моих воспитанников.

Одним из важнейших следствий общения ребенка со мной, другими взрослыми людьми и сверстниками станет развитие у ребенка сферы самосознания, создание образа самого себя, своего «Я». Это и будет вершиной моей мечты.

Наталья ИГНАТОВА, воспитатель детского сада:

- Я всегда мечтала стать педагогом, поэтому без раздумий поступила в педагогический институт, который окончила с отличием в 2006 году по специальности «педагог-психолог». Профессия воспитателя для меня - возможность реализовать свой творческий потенциал через непосредственное общение с детьми. Я всегда активно участвовала во всех мероприятиях детского сада.

Тема, которая увлекала меня еще в студенческие годы, - сенсорное развитие, это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. В основе моей педагогической концепции лежит положение Л.Венгера о том, что одна из главных составляющих полноценного развития детей - сенсорное развитие, направленное на формирование правильного восприятия окружающей действительности.

Мое взаимодействие с детьми и деятельность детей друг с другом имеют характер диалога и активного сотрудничества. Педагогика сотрудничества в детском саду - необходимая составляющая единого образовательного пространства, залог психологического комфорта и успешного развития каждого дошкольника.

Я с интересом слежу за изменениями, которые происходят с моими воспитанниками. Их развитие в направлении роста уровня восприятия окружающей действительности убеждает меня в правильности выбранного пути. Могу с уверенностью сказать, что детский сад для меня - это особый мир: яркий, интересный, неповторимый! В нем я живу, реализуюсь как человек, как личность, как профессионал.

Александра ШУБИНА, воспитатель Центра развития ребенка - детского сада №2395 «Умка»:

- Гуманистический взгляд на сущность воспитания связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей. Фундамент педагогики сотрудничества - личностная позиция педагога, состоящая из совокупности гуманных установок по отношению к воспитанникам и самому себе. Я расцениваю это обстоятельство в целом как позитивное явление, но тем не менее выражаю уверенность в том, что все взрослые и дошкольники должны быть равноправными участниками какого-либо дела.

Я, как молодой специалист, в своей практике реализую модель совместной партнерской деятельности. Средством реализации этой модели стала совместная проектная деятельность.

Наше дошкольное учреждение называется «Умка». Мои воспитанники не раз спрашивали меня: «Почему детский сад называется «Умка»? Кто он такой? Где он живет?»

Я задумалась и поняла, что необходима работа по формированию у детей знаний о белом медведе и его среде обитания, разработала образовательный проект экологического содержания «Белый медведь и его друзья». Эти инновационные идеи основаны на опыте сетевого взаимодействия ресурсного центра «Мы и природа» в рамках совместного с ЮНЕСКО пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы».

На первом подготовительном этапе осуществляла подбор иллюстраций, художественной, познавательной литературы про белого медведя - стихи, рассказы, сказки. Вместе с родителями мы создавали мини-лабораторию для опытов и экспериментов (это место стало любимым для детей и родителей). В группе появился почтовый ящик для писем, дети опускали письма и ждали ответы.

Второй этап поисково-исследовательский - самый интересный, захватывающий. Он позволил раскрыть педагогику сотрудничества в полной мере. Этому способствовали совместное путешествие по географической карте, проведение опытов, познавательные викторины, решение головоломок, ребусов, создание моделей природных явлений, демонстрация энциклопедических панорам на электронных носителях.

В этой деятельности я, как любознательный партнер, выслушивала предложения, идеи детей, затем в ходе эксперимента проверяла гипотезы, а дети делали самостоятельные выводы.

Любая проектная деятельность имеет выход в продуктивную творческую деятельность.

Творческий этап включал: составление рассказов «Почему у белого медведя черный нос», «Белый медведь в Красной книге» «Белый и бурый медведь: братья?», создание вместе с детьми книги про Умку, куда вошли совместные творческие работы детей и их родителей. Дети стали активно включаться в игровую деятельность, у них появились любимые сюжетно-ролевые, театрализованные игры «Путешествие на Северный полюс» «Умка ищет друзей», подвижные игры «Белые медведи на льдине», «Найди медвежонка». Итогом продуктивной творческой деятельности стали коллективные работы: макет и панно.

В продуктивной деятельности я наравне с детьми выбираю для себя цель, становлюсь живым образцом планомерной организации работы, вместе с детьми обсуждаю замыслы, комментирую шаги своей работы, принимаю детскую критику и не препятствую комментированию вслух.

Родители воспитанников проявили интерес и приняли участие в подборе познавательного материала об обитателях Арктики, в выполнении семейных творческих работ. В создание мини-музея Умки участвовали дети и их родители. Тесное взаимодействие с родителями позволило оформить фотовернисаж.

Событием в нашем детском саду стало появление традиции - проведение Дня Умки, который был настоящим праздником для детей, родителей и сотрудников.

Педагогика сотрудничества основана на любви к детям. А любить ребенка - это выучить песню его сердца и петь ее, когда он забывает о ней.