Молодому педагогу, делающему первые шаги в профессии, предстоит сделать очень и очень многое: показать себя компетентным специалистом, выстроить грамотные отношения с коллегами, учащимися и их родителями, погрузиться в бурную жизнь школы, научиться соотносить полученные во время обучения знания с тем, что предлагают современные образовательные учреждения, выстраивать каждый день, умело распределяя время и успевая делать все задуманное... И это только начало.

Трудно поверить, что среди повседневной суматохи у начинающих педагогов остаются силы и желание принимать участие в профессиональных конкурсах. Но кому, если не им, далеко не ушедшим от студенческой скамьи, совершенствовать педагогическое мастерство!

Какие мотивы при этом побуждают начинающих специалистов? Кто-то хочет заявить о себе, убежденный в том, что уже сейчас вполне способен поделиться знаниями с другими, кто-то таким образом встает на путь преодоления собственной неуверенности и зажатости; одни идут вслед за друзьями, другие - по велению начальства, для кого-то это прежде всего хорошая возможность повысить уровень профессионализма и получить в случае победы заветную первую квалификационную категорию.

Инициатива проведения профессионального испытания «Поколение будущего» для начинающих педагогов принадлежала Центральному окружному управлению образования и Окружному методическому центру, которые не замедлили ответить на запрос молодых специалистов округа, уже знакомых с конкурсами для старших коллег, но не имеющих достаточного опыта для участия в них. С течением времени «Поколение будущего» стал приобретать все большую самостоятельность и перестал восприниматься исключительно как дочерний конкурс «Учителя года».

О росте престижности и популярности «Поколения будущего» свидетельствует ежегодное увеличение числа его участников и расширение круга задействованных образовательных учреждений, обсуждение конкурса в средствах массовой информации и последующее успешное участие молодых конкурсантов в иных профессиональных испытаниях.

По сложившейся традиции конкурс прошел в несколько этапов: самопрезентация, занятие на незнакомой аудитории, презентация проекта и выездной этап. Кроме того, молодым специалистам предстояло написать эссе на тему «Я - педагог московской школы (гимназии, лицея, центра образования, детского сада, центра детского творчества)». Обдумывая творческую работу, конкурсанты размышляли о месте педагога в современном обществе, об актуальных проблемах столичных образовательных учреждений, о традициях и инновациях в педагогической науке.

На протяжении всех испытаний участников «Поколения будущего-2010» сопровождали активисты Совета молодых педагогов ЦАО - в недавнем прошлом сами конкурсанты, а теперь наставники, знакомые не понаслышке со многими секретами и подводными камнями конкурсного движения. К слову, именно благодаря «Поколению будущего» каждый год в совет приходит все больше и больше молодых педагогов, для которых это одна из многочисленных возможностей профессиональной самореализации.

В этом году для каждой категории участников оргкомитет разработал свой набор конкурсных мероприятий, а категорий было, как всегда, немало: учителя-предметники, педагоги дошкольных образовательных учреждений, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, студенты, работающие в образовательных учреждениях округа, - все они претендовали на звание «Поколение будущего».

В октябре состоялся первый этап конкурса - самопрезентация участников, ставшая свидетельством того, какие талантливые, энергичные педагоги пришли в образовательные учреждения Центрального округа в новом учебном году. Ровно через месяц начинающим педагогам предстояло провести занятия на незнакомой аудитории в гостеприимной школе №465 и детском саду №2556.

Организаторы и участники конкурса выразили искреннюю благодарность Тамаре Махмутовой, директору школы №465, и Раисе Акимовой, заведующей детским садом №2556, которые, создав замечательные условия для проведения конкурсных мероприятий, помогли участникам справиться с волнением и достойно проявить себя во время непростых испытаний. А подготовить показательные занятия молодым специалистам помогали педагоги-наставники - лучшие представители школьных педагогических коллективов, что, несомненно, для первых стало ценным опытом, а для вторых - возможностью погрузиться в молодежный профессиональный конкурс.

Второй год подряд во время третьего этапа «Поколения будущего» проходила защита проектов. Это испытание полюбилось многим конкурсантам. Рассказать о том, что давно хотелось осуществить, поделиться с коллегами и выслушать ценные советы, ознакомиться с работами той же тематики и найти точки взаимовыгодного пересечения - осуществить все это и помогает третий этап конкурса.

Представленные проекты удивляли своим разнообразием: научные разработки и проекты, направленные на углубленное изучение материала вместе с учащимися; работы, ставящие целью эстетическое и патриотическое воспитание детей; проекты, реализуемые совместно с учащимися в рамках добровольческого движения Центрального округа. Ежегодно благодаря организаторам конкурса разработки получают поддержку действующих общественных организаций. Например, четыре проекта этого года будут реализованы совместно с Молодежным ученическим советом, шесть - вместе с Советом молодых педагогов, двенадцать примут участие в конкурсе «Грант префекта», а восемь работ рекомендованы членами жюри к участию в конкурсе социальных проектов префектуры ЦАО «Эврика». О реализации же проекта «ТЕМП» («Творческое единство молодых педагогов») красноречиво свидетельствовал финал «Поколения будущего».

По результатам трех отборочных этапов «Поколения будущего-2010» определились сорок два финалиста, которые участвовали в выездном этапе на базе ДООЦ «Истра». Финал состоял из нескольких испытаний: командных занятий, творческих заданий, «мышеловки», «круглого стола», во время которого прошел яркий непосредственный обмен мнениями участников по актуальным проблемам педагогики и вопросам стратегии развития образования.

Ярким заключением конкурса «Поколение будущего» стал фестиваль творчества молодых педагогов Центрального округа с одноименным названием, прошедший в феврале 2010 года в Московском городском Доме учителя. Этот фестиваль - одно из крупнейших и наиболее интересных для педагогической молодежи округа событий - оказался возможным благодаря Центральному окружному управлению образования, Окружному методическому центру и Совету молодых педагогов ЦАО.

На фестиваль «Поколение будущего» были приглашены представители Департамента образования, префектуры ЦАО, Центрального окружного управления образования, кураторы послевузовского сопровождения педагогических вузов и колледжей города, директора школ Центрального округа, члены территориальной организации Профсоюза работников образования и науки, Совета ветеранов педагогического труда, Московского городского совета молодых педагогов, Молодежного общественного совета при префекте ЦАО, представители педагогических династий, студенты педагогических вузов, обучающиеся по целевому контрактному набору, участники конкурса «Поколение будущего-2010», молодые педагоги ЦАО, учащиеся педагогических классов округа и их кураторы.

Молодежный фестиваль педагогических идей стал закономерным продолжением торжественных окружных мероприятий, связанных с открытием Года учителя. Вслед за участниками Педагогического конвента ЦАО начинающие специалисты решили встретить этот знаковый год по-новому - ярко, музыкально, но при этом содержательно.

Фестивальную программу подготовили активисты Совета молодых педагогов, а также победители и лауреаты конкурса «Поколение будущего-2010», в очередной раз доказав, что «Творческое единство молодых педагогов» не только жизнеспособно, но и весьма успешно, а значит, от любого из конкурсантов можно ждать нового прорыва. Не забывая о том, что финальная встреча конкурсантов была заявлена как фестиваль творчества, идей и инициатив, молодые педагоги представили на суд зрителей пять стратегических проектов совета: «Школьный энергетический офис», «Школьная академия наук», «Вы победили - мы живем!» (проект, посвященный ветеранам педагогического труда - участникам Великой Отечественной войны), рассказали о конкурсе «Новая смена», который проводится для учащихся старших классов, ориентированных на педагогическую профессию, выступили с проектом «Дублеры - молодым педагогам». Итогом работы кабинета дублеров в этом году должна стать разработка методических материалов и правовых аспектов, которые необходимо знать каждому начинающему специалисту.

Участники фестиваля выразили благодарность наставникам и партнерам Совета молодых педагогов, а также всем тем, кто неизменно поддерживает его инициативы и начинания: кураторам педагогических классов за большую работу по пропаганде педагогической профессии, кураторам послевузовского сопровождения педагогических вузов и колледжей города за поддержку молодых специалистов, Молодежному ученическому совету и Совету ветеранов педагогического труда. А хор ветеранов «Надежда» в свою очередь сделал музыкальный подарок конкурсантам и всем зрителям.

Запоминающимся моментом стало награждение педагогических династий молодых участников фестиваля. Представляя родителей, активисты Совета молодых педагогов говорили о том, что именно благодаря таким учителям сохраняются и развиваются добрые традиции столичного образования.

В финале прошла церемония награждения лауреатов и победителей конкурса «Поколение будущего-2010». Абсолютным победителем был признан Алексей Филиппов, аспирант МПГУ, учитель истории и обществознания школы №232.

Итоги Фестиваля педагогических идей и творчества молодых педагогов подвели начальник Управления государственной службы, кадров и педагогического образования Департамента образования Галина Соболева и заместитель начальника Центрального окружного управления образования Марина Смирницкая, которая отметила, что опыт, полученный молодыми специалистами на конкурсе «Поколение будущего», бесценен, а тот, кто предан своей профессии, обязательно добьется в дальнейшем новых высот: «Сегодня на нашем вечере мы смогли убедиться в том, что единое профессиональное сообщество у нас, безусловно, сложилось». И эти слова стали, пожалуй, лучшей оценкой для конкурсантов, всегда готовых к новым свершениям, ярким проектам и смелым шагам на поприще профессионального конкурсного движения.