Досье «УГ»

Патриотическое воспитание

Владимир ГАРМАШ, директор школы-лаборатории №760 имени Алексея Маресьева, заслуженный учитель РФ:

- Значительное место в учебно-воспитательной работе нашей школы занимает созданный нами музейно-исторический комплекс «Богатыри земли Российской». Комплекс включает в себя памятник «76-миллиметровая противотанковая пушка ЗИС-3 образца 1943 года», музей «В.П.Поляничко - Человек и Гражданин», музей «Великая Отечественная война. Юбилейный Парад Победы на Красной площади 1995 года: подвиг и судьбы участников», музей «Гражданская война в России. Красные и белые. Трагедия народа», музей «Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Подвиг народов Руси в XIV веке», музейно-исторический мемориал имени Героя Советского Союза Алексея Маресьева «Крылья Родины», виртуальный музей «Великие и знаменитые соотечественники». Наши музеи - серьезная фундаментальная база целенаправленно собранных музейных экспонатов-подлинников, исторических документов и материалов. Образовательно-исследовательская работа наших учеников в музейной среде, в среде подлинных исторических документов и предметов, в среде реальной мемориально-поисковой работы на местах боевых действий, в архивах позволяет ребятам в большей степени избежать влияния целенаправленного воздействия по искажению и дискредитации исторического прошлого нашей страны, особенно ее роли и вклада в величайшую победу над мировым фашизмом. Особо хочу отметить роль ветеранской организации СВАО «Союз фронтовиков», участников юбилейного Парада Победы на Красной площади 1995 года, штаб которого вот уже 15 лет находится в нашей школе, ее возглавляет гвардии полковник Владимир Черников. Мы благодарны ветеранам за помощь в создании музейно-исторического комплекса и прекрасные уроки гражданственности и патриотизма, которые они, несмотря на преклонный возраст (самому молодому ветерану 85 лет), систематически проводят с нашими учениками.

- Высшая цель образования - воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

Сегодня в столичных учреждениях ведется разноплановая и многоаспектная работа. Но все же центральное место занимает гражданско-патриотическое воспитание. Более 60% педагогов и 40% обучающихся по результатам мониторинга, проведенного лабораторией исследований Московского городского педагогического университета, выделили это направление как приоритетное.

Департамент образования постоянно сотрудничает с городским Советом ветеранов. Всего в городской, 10 окружных, 120 районных и около 1500 первичных ветеранских организациях, в комиссиях по патриотическому воспитанию молодежи работают более 6 тысяч ветеранов.

За эти годы в Москве сложилась и действует общегородская система патриотического воспитания, которая дает возможность успешно использовать опыт прошлого и внедрять инновационные подходы к формированию личности гражданина-патриота.

Важными составляющими в работе по патриотическому воспитанию стали мероприятия по празднованию памятных дат. Подготовка к празднованию 65-й годовщины Победы не только позволила еще раз обратиться к подвигу советского народа, но и придала новый импульс к продолжению развития гражданско-патриотического воспитания. Начиная с 1 сентября 2009 года, первый урок которого прошел под девизом «Это гордое слово «Победа!», образовательные учреждения системы включились в активную подготовку и проведение мероприятий, приуроченных к великой дате.

В последнее время более активно используются новые информационные технологии в патриотическом воспитании: интернет-олимпиады, конкурсы, разработка электронных методических пособий, использование ресурса порталов и сайтов.

Большое значение уделяется системной работе по созданию и развитию в образовательных учреждениях музеев, которые становятся образовательными и просветительскими центрами. Только за последние пять лет их количество возросло в три раза, но, что более ценно, изменилось качество музеев, появились школьные музейные комплексы, школьные экспозиции, активно развивается работа со школьниками, создаются музейные детские объединения. Новой формой работы стало включение музейных экспозиций в проведение выездных лекций и бесед с участием ветеранов, активизировалась проектно-исследовательская работа школьников. При активном участии ветеранов округов и школьников издаются Книги Памяти, в них собраны сведения о памятных местах Великой Отечественной войны, Героях Советского Союза, проживающих в округах.

Особое образовательное значение имеют акции «Маршруты памяти», «Эшелоны Победы». В течение только 2009 года более 1000 школьников приняли участие в городских акциях и более 5000 юных москвичей - в окружных. Например, образовательные учреждения Центрального округа реализуют проект «Города воинской славы».

В целом в 2009 и в 2010 годах проведено более 600 городских и окружных центральных мероприятий, посвященных празднованию 65-й годовщины Победы. При этом в работу включились все учреждения.

Одним из ярких мероприятий, посвященных 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, стал фестиваль «Дивизион дошкольных войск - на марше Победы!». Непосредственными участниками стали воспитанники дошкольных учреждений образования, которые в импровизированной форме продемонстрировали особенности представителей различных родов войск армии: десантников, летчиков, моряков, танкистов, участвовали в торжественном марше.

Большую роль в патриотическом воспитании играют учреждения дополнительного образования детей. Особое внимание они уделяют развитию спортивно-технического, туристско-краеведческого, военно-патриотического направлений их деятельности. Наиболее значимыми мероприятиями стали городской конкурс проектных разработок и творческих работ детей и молодежи «Нет фашизму!» (более 10 тысяч участников, не только Москвы, но и других регионов России); Московская открытая интернет-олимпиада по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн (участвуют московские дети и школьники из 42 регионов России), Международный форум учащихся городов-героев «Поколение мира - без войны», в котором приняли участие 350 детей из 12 городов-героев.

Глубокая работа проводится в кадетских школах, кадетских школах-интернатах, классах. Изначально ориентированные и занимающие особое место в системе патриотического воспитания, профессиональной ориентации детей и молодежи наши воспитанники демонстрируют свои достижения и на общероссийских соревнованиях. Например, в Рязани команда военно-патриотического клуба «Кадеты-жуковцы» школы №709 приняла участие в финале Всероссийской спартакиады по военно-прикладным видам спорта и военно-спортивной игры «Равнение на Победу» и заняла второе общекомандное место.

Развитие конкурсов, смотров позволяет увидеть и обобщить лучший опыт учреждений. Московский городской конкурс программ военно-патриотического воспитания обучающихся среди воспитателей и преподавателей «Растим патриотов России» в этом году проходил под эгидой 65-й годовщины Победы. Всего в конкурсе приняли участие 678 педагогов из 234 учебных заведений, на заключительном городском этапе конкурса было представлено 40 творческих работ в четырех номинациях.

Во многом этот конкурс позволил продемонстрировать потенциал военно-патриотических объединений и поисковых отрядов. В системе столичного образования действуют 185 военно-патриотических объединений в общеобразовательных учреждениях и 93 студенческих объединения. Перед ними стоит самая главная задача - просветительская деятельность, в том числе по актуальной проблеме сохранения исторической правды. К сожалению, с каждым годом все меньше остается живых свидетелей этих славных страниц российской истории.

Изучение истории неразрывно связано с отстаиванием исторической правды. Речь идет и об общей направленности преподавания предмета, и о специальных уроках, и о внеклассных мероприятиях, посвященных этой проблематике, окружного и городского уровней.

На курсах, методических совещаниях, консультациях педагоги ориентируются как на содержание дискуссионных вопросов исторического прошлого, так и на методические направления формирования у школьников умения защитить правду об истории своей страны.

Одним из важных направлений работы по рассматриваемому направлению стало участие специалистов вузов подчинения Департамента образования, педагогов образовательных учреждений в экспертизе учебной литературы по истории и в формировании взвешенных рекомендаций. В округах уже проведены серьезные обсуждения этой проблемы. Достаточно привести примеры совместных (ученического и учительского) «круглых столов»: городского «Вторая мировая война в истории и политике ХХ и XXI вв.», окружного на базе САО «История Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.: проблемы защиты исторической правды». В Юго-Восточном округе создана Межведомственная комиссия по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России, которую возглавил префект ЮВАО Владимир Зотов, а представители педагогической общественности активно включены в содержательную работу.

В этой работе мы придаем большое значение деятельности экспериментальной площадки «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях», в состав которой входят 15 военно-исторических музеев. Научный руководитель экспериментальной площадки - академик РАО, доктор философских наук Владимир Купцов.

Совместно с ветеранскими организациями создаются условия для того, чтобы с уходом ветеранов не были преданы забвению героические подвиги советского народа. Окружные управления образования, руководители учреждений проводят серьезную работу с послевоенным поколением москвичей, с теми людьми, кто по рассказам отцов и дедов поможет сохранить и передать следующим поколениям правдивые воспоминания непосредственных участников. В настоящее время наряду с основной работой по выполнению плана мероприятий мы считаем необходимым при активном участии историков, ветеранов, военно-патриотических объединений и ученического самоуправления провести переговорные площадки по обсуждению проблем исторического наследия.

Демонстрация исторического наследия, привитие чувства сопереживания, гордости за подвиг народа - отправные точки и для формирования адекватного восприятия службы в Вооруженных силах. И здесь ресурсом стали военно-патриотические клубы, объединения, в работе которых развивается военно-техническая, физическая подготовка молодежи, воспитание волевых качеств. Большинство воспитанников в дальнейшем связывают свою судьбу со службой в рядах Российской армии и силовых структурах. В год празднования Победы Департамент образования при активном участии ветеранских организаций, силовых структур, ДОСААФ, спортивных обществ разработал и принял концепцию допризывной подготовки молодежи до 2020 года и план мероприятий на 2010-2011 годы.

Не менее значимо шефство над захоронениями воинов и памятниками воинской славы. По результатам этой деятельности издан альбом «Шефство над захоронениями воинов, памятниками и обелисками обучающихся образовательных учреждений Департамента образования Москвы».

Серьезное направление работы - деятельность 34 школ, которым присвоены имена Героев Советского Союза. В апреле 2010 года состоится их слет, где будет презентована деятельность. К 9 Мая 2010 года еще 4 школы Южного, Зеленоградского, Юго-Восточного, Северо-Восточного округов будут удостоены почетных имен, пройдут церемонии с участием ветеранов, родственников Героев и членов Правительства Москвы.

Особое внимание уделяется оказанию адресной шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, прежде всего одиноким и проживающим в домах-интернатах. Студенты колледжей постоянно осуществляют адресную помощь ветеранам и вдовам погибших. Студенты-волонтеры проводят ремонт и уборку помещений, ремонт бытовой техники, оказывают парикмахерские, швейные услуги, а также другие формы социальной помощи ветеранам. Волонтерская деятельность студентов позволяет устанавливать между поколениями духовно-нравственную и культурно-историческую преемственность. В образовательных учреждениях развиваются добровольческие проекты, волонтерство. Образовательные учреждения Юго-Западного округа проводят благотворительные акции «Ветеран рядом с тобой», «Спешите делать добро».

Реализация деятельности по этому направлению обеспечивается тесным взаимодействием с подразделениями социального комплекса Правительства Москвы, префектурами, управами, внутригородскими муниципальными образованиями, Московским городским Советом ветеранов. По состоянию на 25 февраля 2010 года все плановые мероприятия выполнены.

Вместе с тем для качественного проведения мероприятий по подготовке к празднованию 65-й годовщины Победы считаем необходимым выделить приоритетные направления. Нужно будет:

- обеспечить безусловное выполнение плана мероприятий, посвященных этой великой дате;

- особое внимание уделить проведению центрального мероприятия системы образования - фестиваля «Победа входит в каждый двор!», итоговый этап которого пройдет 9 мая с 12.00 до 18.00 на территории всего города. Важным событием станет начало работы Поста №1 на Поклонной горе. С 6 мая обучающиеся будут нести Вахту памяти у зажженного Вечного огня;

- для обеспечения социальной реабилитации ветеранов, преемственности поколений и воспитания молодежи в духе уважения к людям старшего возраста необходимо проработать вопрос об организации в вузах и колледжах социальной направленности практики студентов в форме социального патроната над ветеранами, продолжить развитие волонтерства и оказания адресной помощи ветеранам;

- провести переговорные площадки в окружных управлениях образования с участием ветеранов, представителей науки, родителями, обучающимися по проблемам фальсификации отдельных эпизодов истории;

- активизировать привлечение ученического самоуправления и вожатского корпуса образовательных учреждений к мероприятиям, посвященным празднованию 65-й годовщины Победы.