- Вступил в свои права Год учителя, торжественное открытие которого на Юго-Западе состоялось 9 февраля 2010 года в Музыкальном театре имени Н.И.Сац.

К теме школы и к образу учителя сейчас приковано внимание и общества, и органов власти самых разных уровней. А на юго-западе столицы значительная часть населения с волнением ожидает развязки профессиональной истории с простым названием «Учитель года-2010»! Действующие лица конкурса - учителя (а также члены их семей), ученики (и где-то их родители), администрация школы, окружные методисты - члены жюри и, конечно, управления образования. Позади три непростых этапа конкурса. Позади волнения и тревоги за себя и коллег-конкурсантов.

На протяжении нескольких месяцев в шести номинациях демонстрировали свое профессиональное мастерство 225 педагогов округа. Среди них 82 учителя-предметника. Номинацию «Самый классный классный» представляли 33 классных руководителя. 17 педагогов дополнительного образования и 29 педагогов дошкольных учреждений сражались за победу в номинации «Педагог-внешкольник» и «Воспитатель года». В номинации «Сердце, отданное детям» блистали 54 педагога коррекционных образовательных учреждений. 10 профессионалов представляли номинацию «Педагог-психолог». Количество молодых специалистов (в округе с 2006 года одновременно с конкурсом «Учитель года Москвы» проходит конкурс «Педагогический дебют») составило 33% всех участников окружного этапа: 75 молодых педагогов мерились своими пока еще молодыми педагогическими силами в конкурсных состязаниях!

В финале конкурса учителя-предметники импровизировали в парах, где каждый должен был высказаться по выбранной теме с позиции, выпавшей ему по жребию: позитивной или критической. Темами для обсуждения стали: «Школа и СМИ», «Школа и религия», «Школа и здоровье», «Школа и демократия», «Школа и вуз».

В конкурсе «Самый классный классный» импровизация в этом году тоже проходила по-новому: был предложен фрагмент фильма, и конкурсанты должны были высказать свое мнение по поводу увиденного, а времени на это отводилось лишь коротенькие пять минут…

Координаторы конкурсов единодушно отмечают, что на последнем этапе педагоги демонстрировали способность выйти за рамки сложившихся традиционных подходов в обучении. Конкурсанты проявили не только лучшие профессиональные качества. Участники конкурса помогали друг другу и при подготовке занятий, и на самих занятиях, сопереживали друг другу.

В этом году в третий финальный тур окружного конкурса вышли учителя русского языка и литературы, иностранного (английского) языка, физики, химии, музыки, начальных классов. Победителем окружного этапа конкурса стал Алексей Белов - учитель физики лицея «Вторая школа» (директор - Владимир Овчинников). Белов - выпускник МГУ имени М.В.Ломоносова, победитель Всероссийского конкурса учителей физики и математики в номинации «Молодой учитель» фонда «Династия» в 2008 и 2009 году. Ученики Алексея Андреевича неоднократно становились победителями и призерами олимпиад по физике регионального и всероссийского уровня. Торжественная церемония награждения окружного этапа конкурса «Учитель года-2010» состоялась 3 марта 2010 года в Большом зале префектуры ЮЗАО. Победители и лауреаты награждены дипломами, премиями Гранта префекта, ценными подарками и сертификатами на отдых в Болгарии. В конкурсных испытаниях городского этапа конкурса «Учитель года-2010» Юго-Западный округ будут представлять победители окружного этапа: А.Белов; учитель физики «Школы здоровья» №568 С.Егорова; учитель химии школы №126 Федор Окольников.

Конкурс «Учитель года» для нас важное, но одно из множества мероприятий в плане проведения Года учителя, составленном в соответствии с городской целевой программой развития образования «Столичное образование–5» на 2009-2011 годы. Наши задачи:

- формирование новой генерации учителей как новой общественно-профессиональной элиты;

- обеспечение условий для формирования индивидуальной траектории профессионального развития педагога;

- обеспечение первоочередного индивидуализированного повышения квалификации учителей начальной школы для внедрения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения;

- повышение престижа педагогической профессии за счет реализации окружных проектов «Молодой педагог Юго-Запада», «Педагогические династии», «Мотивационная поддержка участников образовательного процесса», «Мониторинг использования инновационного опыта лучших учителей Юго-Запада», «Академическая наука - образованию», «Строим Школу Будущего», «Портрет учителя Юго-Запада»;

- создание благоприятных условий для стимулирования и развития творческого потенциала педагога;

- развитие системы социальной поддержки учительства;

- научно-методическая и информационная поддержка обобщения и распространения передового педагогического опыта.

Значительным событием года станет конкурс проектных и исследовательских работ педагогов Юго-Запада «Есть идея!», который методическая служба ЮЗАО рассматривает как: оптимальную форму повышения квалификации педагога, которая позволяет включить учителя в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществляет личностно ориентированный подход к его профессиональному, научному и карьерному росту; не только соревнование, но и возможность общения на профессиональном уровне, возможность создать условия, способствующие осознанию учителем ценности собственного педагогического опыта. Участие в конкурсе повышает рейтинг не только конкурсанта, но и образовательного учреждения, выдвинувшего своих учителей на конкурс. Задача конкурса:

выявление и распространение педагогических идей, способствующих совершенствованию образовательного процесса;

поддержка талантливых педагогов;

распространение педагогического опыта лучших учителей округа;

развитие и расширение профессиональных контактов педагогов, создание сети творческих лабораторий, мастерских, других педагогических сообществ «От творчества учителя - к творчеству ученика».

Номинации конкурса: «Спешите делать добро», «Грани таланта», «Маэстро и его оркестр», «Очевидное-невероятное», «Удивительное рядом».

Под девизом «Все сказано на свете: несказанного нет. Но вечно людям светит несказанного свет» (Н.Матвеева) состоялся очный тур окружного конкурса «Есть идея-2010». В конкурсном испытании приняли участие 32 педагога, которые презентовали свои идеи. Педагогические проекты жюри оценивало по следующим критериям:

структура и содержание проекта;

использование современных методик, технологий;

наличие авторской идеи;

культура оформления;

профессиональная компетентность;

актуальность, системность;

новизна и нестандартный подход;

возможность практической реализации;

коммуникативная культура педагога.

В результате были сформулированы вопросы, адресованные педагогам («Зачем участвовать? Как готовиться?»), методистам образовательных учреждений («Как отобрать, как подготовить педагогов на различных этапах?»), руководителям ОУ («Что это дает? Какие условия создать? Как использовать возможности и результаты?»).

Традиционно в этом году пройдет конкурс проектных и учебно-исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей на Юго-Западе» - самый масштабный и значимый для округа, который в восьмой раз соберет своих друзей: педагогов и учеников, детей и родителей, школьников и студентов. Учредители конкурса - префектура ЮЗАО, Российская академия наук, Юго-Западное окружное управление образования, Региональный благотворительный общественный фонд «Знание» им. С.И.Вавилова, в жюри входят ученые академических и ведомственных институтов, специалистов МГУ, РУДН, МГИМО, МФЮА, РГУ, МГПУ, МПГУ,

МИРЭА и других вузов. География участников конкурса широка – это ребята из разных округов Москвы, Петрозаводска (Карелия), Киева (Украина), Таллина и Нарвы (Эстония), Оренбурга, Юрмалы (Латвия), Великого Устюга, Гомеля (Белоруссия), Кирова, Саранска (Мордовия), Костромской, Калужской, Рязанской, Орловской областей, Эфиопии. В 2009-2010 учебном году 3170 школьников участвовали в районных турах конкурса, представив 1507 проектов. Победители районных туров будут защищать свои проекты в окружных.

Конечно, в Год учителя мы хотим, чтобы наши ученики выбирали профессию педагога. Четвертый год в округе для всех желающих детей и подростков от 7 до 18 лет, коллективов, организаций проводится конкурс «Мир в радуге профессий». С каждым годом увеличивается количество учащихся и педагогов, принимающих участие в этом замечательном мероприятии (см. диаграмму).

В 2009-2010 учебном году конкурс проходит под девизом «Самая нужная профессия - учитель» по номинациям «Изобразительное творчество» (рисунок, живопись, графика, коллаж, декоративно-прикладное творчество), «Авторское фото», «Литературные презентации» (проза, поэзия, сочинение-рассуждение, очерк, литературная зарисовка). В его оргкомитет вошли представители Окружного методического центра ЮЗАО, Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский», Московской финансово-юридической академии, Института мировой экономики и информатизации, МГУ имени М.В.Ломоносова.

Девизом дистанционной конференции «Как стать лучшим учителем?» были выбраны слова Роберта Рождественского:

Не на словах, а по вещей

традиции,

Которая завтрашней

жизни под стать,

Учителем надо будет

родиться.

И только после этого стать!

Цель конференции, организаторы которой сотрудники окружного методического центра ЮЗОУО, а участники - педагоги и руководители ЮЗАО, методисты, представители вузов и общественности, стало обсуждение и решение актуальных проблем, связанных с определением критериев результативности труда учителя «Нашей новой школы», путей становления и воспитания педагогов-лидеров.

Основные задачи конференции определены так:

- создание площадки, предоставляющей возможность учителям, руководителям образовательных учреждений, специалистам ЮЗАО обсуждать вопросы повышения профессионального мастерства педагогических кадров с коллегами образовательных учреждений города;

- внедрение дистанционных форм общения педагогов;

- возможность высказать свое мнение, продемонстрировать результаты своих исследований, обсудить выявленные проблемы и предложить методы и способы их решения;

- обеспечение развития информационной грамотности участников образовательного процесса.

Участники конференции обсудят обновление профессионально-квалификационных характеристик педагогов, образ нового учителя в «Нашей новой школе», определят, что нужно изменить в себе каждому педагогу, чего не хватает педагогам для реализации новых федеральных образовательных стандартов, как использовать современные образовательные технологии на уроках, определят: электронное портфолио педагога - необходимость или штамп. В марте 2010 года в рамках реализации окружного проекта «Сбережение ресурсов Земли»: «Компетентностный подход к сбережению потенциала всех участников образовательного процесса» пройдет дистанционный тематический педагогический совет.

Ярким и интересным событием Юго-Западный округ отметит завершение Года учителя. В декабре 2010 года пройдет Форум образовательных инициатив на Юго-Западе под девизом: «Новой школе – новые возможности!», который призван объединить усилия педагогов округа на всех уровнях образования, всех типов и видов образовательных учреждений, создать условия для широкого сетевого взаимодействия педагогического сообщества, направленного на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Мы надеемся, что форум позволит организовать экспертизу, консультирование, презентацию современного поколения педагогических технологий, образовательных систем, авторских разработок и средств обучения, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и окружного проекта «Есть идея!». В форуме примут участие образовательные учреждения всех уровней образования (дошкольное, школьное, дополнительное, профессиональное), всех форм собственности, методические службы и объединения, а также общественные организации, инициативные группы, авторы образовательных инициатив, организаторы инновационных программ и проектов, инвесторы, СМИ, заинтересованные в развитии общего образования.

Качество образовательной системы не может быть выше качества ее учителей. Поэтому, обращаясь к педагогическому сообществу Москвы, хочу напомнить слова А.Дистервега «Учитель – самое важное явление в школе, самый поучительный предмет, самый живой пример для ученика». Наша общая задача – формирование новой генерации учителей как новой общественно-профессиональной элиты общества.

Хочу пожелать всем педагогам нашей столицы, чтобы их труд был достойно оценен, чтобы в их школах были все условия для развития, а их дети вырастали умными и порядочными людьми. Счастья вам, коллеги, здоровья, любви и всего-всего хорошего, что можно пожелать добрым, настоящим людям.