Учебник по химии для 8-го класса - своего рода собеседник, все его компоненты - логика объяснения содержания, понятийный аппарат, методические приемы, способствующие усвоению учебного материала, система заданий и т.д. - продуманы таким образом, чтобы школьнику было легче работать с книгой как на уроке, так и дома. Авторы не просто излагают теорию, но совместно с детьми разбирают материал, делая школьников соучастниками творческого мыслительного процесса. Безусловное достоинство учебника - наличие большого количества рисунков (в книге их 59) и таблиц, которые дают возможность детям самим составлять рассказ по рисунку, анализировать, сравнивать данные в таблице и делать на их основе выводы.

Специфика современного школьного образования требует от авторов учебных пособий учитывать межпредметные связи, в частности по химии и биологии, экологии, физике, истории и т.д. Например, взаимосвязь химии и математики, химии и логики прослеживается при решении расчетных задач, которым здесь уделяется достаточно большое внимание. Авторы объясняют, как решаются задачи того или иного вида, разбирая различные примеры в тексте соответствующих параграфов, обучают школьников рациональным приемам мышления, предлагая использовать планы для выполнения заданий.

Важное место в учебнике отведено лабораторным работам и опытам, способствующим формированию у восьмиклассников практических умений и навыков. Правильной их организации и проведению способствуют подробные и четкие инструкции, которые сопровождаются детальными рисунками, пояснениями и наводящими вопросами. Особо хочется отметить «Заключение» к учебнику. Как известно, школьники любят задавать вопросы: «А что будет, если... (смешать, поджечь и т.д.)». Авторы используют и эту возможность для развития у ребят интереса к предмету, включив в качестве обучающих такие блоки, как «Мысленный эксперимент», «Конструирование приборов и установок», «Рисунок - загадка».

Учебник для 9-го класса авторами основательно переработан. Частично сокращен раздел «Органические вещества», что позволило больше времени выделить для изучения химических элементов, простых и сложных веществ. Создана оригинальная система обобщения материала глав и параграфов, позволяющая подводить детей к выводам, имеющим общенаучное значение.

Тетрадь для учебной работы в 8-м классе содержит большое количество разнообразных заданий. Весьма результативной оказалась предоставленная учителю возможность самому формулировать на ее страницах дополнительные задания с учетом предполагаемых или выявленных в процессе обучения пробелов в знаниях учеников.

О книге для учителя «Методика обучения химии в 8-9 классах» стоит сказать отдельно. Ее особенность в том, что в ней не просто изложены тематическое планирование и готовые разработки уроков. Здесь идет подробный анализ тем, рассматриваются методические схемы их изучения, раскрываются методика использования рабочих тетрадей, особенности их структуры, даются рекомендации по проверке контрольных работ (по элементам знаний), по организации работы в целом. Такая книга для учителя будет, несомненно, полезна как молодым специалистам (в качестве руководства к действию), так и более опытным педагогам, которым она позволит по-новому взглянуть на методику обучения химии.

Аркадий ДЗЕНИС, учитель средней школы №1267

Москва