В своем докладе председатель областного комитета Михаил Сотников подчеркнул, что прошедшие пять лет - время серьезных изменений в системе образования, которые непосредственно коснулись как социального статуса педагога, положения школы, так и деятельности профсоюза. Внедрена новая система оплаты труда, введено нормативное подушевое финансирование, оптимизирована сеть общеобразовательных учреждений, разработана региональная система оценки качества образования, созданы механизмы государственно-общественного управления в учебных заведениях. Системная перестройка в отрасли, в трудовых взаимоотношениях, потребовала значительных преобразований в деятельности профсоюзной организации. Усилия профсоюза были направлены на минимизацию рисков, связанных с применением модельной методики оплаты труда и стимулирования работников, привлечением общественности к управлению образовательными учреждениями.

В первую очередь потребовалось принципиально изменить принципы участия в законотворческой деятельности. Существенно возросла необходимость глубокой, а главное - неформальной экспертизы проектов нормативных правовых актов на всех уровнях: от федерального до муниципального.

Новое трудовое законодательство установило совершенно иные основы взаимоотношений между наемным работником и работодателем. Прибавьте сюда неизбежное обострение противоречий в связи с дифференциацией в оплате труда, ужесточение пенсионного законодательства, осложнившее для работников получение досрочной пенсии по старости, и станет понятной необходимость компетентного участия профсоюза в разрешении трудовых споров, представления интересов работников образования во всех инстанциях, включая судебные.

Профсоюз пристально следит за деятельностью по изменению организационно-правовой формы учреждения - его автономизацией. Здесь также есть определенные риски: усиление рыночных отношений таит в себе опасность расширения объема платных услуг, что может привести к нарушению конституционных гарантий доступности качественного образования.

Профсоюз активно участвует в реализации национальной инициативы «Наша новая школа», провозглашенной Президентом России Дмитрием Медведевым. Развитие учительского потенциала путем создания системы моральных и материальных стимулов - одно из ключевых направлений инициативы. И профсоюзные организации должны подключаться к решению этой задачи.

Изменения в системе образования не могли не отразиться и на численности профсоюза. На сегодняшний день Московская областная организация объединяет в своих рядах 133386 человек, что составляет 79,5% от числа работающих в отрасли. Это неплохой показатель. Однако меры по сохранению организации в период экономического кризиса не везде возымели ожидаемый эффект. Сказалась и проводимая оптимизация штатов образовательных учреждений. В силу сложившихся обстоятельств в 2009 году в школах области сокращено 8247 штатных единиц или более 6 тысяч физических лиц, что составляет почти 16% общего количества занятых. По учреждениям начального и среднего профессионального образования - почти 2 тысячи штатных единиц. 28% из тех, кто вынужден был оставить работу, уже достигли пенсионного возраста. В ближайшее время, отметил Михаил Сотников, ситуация вряд ли улучшится. Муниципальные планы оптимизации и на 2010 год предусматривают дополнительное сокращение по школам. Да и в учреждениях профессионального образования соотношение обучающихся к численности работающих продолжает оставаться крайне низким. В связи с этим сложный этап оптимизации сети учреждений профессионального образования еще предстоит пройти. И профсоюзу надо быть к этому готовым.

С потерей так называемого «административного ресурса», когда вступление в профсоюз было делом безальтернативным, встала проблема с привлечением молодежи. Ведь в современном мире человека мало привлекают абстрактные лозунги и общие цели. Для мотивации вступления в профсоюз теперь требуются не только убедительные слова, но и убедительные действия. Молодые люди нередко уверены в том, что достаточно конкурентоспособны и могут справиться с профессиональными проблемами самостоятельно, без правовой помощи профсоюза. В марте 2007 года пленум обкома внимательно проанализировал ситуацию со вступлением в профсоюз молодых специалистов и студентов и определил конкретные шаги по работе с молодежью.

Начали в Подмосковье с создания областного и территориальных молодежных советов. Под руководством молодежного совета обкома профсоюза систематически проводятся обучение профактива, семинары с председателями территориальных советов, обобщается и распространяется опыт работы лучших. Оказана практическая помощь по созданию молодежных советов Красногорской, Наро-Фоминской, Егорьевской и Ленинской организациям. К сожалению, пока не во всех территориях молодежные советы созданы. Решение этой проблемы - задача ближайших лет.

Реализация молодежной политики обеспечивается и вполне существенной финансовой поддержкой. Теперь при формировании бюджета областной организации закладываются средства на проведение молодежных семинаров, спонсирование таких мероприятий, как «Студенческая весна», «Профсоюзная радуга», «Профсоюзный лидер в образовании». В апреле 2008 года утверждено положение об именной стипендии обкома профсоюза для студентов. Ежемесячно молодым людям, принимающим активное участие в жизни профсоюза, выплачиваются 20 стипендий по 1200 рублей. Оказывается и адресная финансовая поддержка студенческим профкомам.

Время диктует новые требования и к подготовке кадров. Сегодня каждый профсоюзный работник и активист должен хорошо ориентироваться в трудовом законодательстве, экономике образования, организационно-уставных вопросах. Поэтому в Подмосковье поставили задачу охватить обучением как можно больше профсоюзных активистов, акцентируя внимание на среднем звене и вновь избранных председателях первичных организаций.

С этой целью изменена структура обучения - обком решил уйти от малоэффективной и довольно затратной системы однодневных семинаров для новых председателей первичек по видам образовательных учреждений. Теперь обучение проводится по так называемым «кустам», то есть на базе одной территории с максимальным привлечением ее профсоюзного актива и по конкретным направлениям деятельности.

За отчетный период охват обучением увеличился с 10,5 до 12,5 тысячи человек в год. Доля расходов на эти цели в бюджете областной организации составляет теперь не менее 3,5%.

В обкоме постарались усилить организационно-методическую помощь первичным и территориальным выборным органам. На веб-странице Московской областной организации оперативно размещается информация по всем направлениям деятельности профсоюза. С помощью Интернета налажено своевременное обеспечение организаций нормативно-отраслевой документацией.

Для формирования имиджа профсоюза, укрепления его репутации применяются и традиционные методы. В новых формах возрождается работа школ профсоюзного актива - теперь их функции выполняют профсоюзные кружки. Продолжается распространение информации через печатные издания «Мой профсоюз» и «Солидарность».

Поиску инноваций и выявлению успешного опыта способствует проведение конкурсов «Лучшая первичная профсоюзная организация», «Профсоюзный лидер в образовании», «Молодежный профсоюзный лидер», «Лучший внештатный технический инспектор труда» и других.

Михаил Сотников также рассказал о правовой и социальной поддержке членов профсоюза (в частности, в области организации отдыха и оздоровления, дополнительного пенсионного страхования, кредитования), о действиях по созданию благоприятных условий труда, о спортивной и культурно-массовой работе. «Сочетание всех этих средств, - считает Михаил Николаевич, - позволят в прямом смысле этого слова дотянуться до социально-экономических проблем каждого члена профсоюза, что, безусловно, создаст еще один мощнейший рычаг мотивации».

Все коллеги, выступавшие в рамках обсуждения отчетного доклада, дали положительную оценку деятельности областной организации профсоюза по развитию социального партнерства и защите социально-трудовых прав работников образования. Остается добавить, что ее председателем конференция единогласно избрала на новый срок Михаила Сотникова.