Удивительно, но она сразу, с первых дней, внушила уважение к себе, которое растет и крепнет с каждым днем. К ее урокам мы готовимся все без исключения. Даже самые заядлые троечники не могут теперь не выполнить заданий по литературе. Ее знания в этой области и общая эрудиция восхищают меня и моих одноклассников. Мы читаем, готовим доклады, рефераты, сообщения на свободные литературные темы. Учитель поощряет подобного рода творчество, дает каждому из нас шанс и, что очень важно, заставляет поверить в себя, в право на существование личного взгляда на мир. Исследовательские работы ее учеников не раз побеждали на различных конкурсах.

Я был неуверен в себе, этот комплекс мешал мне во всем. Но она разрушила эту стену неуверенности. Сначала стена пошатнулась, затем рассыпалась на глазах всего класса (но никто этого не видел, кроме меня), когда учитель выделила мое сочинение среди лучших работ. Я поверил, что могу писать, как говорила она, «очень даже неплохо, но надо еще работать». И я стараюсь. Мне хочется, чтобы мои работы были достойны похвалы моего учителя. Конечно, сразу комплексы не исчезли («железобетонную» стену заменила картонная перегородка), но я поверил в себя, и в этом была заслуга учителя.

Я очень благодарен ей за то, что она учит меня ДУМАТЬ. Мы уверены в справедливости, честности учителя. Наверное, поэтому с благодарностью принимаем любую отметку, полученную на ее уроке.

С детства я много читаю и неплохо усваиваю школьную программу. У меня было немало хороших учителей. Но именно она привила мне умение правильно читать произведения, понимать и разбираться в хорошей литературе.

Так открылся для меня мир судеб, характеров, чувств. Я остался недоволен тем, что Лев Толстой «убил» князя Андрея. Несколько раз садился за сочинение по теме «Путь исканий» Андрея Болконского» и не мог писать: сил не было. Я не сдал работу, а она простила мне это, сказав: «Когда-нибудь сможешь объяснить словами, а сейчас молодец, что прочувствовал».

Надежда Петровна на каждом уроке читает стихи. Делает она это замечательно. Каждое слово неожиданно раскрывается, оживает в сердце, между поэтом и нами, слушателями, устанавливается незримая связь. С нами делились сокровенным Пастернак, Ахматова, Цветаева... А учитель был проводником, говорившим их голосом, смотревшим на нас их глазами.

Сегодня много говорят о том, каким должен быть учитель XXI века. В своей анкете к родительскому собранию на вопрос «Каким должен быть учитель будущего?» я уверенно ответил: «Таким, как Надежда Петровна Чигиринова!» Просто надо очень любить свой предмет, свою работу и эту любовь бескорыстно отдавать нам, что и делает наш учитель литературы.

Анатолий АНДРЕЕВ, десятиклассник, Брянская область