Море и его богатства

(3-й класс)

Оборудование: Физическая карта, атласы, карта Тамбовской области, картины И. К. Айвазовского «Черное море» и «Девятый вал», нарисованные и вырезанные фигуры рыб, морских животных, водорослей. (Кабинет похож на аквариум. Окна завешаны голубыми шторами, на которые прикреплены красочные фигуры рыб, морских животных, водорослей. На столах разложены морские ракушки, камешки. Роль капитана выполняет учитель, роль штурмана - ученик).

Ход урока

1. Оргмомент.

Штурман: Команда, равняйсь! Смирно!

Капитан: Здравствуйте, товарищи!

Ученики: Здравия желаем, товарищ капитан!

Капитан: Вольно!

Штурман: Вольно!

Капитан: Дорогие друзья, сегодня на научно-исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, что такое море, какие есть моря, какую пользу они приносят человеку. Мы узнаем о его обитателях и о том, почему мы должны охранять моря и океаны нашей планеты. Но прежде чем отравиться в путь, мы должны заслужить право называться юнгами.

Ученикам предлагаются карточки с заданиями.

1. Используя схему, рассказать, как образуются реки.

2. Показать на карте реки Тамбовской области.

3. Чем озеро отличается от реки?

4. Показать части реки.

5. Куда впадают реки?

Капитан: Ну что ж, вы справились с заданиями. Поздравляю вас с присвоением звания юнги. Корабль готов к отплытию, да вот беда, многие из вас никогда не были на корабле и не знают морских терминов.

Словарная работа

Камбуз - корабельная кухня.

Кок - повар.

Кубрик - жилое помещение для матросов.

Штиль - тихая погода на море.

Штурман - водитель судов.

Капитан: Чтобы нам было удобнее работать, разделимся на группы:

1. Исследователи морской воды.

2. Исследователи морских растений.

3. Исследователи морских животных.

4. Экологи.

5. Искусствоведы.

Штурман: Группы! По кубрикам!

Капитан: Если мы посмотрим на карту, то увидим, что большую часть поверхности Земли занимают океаны: Индийский, Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый. Океаны у берегов образуют моря. Море - это часть океана, которая вдается в сушу. Запишите это определение в свой бортжурнал. А сейчас маршрут, по которому нам предстоит проплыть.

Штурман: Откройте атласы. Сверим маршрут. Наш корабль вышел из Мурманска. Мы плывем по Баренцеву морю, затем наш маршрут в море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Через Берингов пролив мы попадаем в Берингово море и через Охотское и Японское моря подходим к конечной точке нашего маршрута - городу Владивостоку.

Капитан: А кто сможет назвать моря, которые не входят в наш маршрут?

Ребята отвечают.

Капитан: Каким цветом на карте изображены моря? Но всегда ли в действительности море имеет синий цвет? Слово исследователям морской воды.

Сообщения учеников.

Штурман: А теперь слово исследователям морских растений.

Сообщения учеников.

Капитан: На море полный штиль, значит, можно спуститься под воду. Слово группе, которая изучает морских животных.

Сообщения учеников.

Капитан: В морских глубинах обитает много живых организмов. А живые организмы, как известно, дышат. Чем они дышат? Откуда в воде кислород?

Штурман: Об этом расскажут экологи.

Сообщения учеников.

Штурман: А сейчас слово искусствоведам.

Сообщения учеников.

Капитан: Мы хорошо поработали, и наш корабль «Искатель» благополучно причалил к берегу. Мы должны теперь подвести итоги нашей экспедиции.

1. Что такое море?

2. Каковы свойства морской воды?

3. О каких обитателях моря вы узнали?

4. Чем дышат обитатели моря?

5. Как попадает в море кислород?

6. Почему нужно охранять моря и океаны?

Поздравляю вас с успешным завершением экспедиции.

Тайны подснежников

(2-й класс)

Цели урока:

1. Формировать знания об особенностях жизни раннецветущих растений.

2. Показать детям красоту мира растений.

3. Воспитывать экологически грамотное отношение к природе.

4. Развивать познавательный интерес к изучению растительного мира и чувство прекрасного от его восприятия.

5. Развивать речь учащихся, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование:

1. Схема-таблица «Весенние явления в неживой природе».

2. Плакат с зашифрованной загадкой.

3. Таблица «Раннецветущие растения».

4. Картина «Подснежники».

5. Запись музыки П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» и сказки Г. Х. Андерсена «Подснежник».

6. Сахар, часы, игрушка динозавра, ветка ели и ветка лиственного дерева, картинка «Пчелки».

7. Карточки для работы в парах, сигнальные карточки.

8. Экологические знаки.

Ход урока

Игра в фенологов.

Учитель: На уроках природоведения мы наблюдаем за тем, как меняются картины родной природы в зависимости от времени года. Сегодня мы продолжим путешествие по сезонам года. А в какой сезон попадем, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку:

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (Весной).

Узнать тайны весенних явлений, растений, просыпающихся весной первыми, - задача нашего урока.

На доске написано слово фенологи. Так называют ученых, изучающих сезонные явления природы, открывающих нам ее тайны. Фенологи внимательно следят за ходом природных явлений, сроками их наступления и окончания в живой и неживой природе, записывают свои наблюдения. Вот и мы с вами сегодня будем фенологами и постараемся разгадать тайны раннецветущих растений.

Первое задание для фенологов.

Посмотрите на эту схему. Здесь на табличках говорится о весенних изменениях в неживой природе. Вы согласны с этой схемой?

Мы зафиксировали весенние изменения в природе, благодаря им начинаются таинственные превращения в растительном царстве. У деревьев и кустарников началось сокодвижение. Набухают почки.

А некоторые деревья, кустарники и травянистые растения начинают цвести. Как называют такие растения? (Раннецветущими)

Следующее задание для фенологов.

Догадайтесь по описанию, какое раннецветущее растение спряталось за окошком?

Растение с мелкими красивыми цветами, вначале розовато-красными, потом фиолетово-синими. Растение медоносное, его охотно посещают пчелы, шмели.

Зеленовато-желтые цветки похожи на маленькие лилии. Этим растением любят лакомиться гуси.

Это дерево - особый вид ивы. У него пушистые, словно меховые сережки. Ветки цветущего дерева люди приносят в свои жилища.

Растение с золотисто-желтыми цветами, похожими на одуванчик. Листья появляются после цветения. Верхняя часть их холодная, гладкая, нижняя - теплая, бархатная.

Это нежный цветок с шестью белыми или розоватыми лепестками. Название свое получил за то, что цветок на тонком стебле качается даже от легкого ветерка.

А в последнем окошке нет описания того растения, которое за ним спряталось. Потому что это особенный цветок. Самый родной нам и близкий. Именно по нему мы узнаем: весна пришла! Вы догадались, как называется этот цветок? Опишите, как он выглядит.

Правильное название этого чуда - пролеска. Но все его называют подснежником. Это цветок моего детства. Дом, в котором я жила, когда была такой, как вы, находился рядом с лесом. Весной выйдешь на порог, глянешь на лес и видишь сразу два неба: одно над головой, другое на земле. Подснежников было столько, что земля казалась голубой, как небо! Однажды я поделилась своими детскими впечатлениями со знакомым художником. Он рисовал картину. Посмотрите, как красив наш родной край весной! Я хочу, чтобы у каждого из вас была частичка этого чуда.

Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Подснежник бывает не только с голубыми, но и с белыми цветами. Его называют очень красиво - галантус.

Этот цветок восхищает и вдохновляет не только художников, но и писателей и композиторов.

Известный сказочник Г. Х. Андерсен написал сказку «Подснежник», а великий русский композитор П. И. Чайковский посвятил подснежнику свою музыку. Послушайте их.

Звучит запись сказки на фоне музыки.

Следующее задание для фенологов.

Какое отношение к подснежникам имеет вот это давно вымершее животное - динозавр? Учитель показывает игрушку динозавра.

Подснежники очень древние цветы. Им более 300 миллионов лет. Они росли в то время, когда на земле жили динозавры. Что помогло им выжить, как удалось приспособиться к окружающей среде - это тайна. И нам предстоит ее разгадать.

1-я тайна. Рассмотрите на рисунке в учебнике или на плакате растения - подснежники. Какой признак их объединяет? (Подземная часть утолщена или образует луковицу, клубень).

2-я тайна. А вторая тайна скрыта вот в этом продукте (учитель показывает сахар).

Как они связаны? У кого есть предложение? Случается, что во время цветения подснежников возвращается зима со снегопадами и морозами. Но цветок выдерживает мороз до 10 градусов. Заледенеет до корней, а появится солнце - оттает и цветет себе дальше. А все это потому, что в соке подснежников содержится сахар.

3-я тайна. Следующая тайна - вот в этом предмете. (Учитель показывает часы-будильник). Кто сможет разгадать эту тайну? Среди зимы случаются длительные оттепели, по несколько недель температура бывает равна нулю и выше.

Однако подснежники не зацветают. А секрет в нем - будильнике. В каждом растении есть свои биологические часы. Как только долгота дня увеличивается до определенного времени - звучит сигнал подснежникам: «Трогайтесь в рост!»

4-я тайна. Прежде чем разгадать следующую тайну, вы должны дать ответы на мои вопросы:

1. Как называется лес, в котором растут ели, сосны?

2. Как называют лес, в котором растет дуб, липа, береза?

3. А о каком лесе я не спросила?

В каком из них не растут подснежники? Почему?

Весной в хвойном лесу темно, т.к. хвоя не пропускает солнечного света. А лиственный лес стоит весной еще голый, и солнечные лучи легко проникают через ветки и прогревают почву. К тому же в лиственном и смешанном лесу слой опавшей листвы и снега больше, чем в хвойном. А клубням и луковицам нужна теплая шуба, чтобы не промерзнуть.

5-я тайна. Почему цветы нарядились в яркие синие, розовые, желтые платьица?

Это они для насекомых - пчел и шмелей - так нарядились, чтобы их заметили. Цветы угощают насекомых сладким нектаром, а насекомые переносят на своих лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этого не образуются у подснежников плоды и семена.

Конечно, это не все тайны. В природе насчитывают десятки тысяч цветущих растений - и у каждого своя тайна. Но если вам понравилось быть фенологами, вы совершите еще немало открытий.

В начале урока я сказала, что фенологи не только наблюдают за природой, но и записывают свои наблюдения. Пора поработать нам с такими записями. У вас на партах карточки. Найдите правильный ответ. Работаем в парах. Ответ покажите с помощью сигнальной карточки.

Я боюсь: вдруг наступит такое время, когда исчезнут на земле эти прекрасные цветы. Ведь их с каждым годом становится все меньше. А почему, вы узнаете из сказки.

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы, а насекомые там просто жили. Однажды на эту поляну забрел мальчик Вова. Он взглянул на цветы и замер. Ему захотелось унести эту красоту с собой. Вова набрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей. Ребята позавидовали, что у Вовы такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрый» мальчик, он рассказал друзьям о полянке. Мальчишки гурьбой побежали туда.

По лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную полянку. Что он там увидел? Вместо небесно-чистых цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, он заплакал.

Говорят: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».

Какой урок мы должны извлечь из этой сказки?

Дети просто не знали правил поведения на природе. А вы знакомы с этими правилами? Сейчас это проверим. Перед вами экологические знаки. Подберите к ним подходящие названия и соедините их стрелками.

Осталась лишней табличка с надписью «Не рви цветы», а подходящий знак вы должны придумать сами и нарисовать.

Подведение итогов урока. Надеюсь, что вы, побывав в роли фенологов, всегда будете бережно относиться к природе, помнить, что у каждого цветочка есть своя тайна. А какую тайну подснежников вам было интереснее всего разгадывать?

На память о сегодняшнем уроке я хочу подарить вам луковицы пролесок, они из моего сада.

ЭКСКУРСИЯ В НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ СЕЛО

Классный час. 3-й класс

Край ты мой заброшенный

Мы идем по старой дороге. Видно, что здесь редко ступает нога человека. Много лет назад я точно так же шла по этой дороге, только со мной были другие дети. Было очень жарко, все устали. Еле дошли до привала. Место, где мы решили отдохнуть, меня поразило. До сих пор не могу его забыть. Почему? Об этом мы узнаем, когда дойдем до этого самого привала.

Вот это и есть то самое место. Вы смотрите по сторонам и ничего не понимаете, ничего особенного не замечаете. Привычная картина природы: луга, заросшая речушка. Вам знакомо это место? (Да, мы здесь каждый год косили траву. А мы с папой бываем здесь на рыбалке).

Эта заросшая речка называется Баклуша. На берегу ее стояла деревня, она тоже называлась Баклушей.

Когда я была здесь последний раз, тут стояло еще много домов. Некоторые из них были разрушены, окошки многих заколочены. Только два дома оставались жилыми, в них жили старики. Они были последними жителями неперспективного села (деревни без будущего).

Звучит музыка.

Сто лет назад - это было красивое и богатое село. Люди разводили овец, уток, гусей, кругом было много озер. Говорят, что мясо гусей отправляли отсюда в дорогие заграничные рестораны.

Лет двадцать назад в селе еще кипела жизнь: дети ходили в школу (здесь учились 270 учеников), работал медпункт, клуб. А потом объявили село неперспективным. Первой закрыли школу, потом медпункт, клуб и магазин. Люди стали уезжать: кто переехал к нам в Шапкино, кто в Воронежскую область подался. Так превратилась деревня в заброшенное место.

Воспоминание бывшего жителя деревни.

Деревня наша была красивой. Все дома утопали в садах. Она стояла в излучине реки, подъезжающим была видна, как на ладони. Особенно красиво весной: глазам больно от белого цвета. Сады цвели кругом, и гуси белые плавали в реке - их в каждом доме было по стаду.

После того как мы побывали в заброшенном селе, одна из моих учениц написала такие стихи:

Здесь смех счастливый был,

Дома полны детей,

Здесь дух народный жил,

А сейчас - лишь тишина полей.

Не слышно песен здесь,

Дома разрушенные стоят,

И черные стаи воронья,

Над тихим кладбищем кружат.

Подрублены корни вековые,

Порушен крестьянский уклад,

Деревни пустуют большие,

Лишь одинокие бабки

стоят у оград.

Пройдемся по бывшей улице деревни

В этом доме жили Макаровы - дед Михаил и бабушка Мария. Они уехали из села последними. Не хотел хозяин покидать родины. Говорил: где родился, там и умру. Остался в селе один со своей старухой. Держали корову, пекли свой хлеб. Осталась от дома одна полуразваленная печь. Сколько людей она обогрела, сколько хлебов испекла.

Воспоминание бывшей жительницы деревни

Я родилась и выросла в этой деревне. Здесь ходила в школу, играла с соседскими девчонками. Во сне очень часто вижу себя именно здесь. Очень любила свой дом. В селе нас считали богатыми. А все из-за деда. Наш дом был старым, а дед - руки у него были золотые - украсил окошки резными наличниками, крылечко пристроил, из частокола палисадник сделал. Дом был веселым, потому и людям казалось, что и жизнь была в нем веселой. А на самом деле жилось трудно. Работали в семье все: и взрослые и дети.

Сейчас уже много лет прошло, как мы уехали, но очень тянет сюда. Просто у каждого человека должна остаться своя родина - место, где ты родился. Чтобы можно было поклониться своим предкам, просто подумать. Не могу проезжать мимо родного села без волнения в сердце!

Вам знаком голос этой женщины? Это Алешина бабушка. Она уже много лет работает медсестрой в нашей больнице. Значит, и для тебя, Алеша, это тоже родное село.

А в этом доме жил известный пасечник Овсянников Петр Иванович. Вокруг села - раздольные луга с душистыми цветами. Пчелам было раздолье. Когда хозяин переезжал, взял пасеку на новое место, но не заладилось что-то со здоровьем. Он умер, да любовь к пчелам Петр Иванович привил свои детям. У его сына тоже пасека. Я это говорю о прадедушке Насти и Димы.

И мы сейчас стоим у места, где жили ваши предки.

Школа. Она была здесь. В последние годы здесь учились только малыши, остальных возили к нам в Шапкино. Много лет звенел колокольчик для таких детей, звал их на урок. Этот колокольчик сохранился у старой учительницы, она подарила его нам. Послушайте, как он звонит.

Посмотрите, сколько здесь садов! Вишни, сливы, яблони - единственные жители этой деревни. Каждый год, как и много лет назад, они цветут и плодоносят. Но их плоды никому не нужны. Лишь птицы вьют здесь свои гнезда.

Позабытые, позаброшенные

Тихо дремлют заросшие сады,

И высохшие колодцы

Тихо просят воды.

Мы подошли к самому печальному месту деревни - кладбищу. Так получилось, что это единственное «живое» место в селе. Сюда приезжают бывшие сельчане поклониться праху своих предков. Все пожилые люди, уезжая отсюда, завещали похоронить их здесь. Кладбище ухожено, хоть раз в год - на Пасху, но люди приезжают сюда. Давайте помолчим минутку, отдадим дань памяти бывшим жителям этого села.

А сейчас мы подойдем к очень известному месту. Его знают не только жители нашего села, но и окрестных деревень. Мы идем по протоптанной тропинке.

Это родник. В нем самая чистая, вкусная и холодная вода. Его так и называют - «Баклушинский родник». Говорят, если пить воду только из него - никогда не заболеешь. Кругом поля, зреют хлеба. Колхозники в страду, в жаркую пору сенокоса всегда останавливаются здесь, чтобы утолить жажду. Вода в деревянных бочонках на каждом поле - из этого родника.

Попьем воды и мы из этого источника. Запомним вкус этой воды. Пройдет много лет, а память об этой волшебной воде у вас останется. По крайней мере мне этого бы очень хотелось. И еще я хочу, чтобы вашим детям не пришлось изучать свою родину по развалинам и заброшенным садам.

Нужно сделать все, чтобы наше село Шапкино не стало заброшенным краем. Это будет зависеть от вас. Я в это верю.