Первое пособие - «Единый государственный экзамен. Математика. Контрольные измерительные материалы» (М., «Просвещение», 2003 г.). Оно продолжает серию 2001-2002 года. Так же, как и в первой книге, здесь содержатся инструктивно-методические материалы, в которых можно найти характеристику КИМов по математике, общий перечень содержания контролируемых вопросов и критерии оценки результатов экзамена. К основному содержанию предыдущего пособия добавлены упражнения для самостоятельной работы, в которых стало больше сложных задач. Сохранена общая структура книги. Сначала в каждом из 5 тематических блоков подробно разбираются задачи, предлагавшиеся на ЕГЭ в 2001-2003 гг., а потом даются упражнения для самостоятельной работы. Попутно рассматриваются необходимые теоретические сведения, демонстрируются различные варианты решения. Можно заметить, что по сравнению с более ранними выпусками в новом пособии добавилась еще одна тема, которая подлежит итоговому контролю, - это «Числа и вычисления. Текстовые задачи». Сравнительный анализ содержания КИМов 2002 и 2003 годов, помещенных в пособии, показывает, что в экзаменационном варианте увеличилось количество задач (с 25 до 30). Это положительная динамика, поскольку у ученика теперь больше возможности набрать нужное количество баллов, выбрав для решения те или иные задачи. Уровень трудности задач в целом не изменился. По-прежнему последняя группа заданий рассчитана на учеников с высоким уровнем знаний, рассчитывающих в дальнейшем продолжить свое обучение в профильном высшем учебном заведении. Данное пособие - это своеобразный ориентир для целенаправленной подготовки учеников, а также руководство для авторов, разрабатывающих материалы для подготовки к ЕГЭ.

Следует сказать, что не все авторы придерживаются тех дидактических принципов, которые заложены в экзаменационном варианте. В нем, как нетрудно увидеть, достаточно четко выражена методическая вертикаль. Уровень задач от группы к группе возрастает постепенно. Содержание сбалансировано. В нем гармонично сочетаются задачи из разных тем школьной математики и математики вступительных экзаменов в вуз. Увы, следующее методическое пособие далеко от соблюдения и дидактических принципов, и методической вертикали. Это книга Л.Д. Лаппо и др. «Математика. ЕГЭ» (издательство «Экзамен», М., 2004 г.). В ней удивляет очень многое. Начнем с главы «Методический анализ типовых вариантов ЕГЭ». Здесь авторы перечисляют, что должны знать ученики при решении задач из того или иного тематического блока. Дальше приводится решение «типовых задач». Рассматриваются в основном только самые простые задачи (относящиеся к группе «А»). Их без проблем решают большинство учеников, и у педагога нет никакой надобности в таком «методическом анализе». Его больше интересуют динамика задачного содержания и, конечно же, новые трудные задачи, в которых содержатся новые идеи и подходы к решению. Но именно таких задач в этом разделе и нет. Очень мало их и в главе «Задачи для самостоятельного решения». Может быть, авторы поставили себе цель написать книгу для натаскивания учеников на самые простые задачи? В это очень бы хотелось верить, если они хотя бы соблюдали ту структуру, сложившуюся в ходе реализации эксперимента по ЕГЭ. В многочисленных упражнениях для самостоятельной работы сплошь и рядом встречаются задачи, которые никак не вписываются в группу «А». По тестовой форме их можно отнести к группе «А», по содержанию - это группа «В». Зачем вводить в заблуждение читателя?

В пособии немало методических ошибок, неточных формулировок, небрежно выполненных рисунков (из-за этого некоторые задачи вообще не решаются). Система упражнений хаотична и непоследовательна. Обидно, что покупатель, обратив внимание на яркую обложку и броские заголовки, не найдет в этом пособии того, что ему необходимо.

Следующая книга - «Единый государственный экзамен. Математика. Руководство для подготовки» (А.И.Азевич, «Астрель», М., 2004 г.).

Автор целенаправленно приводит демонстрационную версию экзамена, проектируя весь дальнейший материал книги, который включает в себя 5 основных содержательных блоков. В каждом блоке даются методические указания и подробно разбираются задачи, причем акцент сделан на решение более трудных задач. Для самостоятельного решения предлагаются задачи групп «А», «В», «С». В каждом варианте 30 задач. Книга удобна для заключительного повторения, поскольку формирует у ученика комплексное восприятие материала. В книге есть даже необходимые нормативные документы по ЕГЭ.

Среди многочисленных пособий по математике немало книг, обложки которых привлекают грифом «Единый экзамен». Такие книги, безусловно, пользуются спросом. Но среди них попадаются и обычные задачники для поступающих в вузы. Да еще, увы, не самого лучшего качества. А гриф «Готовимся к ЕГЭ» - всего лишь эффектный рекламный трюк. Огорчает и другое. В отдельных пособиях чувствуется торопливость, непродуманность, недосказанность. Поэтому выбирать задачники для подготовки к экзамену следует внимательно и скрупулезно.

Лидия ЛЕОНОВА, учитель математики

Москва