Я работаю по художественно-экологической программе кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника лаборатории истории детского рисунка, доцента Института художественного образования Российской академии образования Татьяны Копцевой «Природа и художник».

Художественно-экологическая направленность программы отражена в ее названии. Основная задача данной программы звучит так: «Воспитание культуры художественной как части культуры общечеловеческой!», а само слово «культура» дословно переводится, как «культ РА». РА в Древнем Египте - бог солнца, то есть культура - это культ света, солнца, тепла. Значит, культурный человек - это тот, кто несет миру свет, добро, душевное тепло.

Основополагающий принцип построения программы «Природа и художник» - «диалог культур». Ребенок - дошкольник, живущий в конкретной природной, социальной и культурной среде, и в то же самое время житель планеты Земля - маленькая частичка большой многонациональной семьи народов мира.

Тема экологии природы, проходящая красной нитью во всех занятиях программы, и экологии культуры - грани одной проблемы: сохранения в человеке человечности, что стало основной смысловой установкой программы «Природа и художник». Содержание занятий каждого учебного года основывается на четырех тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека» и «Мир искусства».

Одни положительные качества души и характера ребенка проявляются самостоятельно на занятиях изобразительным искусством, другие душевные и духовные ценности раскрываются педагогом, чтобы маленький человек их принял в себя, прочувствовал и применил в своей жизни.

Блок программы «Мир природы» дает детям возможность познакомиться с произведениями разных художников, работавших в жанрах пейзажа и натюрморта, - Левитана, Шишкина, Поленова, Рериха, Хруцкого, Машкова и других отечественных и зарубежных художников, чьи произведения показывают детям красоту природы во все времена года, ее дары, которыми пользуются люди. Занятия этого блока учат маленьких детей видеть прекрасное в самом обычном: в сухой колючке, в сломанном дереве, в простом яблоке, грибе или грозди винограда. Научится ребенок ценить то малое, что находится рядом с ним, будет с уважением относиться и ко всему его окружающему. Цветы и деревья, горы и луга, море и суша, все, что растет на земле, становится объектом их пристального внимания. Например, одинокой колючке юные художники Наташа Милько, Настя Голодяева, Лера Макаренко, Андрей Мамаев и другие дети дарили красивые вазочки, салфеточки, чтобы порадовать ее, рисовали ей друзей, чтоб было не так одиноко, создавали красивый фон, чтобы поднять настроение. Сочувствие к одинокой колючке или грустному цветку, мечтающему о друзьях, их понимание закладывают основу нравственных качеств личности, которые в дальнейшем отразятся в поведении детей.

Изображая деревья, траву, цветы и горы, дети наделяют их чертами папы, мамы, своих братьев и сестер, себя самих, отождествляют героев рисунка с конкретными людьми. Образы неба, земли и всего сущего в природе юные художники наделяют настроением, чертами характера, размышляют о хорошем и плохом.

Многократное повторение того, что на планете Земля нет ничего ненужного, что все имеет свое предназначение, все необходимо, воспитывает в малышах умение принимать многообразие жизни как само собой разумеющееся, радоваться ей, понимать природу.

Дошкольники в большинстве своем жизнерадостны и активны. Педагог во время занятия поддерживает положительный эмоциональный настрой детей, стараясь затронуть нежные струны их души, дает возможность проявиться положительным качествам и чертам их характера, чтобы легче было отразить в рисунке свои знания, умения и впечатления. Например, при рассмотрении детьми репродукции картины Левитана «Золотая осень» каждый раз находится кто-то, радостно восклицающий: «Ой! Да это же прямо как у нас!» «У нас» - может быть в деревне, на даче, у бабушки, в другом городе... Главное, что в этот момент ребенок испытал неподдельное чувство радости и вдохновения, ощутил себя причастным к природе, которая его окружает.

Любуясь натюрмортами, дети видят не только красоту изображенных предметов, но и «ощущают» их вкус и запах, протягивают руки к фруктам, хлебу, цветам, сами хотят нарисовать так, чтобы другим захотелось их съесть, понюхать, потрогать. Не меньший восторг вызывают у детей и их собственные рисунки о природе. Рассматривая их в конце занятия, маленькие художники выражают свои чувства, делятся впечатлениями.

На занятиях блока «Мир животных» дети не только знакомятся с образами разных представителей фауны, но и узнают об их предназначении. Например, знакомство с насекомыми, хищниками и пресмыкающимися поначалу вызывает у детей чувство отторжения, страха и брезгливости. Во время этих занятий дети сами часто рассказывают неприятные истории о присосавшихся клещах, укусах осы или овода, тараканах, пауках.

Понимание того, что на земле нет ничего ненужного, что люди сами должны быть внимательны во время прогулок, приходит к ребятам не сразу. Педагог постоянно формирует у детей понятие, что человек вторгается в мир фауны, что ему следует быть осторожнее, чтобы не пострадать самому и не навредить другим обитателям планеты.

На земле столько всего удивительного и необычного, что сразу можно и не осознать, зачем, например, существуют такие насекомые, как мухи и жуки! Многие из них имеют совсем непривлекательный вид! Размышления ребят заканчиваются тем, что кто-то обязательно додумается и догадается, что противными для человека мухами и жуками питаются птицы или ящерицы, а цветы исчезнут, если на земле не будет маленьких назойливых букашек, которые опыляют цветущие растения!

Сравнивая представителей фауны земли и людей, дошкольники догадываются, почему о поведении некоторых людей говорят: «Назойливый, как муха», «Кусает, как оса», «Ядовитый, как змея», «Хитрый, как лиса». Во всех странах люди давно заметили сходство в поведении некоторых людей с животными, выделили их главные положительные и отрицательные черты.

Знакомство с творчеством художников-анималистов помогает детям взглянуть на фауну земли глазами людей, влюбленных в мир животных: В.Ватагина, Е.Чарушина, Т.Капустиной. Изображение домашних животных и птиц всегда вызывает у детей положительные эмоции, в рассказах и рисунках юные художники выражают любовь к четвероногим членам семьи: кошечкам, собачкам, попугайчикам, рыбкам, черепашкам, отражаются мечты ребят о четвероногих друзьях.

На занятиях этого блока мы рассматриваем и рисуем представителей фауны нашей планеты, делая акцент на их главные, неповторимые качества. Например, кит - самое большое морское животное; дельфины - умные, заботливые морские животные, спасающие людей; акулы - самые зубастые животные в море, они опасны для купающихся; слон - cамое большое животное на суше, он помощник людей, выполняет тяжелую работу; жираф - обладатель самой длинной шеи; страус - самая быстрая птица; лебеди остаются верными друг другу до конца; собаки - верные друзья и защитники. Выделяя качества, присущие каждому животному, мы с ребятами подчеркиваем их индивидуальность и говорим, что они в этом похожи на нас: кто-то из людей быстро бегает, как страус, кто-то такой же сильный, как медведь, кто-то хорошо плавает, как рыба. Таким образом, в сознании дошкольников закладывается представление об уникальности и неповторимости каждого существующего на земле обитателя.

Образы животных близки детям, так как животные - герои многих сказок. У нас в изостудии есть много скульптур животных малых форм. Детям нравится, когда на занятие к ним «приходит» кто-то из зверей, чтобы понаблюдать за работой юных художников и полюбоваться рисунками. Ребята очень любят выручать попавшего в затруднительное положение зверька или насекомое. Для гусеницы они рисуют густую травку, чтобы она могла по ней прогуляться, для других насекомых засыпают землю густым слоем листьев, чтобы они могли перезимовать под ними, белочке рисуют грибы, бабочкам - цветы, и так далее.

Дошкольники часто выражают желание взять какую-либо скульптурку животного, рассмотреть ее внимательно и затем нарисовать с натуры. Объясняется это тем, что в этот момент ребенку интересен или нравится образ именно этого животного. Тому, кто мечтает иметь дома четвероного друга, хочется хотя бы подержать в руках его маленькое подобие, представить себе, что он живой.

Метод уподобления герою рисунка помогает дошкольникам войти в образ, прочувствовать себя в роли того или иного животного, насекомого или птицы и нарисовать его. Этот метод можно применять во всех возрастных группах. Когда дети ходят, как мишка, прыгают, как зайчики, крадутся, как лисичка, защищают, как собачка, и так далее, то повышается эмоциональный фон занятия, создается атмосфера творческого подъема, вдохновения, и в памяти детей образы героев надолго сохраняются и ассоциируются с тем качеством, о котором шла речь.

У нас в детском саду был Алеша Калитурин, который во время занятия настолько проникся пользой змеиного яда для людей, что потом каждый раз, рисуя по замыслу, изображал, как он говорил, «змейку». Мальчик так был впечатлен рассказом о труде змееловов, о лекарствах, сделанных из яда змей, что в сознании ребенка образ змеи стал ассоциироваться с добром и пользой. А другой мальчик, Дениз Сезен, высказал мнение, что ядовитые создания природы, змеи и насекомые «нужны для того, чтобы убирать из жизни плохих людей, а кого не нужно убирать, то они и не встретятся с ядовитыми насекомыми или змеями». Тема бережного отношения к природе и сохранение ее обитателей - ведущая в ходе занятий тематических блоков «Мир природы» и «Мир животных».

Обобщение пройденного материала по этим блокам заканчивается созданием ребятами книг художественно-экологического содержания. С детьми подготовительной логопедической группы мы сделали книги «Круговорот воды в природе», «Загадочный космос», «Энциклопедия насекомых». С ребятами старшей группы - книги «Бабочки и жуки», «Хорошо под солнышком». С ребятами средней группы - «Кто живет в зеленой травке?». В них ребята отразили свои мысли и полученные знания. Благодаря этим блокам дети узнали о Красной книге, в которой перечислены исчезающие представители флоры и фауны земли.

Главный герой третьего блока программы «Мир человека» - сам человек, венец творения природы, наделенный ею фантазией и воображением, разными талантами и способностями. На занятиях этого тематического блока я учу детей любить себя таким, каков ты есть, понимать себя и других людей, любить свою семью, всех ее представителей, молодых и старых, любить свою страну, гордиться ее героями, учеными, спортсменами, людьми разных профессий.

Темы занятий самые разнообразные. Дети учатся не просто рисовать какого-то абстрактного человека, а изображают образ героя, наделенного определенными качествами, через призму которых ребенок познает духовные ценности. Например, врач - человек, профессия которого очень важна в жизни, ведь он лечит людей. Пожарники, милиционеры, летчики, моряки - отважные люди, которые часто рискуют своей жизнью ради жизни других людей. Учитель несет знания ученикам. Мама всегда любит и заботится, хоть дети часто ее не слушаются.

Можно долго перечислять множество нравственных ценностей, которые можно воспитывать в ребенке, пока он рисует и создает образ какого-либо человека. Темы семьи и любви повторяются практически на каждом занятии и во время рисования, и в процессе анализа детских работ, когда дошкольники рассказывают о своих рисунках. Семья присутствует везде, начиная с изображения образов деревьев и цветов и заканчивая образами разных людей. Поскольку семейная тема близка дошкольникам, она очень органично сочетается с воспитанием нравственных качеств и черт характера личности дошкольников, воспитанием патриотических чувств по отношению к своей семье, Родине и общемировым ценностям.

Образы героев наделяются чертами характера, которые для самих детей важны: любовью, добротой, заботой, уважением, силой, умением защитить маленького и слабого. В детский сад ходят дети разных национальностей. В их семьях свои обычаи, праздники, культурные традиции. В программе «Природа и художник» есть занятия, которые знакомят ребят с разными странами и людьми. Каждый человек может научиться чему-то полезному у другого человека и у другого народа.

Сотрудничество нашего Центра развития ребенка в рамках проекта Москвы и ЮНЕСКО дополнило блоки программы занятиями по ознакомлению детей с зарубежными странами. Многие дети бывали с родителями за рубежом, видели что-то интересное. В свою очередь на занятиях мы проходим темы, которые имеют отношение к новым знаниям.

Знакомство с творчеством художников - неотъемлемая часть занятий и этого блока программы «Природа и художник». Разглядывая репродукции картин, дети знакомятся с людьми разных национальностей и их культурой. В этом блоке проходит знакомство с портретным, историческим, сказочным, бытовым и батальным жанрами живописи и графики. Произведения художников сами по себе культурные ценности, поэтому именно они и служат на занятиях опорой для педагога.

Изображая образы разных людей, мы ведем с ребятами беседы о хороших и плохих чертах характера, о душевных и духовных человеческих ценностях, о роли человека и его месте в природе, о бережном отношении к ценностям планеты Земля, которая стала домом для всего сущего на ней. Использование репродукций, музыки, отрывков литературных произведений, технических средств позволяет комплексно подходить к проведению занятий и донести до ребят замыслы художников, музыкантов и поэтов, оставленные нам в наследство.

Четвертый блок программы «Мир искусства» открывает детям мир фантазий и увлечений человека. Любимое увлечение, хобби, любимый вид спорта или отдыха для многих людей представляют большую ценность. Когда дети начинают рассказывать о своих увлечениях и любимых занятиях, многие говорят, что очень любят рисовать дома, что рисование для них любимое занятие, что они хотят стать знаменитыми художниками. А кто-то, наоборот, любит петь, танцевать, гулять на улице, играть в игрушки, смотреть мультфильмы. Любимая тематика находит свое отражение в рисунках детей.

В этом блоке программы мы знакомимся с народным декоративно-прикладным искусством, дизайном, предметами быта, которые создали люди своими руками из разных материалов. Ведь народные промыслы зародились давно и стали частью нашей жизни.

Большой интерес к занятиям изобразительным искусством и желание маленьких детей учиться рисовать стимулирует использование в работе компьютера, телевизора, магнитофона. Восприятие детьми произведений художников значительно облегчается благодаря компьютеру. Он позволяет более крупно выделить некоторые детали, лучше рассмотреть дальний план, элементы костюма и так далее. Использование компьютера, телевизора, DVD для просмотра мультфильмов или их части в контексте темы занятия помогает детям быстрее настроиться на творческую волну в создании образа героя рисунка.

Музыка - неотъемлемый элемент наших занятий, она оживляет образы героев, делает изобразительный процесс более эмоциональным, помогает создать творческую атмосферу. Классические произведения Чайковского, Моцарта и других композитов никого не оставляют равнодушным.

Книги о художниках с репродукциями картин, которые имеются в распоряжении педагога, тоже представляют художественную ценность и знакомят дошкольников с творчеством художников, помогают узнать об их жизни и творчестве. В нашей изостудии собрана коллекция книг о творчестве художников нашей страны и зарубежных. Она постепенно пополняется и помогает воспитывать в детях художественную культуру и бережное отношение к самим книгам.

На занятиях я использую разные художественные материалы: краски, пастель, уголь, сангину и другие. Это необходимо для знакомства детей с разными художественными материалами, их возможностями, техниками и тем, что конкретные образы героев легче воплотить в той или иной художественной технике.

Работы юных художников нашего детского сада принимают участие в выставках, которые организуются Департаментом образования, Управлением образования СВАО, лабораторией истории детского рисунка Института художественного образования РАО, международных выставках. По итогам выставок выпускаются каталоги с рисунками детей, обобщением опыта работы, методическими рекомендациями наших руководителей. Воспитанники нашего детского сада по окончании дошкольного учреждения продолжают заниматься изобразительным искусством в кружках, поступают учиться в художественную школу.

О.ЛЕУНОВА, педагог дополнительного образования по изобразительному искусству ЦРР - детского сада №1837