Социализация детей в нашем детском саду протекает в специфических, особых для сегодняшнего дня условиях. У нас нет разделения на касты или группы по принципу «особенности ребенка», у нас воспитываются дети-инвалиды вместе с обычными детьми. При этом хочется отметить, что среди так называемых обычных детей имеются и гиперактивные, агрессивные, аутичные дети. Дети с ограниченными по здоровью возможностями интегрируются в обычную группу, и поэтому формирование толерантности к ним стало задачей первостепенной важности для нашего учреждения. Ведущая роль в этом аспекте принадлежит воспитателю.

Сегодня возникла необходимость введения в образовательную среду таких форм работы, как частичная и точечная инклюзия. Самым оптимальным решением стала проектная деятельность. Именно она затрагивает все формы и направления работы и позволяет оптимально задействовать технологии межличностного сотрудничества, а также реализовать задачи экспериментальной деятельности по организации психологически безопасной образовательной среды.

Были разработаны творческие проекты «Вежливость», «Главные правила жизни», «Учитесь слушать тишину». Структура каждого проекта включает в себя психологический тренинг, игротерапию, вводные беседы, занятия по изодеятельности, занятия по ознакомлению с художественной литературой, коррекционные занятия, самостоятельная деятельность детей, итоговое занятие, игры, сотрудничество с семьей. Над проектом в тесном сотрудничестве работали преподаватели дополнительного образования, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи. Работа с детьми строилась с обязательным учетом их физических и психических особенностей. Конечно, было очень непросто организовать совместную деятельность между детьми, если в их среде присутствуют дети с синдромом Дауна, аутизмом, умственной отсталостью. Для полноценного детского сотрудничества на начальных этапах был разработан план индивидуального патронажа для предотвращения негативных ситуаций и снижения количества психологических рисков и угроз. Однако, опираясь на естественный детский интерес к продуктивной деятельности, положительной оценке продуктов деятельности и различный уровень знаний, умений и навыков, работа была построена таким образом, что каждому ребенку была предоставлена возможность реализовать в полной мере индивидуальные возможности в тесном сотрудничестве с остальными детьми. Показателями успешного сотрудничества в данных проектах стало совместное пребывание детей в учреждении в различные режимные моменты: на прогулках, в столовой, на коррекционных занятиях, досуговых и праздничных мероприятиях.

Семейный уклад, ценности и индивидуальное мировоззрение - определяющая шкала нравственных ценностей для каждого ребенка. В своей работе мы столкнулись с тем, что именно родители могут иметь скрытую интолерантность, протестуя против совместного пребывания детей с нормальным развитием и детей с ограниченными возможностями здоровья, приводя в качестве аргумента снижение общего интеллектуального фона образовательной среды и проявление признаков нетипичного поведения, например, у детей с аутистическим синдромом. В отдельных случаях наблюдались вербальная агрессия родителей, предубеждения и другие проявления интолерантности в отношениях между родителями разных воспитанников. Все это естественным образом ложится на шкалу нравственных ценностей ребенка в таких семьях. Чтобы преодолеть порог непонимания, педагогу было необходимо заниматься профилактикой конфликтов, психолого-педагогическим просвещением родителей, установлением межличностных связей в диадах «родитель - родитель», оценкой уровня притязаний по отношению к собственному ребенку.

В систему проектов мы включили сотрудничество с семьей. Однако это включение потребовало большой подготовительной работы. Необходимо было определить эмоциональный настрой родителей на инклюзивные формы и методы работы, уровень их готовности к сотрудничеству. Для этого воспитатели совместно с педагогами-психологами провели работу по изучению вышеперечисленных позиций. Результаты были совсем не радужными. Так, из общего количества родителей только 32% высказали готовность к сотрудничеству, тогда как негативное восприятие инклюзивных форм работы высказали 54% родителей. Исходя из этого были разработаны формы стимулирования, просвещения и поддержки родителей в рамках проводимых проектов. Основную роль выполняли групповые психологические тренинги, направленные на развитие и коррекцию механизмов торможения, адекватную оценку сотрудничества, формирование положительного эмоционального фона. Однако эта работа в обязательном порядке нуждалась в практическом подтверждении, что выражалось именно в совместной деятельности как с собственными детьми, так и в группе на интегрированных занятиях с участием детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, для родителей были оформлены наглядные материалы, выставки совместных детских работ. На завершающем этапе каждого проекта родители принимали активное участие в тематическом досуге.

По итогам проведенной работы статистические данные, полученные в результате предварительного исследования, претерпели положительные изменения: количество родителей, готовых к продуктивному сотрудничеству, увеличилось до 58%, а негативное восприятие снизилось до 24%.

Для того чтобы успешно провести такой объем работы, педагог должен соответствовать определенным требованиям: обладать высокой профессиональной подготовкой; быть самокритичным и готовым к восприятию критики, но при этом эмоционально устойчивым, умеющим адекватно реагировать на возникающие психологические угрозы, мотивированным на самосовершенствование как в профессиональном, так и в личностном плане. Кроме этого педагог должен обладать высоким уровнем коммуникабельности (в вербальной и невербальной сферах), уметь адекватно пользоваться тактильным взаимодействием - обнять, погладить по голове, взять за руку, учитывая особенности работы с детьми с девиантным поведением или аутистическим синдромом. Поликультурность и многонациональность детского сообщества требует от педагога широкой эрудиции, ведь область встающих перед ним вопросов необычайно широка. Следовательно, самосовершенствование педагога - это не только готовность к изменениям, но и постоянный, непрерывный процесс.

И. Дерюгина, заведующая детским садом комбинированного вида №1524