Каждый ребенок индивидуален не только по своей психофизиологической природе, но и по возникающим у него трудностям. Было необходимо найти материал, не только близкий каждому ребенку, но и помогающий в решении множества поставленных задач. Ответ пришел сам собой - устное народное творчество.

Ребята, посещающие логопедические занятия первый год, не могут самостоятельно построить длинное высказывание, испытываются затруднения в подборе слов, их согласовании. Для раскрепощения детей, для преодоления страха перед речью мы используем народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», относящиеся к кумулятивным сказкам, суть которых - многократное повторение единиц сюжета. Выразительное, эмоциональное прочтение знакомой сказки зажигает огонек интереса у ребят, а частое повторение отдельных элементов способствует быстрому запоминанию. Дети внимательно слушают, припоминают понравившиеся им моменты, неосознанно начинают подражать героям, имитировать их движения. Предварительное чтение воспитателем в группе облегчает усвоение сказки. Если произведение хорошо знакомо всем, тогда используем прием «читаем вместе» - дети сами договаривают предложение до конца или озвучивают яркие реплики героев. После прочтения сказки задаются вопросы таким образом, чтобы дети не только показали понимание услышанного, но и смогли грамматически верно выстроить свой ответ. Отдельно разбираются значения устаревших слов. Предметы показываются не только на картинках, но и вживую - в нашем музее «Народные умельцы», где собраны экспонаты, имеющие отношение к русскому быту. На материале сказки обыгрываются грамматические категории и значения в зависимости от периода обучения. Например, слушая сказку «Репка», дети знакомятся с предлогом «за», с его значением «очередности, последовательности», а после прочтения сказки «Петушок и бобовое зернышко» с удовольствием вспоминают, как ласково называли героев, и таким образом дошколята неосознанно усваивают суффиксальный способ образования существительных. Следующим этапом работы над сказкой становится ее постановка. Образ каждого героя ярок, но вместе с тем прост, в нем отражается одно из человеческих качеств - доброта, хитрость, злость, сочувствие и пр. Вместе с ребятами мы разбираем поступки героев, их качества, учимся выражать и предавать эмоции не только через мимику, движения, но и голосом. Каждый ребенок пробует себя в той или иной роли, поэтому при разыгрывании сказки «актеры» меняются; на данном этапе важна роль педагога, который руководит мини-спектаклем, произносит повествовательный текст, слова автора. После этого приступаем к пересказу сказки. Дети по очереди выступают перед своими друзьями, стараясь как можно красочнее изобразить каждого персонажа и ближе к тексту передать содержание. С удовольствием дети средней группы разучивают докучные сказки «Про белого бычка», «Жила-была бабка у самой речки» и др. Повторять их можно без конца, соревнуясь, кто расскажет и не собьется, кто лучше запомнил.

По мере формирования и развития речевой способности берутся более сложные произведения - так называемые волшебные сказки, в которых события происходят динамично, отсутствуют повторяющиеся элементы, увеличивается количество героев, усложняется речевой материал. Меняется порядок работы - пересказ предшествует драматизации сказки. Для облегчения пересказа используются опорные схемы, на которых изображены основные части сказки: экспозиция (подготовительная часть), завязка сюжета, развитие сюжета, кульминация и развязка. После прочтения, беседы по содержанию, разбора лексического и грамматического материала приступаем к выделению смысловых частей, рассмотрению характеров героев, пересказу сказки. Затем разучиваются роли, и дети разыгрывают сказку на фланелеграфе, ковролине, куклами бибабо, в настольном театре. Сложность таких спектаклей в том, что ребенок должен эмоционально «показать» своего героя голосом, вжиться в образ, уметь не только правильно произносить устаревшие слова, но и употреблять их в нужном контексте, что не так легко детям с речевыми проблемами.

В подготовительной группе совместно с родителями приступаем к придумыванию своих волшебных сказок, героями которых могут выступать и друзья, и любимые персонажи книг или мультфильмов. Кроме того, дети с удовольствием играют в «режиссерские» игры, когда им предлагаются место действия и герои. Ребята сами выступают режиссерами, определяя роль каждого, его характер и поступки. Работа над «сказочными» проектами активизирует словарь, творческую речевую продукцию детей, позволяет на практике применить полученные знания, умения и навыки.

Каждая сказка носит поучительный характер, имеет свою мораль. Изучая сказку, мы с ребятами подбираем к ней пословицу или поговорку, подходящую по смыслу, как можно ярче отражающую ее суть. Важно, чтобы дети понимали значение пословицы, ее скрытый смысл. Каждая пословица изучается отдельно, дети иллюстрируют ее примерами из своей жизни, выбирают ситуации, когда применима данная пословица, а когда нет. Ребенок лучше всего осознает значение пословиц и поговорок, если они часто звучат в речи педагогов в повседневной жизни в различных ситуациях, и только потом начинает употреблять их в своей речи.