Наши предки, жившие давно-давно на Руси, говорили на древнерусском языке. На этом языке слово «ЛЕТО» означает «ГОД». Все происходящие события люди записывали в книги. Назывались эти книги ЛЕТОПИСИ. Значит, «летопись» - это описание года, описание тех событий, которые в этот год происходили. Летописец (составитель летописи) писал обо всем: о войнах, о походах, о строительстве городов, церквей, о рождении и смерти князей, о пожарах, а если ничего не происходило, то так и писал - «не бысть ничтоже».

В 1564 году «хитрый мастер печатному делу» Иван Федоров отпечатал одну из первых московских книг - «Апостол» (примечательно, что во всем «Апостоле» еще никому не удалось найти ни одной опечатки). Предлагаю детям подумать: в каком значении употребляется слово «хитрый». Получается очень интересный синонимический ряд: хитрый - затейливый - причудливый - замысловатый (в значении «хитроумный, мудреный, не сразу понятный»). С интересом дети узнают о том, что первый российский букварь был также издан первопечатником Иваном Федоровым. Это небольшая книжечка на 80 страниц. Открывается она азбукой: от А до Ў (ижицы), последней буквы славянского алфавита. Азбука включала в себя незнакомые для нас буквы: «ять», «ижица», «фита», «ер» и другие.

В языке отразились многие явления жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. Они живые свидетели старины, знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность наших предков заключены в метких, образных словах и выражениях, дошедших к нам через века.

Мудростью надо уметь пользоваться. Развитие языка связано с развитием мышления, с преобразованием всех сторон культурной и общественной жизни народа, говорящего на этом языке. Очень поучительно - знать, как жили наши предки, этими знаниями должны владеть наши дети.

Важно понимать оттенки значений и звучаний родной речи в прошлом и тонкие связи ее со всеми обстоятельствами человеческой жизни, чтобы как можно плодотворнее использовать язык в нашей сегодняшней жизни.

Все, что когда-либо узнали наши предки о мире и о себе, они сохранили для нас в языке, который бессмертен.

Л.ОЖИГОВА, воспитатель подготовительной группы ЦРР - детского сада №837