Помните знаменитые строчки из стихотворения В.Маяковского: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Не подросток, и даже не младший школьник, а именно кроха начинает искать ответы на нравственные вопросы у значимого для него взрослого - педагога или родителя.

И здесь нам, взрослым, на помощь приходят народные сказки. Наши предки издревле наделяли положительных героев сказок теми человеческими качествами, которые помогали им выбрать оптимальный путь благополучного обустройства жизни на земле. Поэтому мы выбрали программу И.Кузьмина «Истоковедение» для дошкольников как способ ознакомления детей с общечеловеческими ценностями. В течение всего года дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, попутно выполняя интересные задания вместе с родителями - раскрашивая иллюстрации, отвечая на вопросы, делая игровые задания.

Одна из неотъемлемых черт человеческого благополучия - долголетие - дает возможность человеку оставить на земле долгую и хорошую память о себе. Ведь чем дольше живет человек, тем больше у него возможностей для совершения благих поступков и добрых дел.

Народные сказки нацеливают детей прожить долгую и счастливую жизнь. Вспомните любую сказку: чем меньше плохих поступков совершает герой, тем меньше у него врагов и соперников, желающих ему зла. С другой стороны, в ответ на его подвиги и положительные поступки окружающие желают ему долгих лет жизни и добра. Отрицательному герою, как правило, отводится недолгая жизнь или скоропостижная смерть от «злости и зависти» (Кощей Бессмертный, неразумный царь, Баба-яга и другие). Положительные герои сказок живут долго, в награду за свою добродетель они получают мудрость и счастливую жизнь, которая завершается естественной смертью в старости (Иван-Царевич, Василиса Прекрасная, Марья-Моревна и другие). Не случайно, что многие русские народные сказки заканчиваются фразой «Жили они долго и счастливо».

В сказке «По щучьему веленью» Иванушка-дурачок лежал на печи 33 года и 3 дня, а потом встал и после череды добрых поступков превратился в добра молодца. Русские народные сказки учат ребенка тому, что здоровье одно из непременных условий счастливой жизни. Оно позволяет воспринимать окружающий мир во всей его многогранности и богатстве: видеть красоту природы, слышать разнообразие и гармонию звуков, наслаждаться чудесными запахами, иметь силы протянуть руку помощи ближнему своему, пройти тысячу миль и вернуться на Родину, поняв, что нет ничего краше родной земли.

Человек, обладающий хорошим здоровьем, имеет возможность меньше думать о своих физических недугах и больше заботиться об улучшении мироздания. Любая болезнь заставляет мысли человека возвращаться к ней вновь и вновь, ослабляя его силы.

Русские народные сказки и былины проникнуты уважением к здоровым, сильным и ловким людям, которые легко преодолевают физические и духовные невзгоды, направляя свою силу и мощь на защиту тех людей, которые в ней нуждаются. Русские богатыри - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович - своим примером призывают детей стремиться быть сильными, ловкими и умелыми.

Многие русские народные сказки заканчиваются фразой: «И получил он полцарства». В русских народных сказках богатство никогда не имело собственной ценности. Богатство имело значение как средство достижения других целей (стать свободным от чуждого окружения, быть независимым, создать семью) и теряло значение, когда важнейшие цели были достигнуты. Семья ставилась выше материального богатства. Поэтому герои сказок с легкостью расставались с «полцарством».

В связи с этим богатство в русских народных сказках никогда не зарабатывалось трудом - тем легче было человеку расстаться: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников - Сивки-Бурки, Конька-Горбунка или по щучьему велению) и часто случайно уходило так же, как и приходило. Логика народной мысли подсказывала, что жалеть о случайно пришедшем богатстве не нужно.

Но в сказках не всякий герой сказки получает в награду богатство, а только тот, кто своими поступками на протяжении всей сказки может доказать, что сможет в последующем распорядиться им во благо всех людей. В сказках богатством наделяются только те герои, для которых оно не самоцель, а лишь средство для улучшения мироздания и помощи окружающему миру. В любой русской народной сказке положительный герой проявляет щедрость. Как правило, чем больше он имеет, тем больше делится богатством с окружающими. А в трудной ситуации, может отдать последнюю рубашку. Жадность и алчность отрицательных героев безоговорочно осуждается и высмеивается. Наказуемость жадности (например, в сказке «Мороз Иванович») прививает ребенку неприязнь к этому пороку.

Итак, богатство, здоровье и долголетие - черты человеческого благополучия, которыми наделяются положительные герои народных сказок и преданий, и при этом не являются целью его поступков, а лишь результатом его праведной жизни (проявления доброты, достоинства, отзывчивости, верности, использования опыта предыдущих поколений), на протяжении которой он реализует общечеловеческие ценности, которые в свою очередь отражают близость морали большинства восточных, европейских и других сказок народов мира.

Например, в «Сказке о Коньке-Горбунке» Иванушка начинает выполнять различные приказы царя не для того, чтобы приобрести богатство, красоту молодости и здоровье, он получает все это, не стремясь к ним. Царь же, напротив, желая не только удержать, но и получить еще больше богатства в виде красивой жены (ведь для него она была просто очередное приобретение красивой вещи), бессмертие и молодость, все это теряет в один момент. Счастье ускользает от него, потому что он не обладает теми человеческими качествами, обладание которыми может привести к проживанию благополучной жизни.

Каждая мама в душе желает своему ребенку, чтобы он прожил безбедную долгую жизнь, имея силы и здоровье прожить ее счастливо.

Так давайте читать детям народные сказки, в которых заложена мудрость и опыт предыдущих поколений, описаны качества личности, обладание которыми поможет малышу в будущем выстроить счастливую и долгую жизнь!

Марина Солдатова, социальный педагог детского сада №2177 «Росток»