В ходе экспериментальной работы, проводимой на базе нашего детского сада в 1997-2000 гг. под руководством к. п. н. О.Хухлаевой, были разработаны технология и программа по профилактике нарушения психологического здоровья дошкольников («Лесенка радости», «Маленькие игры в большое счастье»), на основе которых и строится психопрофилактическая работа в нашем ДОУ в виде еженедельных групповых занятий с элементами тренинга. Мы также используем методики И.Пазухиной «Давай познакомимся», А.Лопатиной и М.Скребцовой «Начало мудрости. 50 уроков доброты», С.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать», «Уроки добра», Т.Шорыгиной «Общительные сказки», М.Панфиловой «Игротерапия общения», применяем методы игротерапии, сказкотерапии, элементы арттерапии, недериктивной терапии, релаксационные упражнения, устраиваем обязательное исследование детско-родительских отношений и семейного взаимодействия. Цель таких занятий - знакомство с богатым миром эмоций, развитие способов определения и совладания с эмоциональными состояниями, расширение моделей поведения, признание ценности и уникальности себя и окружающих.

Эмоциональная сфера - важная составляющая в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств - также важный момент в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Осознавая важность и нужность такого развития, мы не только обучаем детей распознавать те или иные эмоции, контролировать их, но и пытаемся развить у них способность к более тонкому чувствованию своего внутреннего мира и мира другого человека, способность понять и принять, а не подавлять и не искоренять негативные эмоции, научить ребенка надлежащим образом их направлять. Задания и упражнения построены таким образом, чтобы постепенно дети переходили от внешней к внутренней регуляции своего поведения. Занятия дополняются телесно-ориентированными упражнениями на развитие тактильного и кинестетического восприятия. Дети учатся различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению через мимику, пантомимику, жесты, интонации голоса, позы, обращая внимание на выражение лица.

Огромное значение мы придаем подвижным играм, сопутствующим формированию произвольности и коммуникативному блоку, развивающему навыки взаимодействия. Так, например, на занятиях «Ласковое имя», «На кого я похож», «История моего имени» у детей формируются принятие своего имени, своих качеств характера, своего прошлого, настоящего, будущего, своих прав и обязанностей, положительная самооценка. Занятие «Как выглядят чувства» учит детей распознавать эмоции во всех проявлениях, а упражнение «Зеркало (модификация «Мартышки»)» не только веселая забава с другом, но еще и хорошее подспорье в распознавании эмоций по мимике. Детям легче воспринимать ситуации, особенно если они болезненны, на примерах других персонажей, тут помогают различные стихотворения и рассказы детских писателей Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова и других, которые можно проигрывать, обозначая эмоции, беседовать о них, перекладывать на ситуации из жизни ребенка, узнавать, когда именно ребенок может испытывать то или иное чувство, знакомить ребенка с эмоциональной гибкостью - способностью переключать, преодолевать, заменять эмоции. Ролевые игры, терапевтические метафоры, разыгрывание стрессовых ситуаций с куклами помогают ребенку взглянуть на ситуацию со стороны, приводят к пониманию причин произошедшего, осознанию, что ты не один с подобными чувствами и проблемами. Постепенно, начиная с младшего возраста, используя «Я-формулировки», мы учим детей конструктивно выражать свои чувства и переживания, тем самым формируя эмоциональную грамотность. Кроме того, эффективно используем пространство групп, например, есть уголки психоэмоциональной разгрузки, где ребенок может порисовать, покричать в мешочек криков, постучать в барабан.

Не всегда ребенок может или хочет обсуждать свои переживания, но замыкать их внутри недопустимо. Так появилась идея создания групповых уголков настроения. В одной группе это яблоня с висящими на ней яблоками, в другой - цветочная поляна. Расположены эти уголки при входе, на съемных частях с двух сторон приклеены фотографии веселого и грустного ребенка. Каждый может повесить фотографию, которая отображает его состояние в данный момент. Если ребенок пришел в хорошем настроении - на изображении он улыбается, если чем-то огорчен - грустит.

Педагог проводит обсуждение с детьми, уточняя причины плохого настроения, вместе с другими ребятами старается развеселить и утешить грустных, используя различные методы. Такой прием не только помогает ребенку найти правильный выход для негативных эмоций, но и учит с вниманием относиться к внутреннему миру друг друга, принимать участие в жизни своих друзей, не оставаться равнодушными, умению сопереживать, поиску способов устранения плохого настроения, тем самым еще больше сплачивая детский коллектив.

Одним из важнейших условий развития общества стало воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. В настоящее время возрастает актуальность гражданско-правовых знаний детей. Среди функций, которые выполняет ДОУ, большое место занимают воспитание основ правового сознания детей старшего дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам. Воспитание правовой культуры предполагает сначала формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели.

Исходя из возрастных психологических особенностей детей, мы выделили наиболее актуальные правила для каждой возрастной группы. В младшем дошкольном возрасте это формирование навыков самообслуживания, бережливости. В среднем дошкольном возрасте формируются привычки культурного общения, самостоятельность. В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными, это сотрудничество и ответственность. У детей подготовительной группы на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается самоуважение - чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, уверенности в себе и уважения самого себя и других, формируется правовая культура. К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм. Этические беседы, обсуждения поступков литературных героев и поведения самих детей в группе помогают старшим дошкольникам осознать смысл правил, оценивать эти правила и нормы, соответствующим образом реагировать на них. Дети эмоциональны, поэтому приемы должны быть не только понятны, но и интересны им. Так, например, в группе были созданы правовые уголки, где педагоги вместе с детьми разработали символичные изображения групповых правил и прав ребенка. Опираясь на ведущий в педагогике дошкольного детства принцип наглядности, мы стремились создать доступный восприятию детей иллюстративный материал, с помощью которого можно было бы обсудить и закрепить представления о каждом положении. Ребята и воспитатели очень творчески подошли к решению этого вопроса: где-то придумали «улей с пчелками», где-то - «поезд с вагончиками», «волшебную яблоню», «сердечки». В каждой группе уголки получились разные, но все они выражают одну общую идею. Правила отображены символично и помещаются в уголок только тогда, когда они представлены и приняты ребятами в группе. Если какое-то правило нарушается - символ с ним вывешивается отдельно и ситуация обязательно обсуждается. Таким образом, создание правового пространства в ДОУ формирует у ребенка положительное самоощущение, способствует развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, предоставляет возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развития социальных навыков. Дети учатся обсуждать любые негативные проявления, разбирать конфликты, обучаются приемам конструктивного диалога. В результате дети осознают, что каждый человек имеет равные права, которые необходимо уважать и с которыми нужно считаться.

Параллельно мы проводим комплексную работу с родителями. Прежде всего - анкетирование, которое позволяет выявить отношение родителей к нарушениям прав ребенка, их юридическую и психолого-педагогическую грамотность и компетентность. Встречи родительского клуба «Счастливые родители» посвящены таким темам, как «Семейные ценности. Как сохранить доверие», «Поощрение и наказание. Как правильно общаться с ребенком», «Тренинг эффективного родительства».

В практику ДОУ вошла индивидуальная консультативная работа с родителями. У нас широко используются визуальные средства информации - оформление стендов, создание памяток, буклетов, домашние задания для родителей, привлекающие их к совместному творческому и познавательному общению с ребенком. Такие задания позволяют общаться на личном уровне, сближая родителей и детей, тем самым выполняя психологические задачи повышения самооценки ребенка, его доверительного общения с родителями, осознания себя «как отдельной достойной личности» и ознакомления с палитрой эмоций. Ребенка нужно не просто любить - этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность.

О. ЛАГОДА