В образовательное пространство дошкольных учреждений прочно вошли программы, содержание которых направлено на приобщение дошкольника к наследию русского народа, в детских садах организуются выставки народного костюма, декоративно-прикладного искусства, предметов быта русской избы, создаются музеи. Есть возможность прикоснуться к истории, предметам старины, погрузиться в богатейший мир русского фольклора, русских песен, праздников, народных игр, и это просто замечательно. Вместе с тем на память приходят смелые, может быть, несколько суровые слова из стихотворения «Национальные черты» Ярослава Смелякова:

С закономерностью жестокой

И ощущением вины

Мы нынче тянемся к истокам

Своей российской старины.

Мы заспешили сами, сами

Не на экскурсии, а всласть

Под нисходящими ветвями

К ручью заветному припасть.

Ну что ж! Имеет право каждый,

Обязан даже, может быть,

Ту искушительную жажду

Хоть запоздало утолить.

И мне торжественно невольно,

Я сам растрогаться готов,

Когда вдали на колокольне

Раздастся звон колоколов.

Не как у зрителя и гостя,

Моя кружится голова,

Когда услышу на бересте

Умолкших прадедов слова.

Но в этих радостях искомых

Не упустить бы на беду

Красноармейского шелома

Пятиконечную звезду.

Не позабыть бы, с обольщеньем

В соборном роясь серебре,

Второе русское крещенье

Осадной ночью на Днепре.

Не оглядишь с дозорной башни

Международной широты,

Той, что вошли активно в наши

Национальные черты.

Мы всегда что-то или кого-то забываем. Оглянитесь вокруг себя: нас окружают приятные открытые лица, очень часто у них разный цвет кожи, разрез глаз, вокруг нас люди, разговаривающие на разных языках, со своими традициями, обычаями и праздниками. Что мы знаем о них? А ведь мы педагоги, носители информации, которую должны донести до своих маленьких воспитанников.

Вспомним слова В.Г.Белинского, который писал: «Бедна та народность, которая трепещет за свою самостоятельность при всяком соприкосновении с другой народностью! Наши самозваные патриоты не видят, в простоте ума и сердца своего, что, беспрестанно, боясь за русскую национальность, они тем самым жестоко оскорбляют ее».

Нам ничего не надо придумывать. Программа воспитания и обучения детей в детском саду предусматривает знакомство детей с многообразием разных народов, проживающих на территории России и за ее пределами. Россия во все времена была многонациональным государством, но при всем своем многообразии это государство, объединяющее миллионы людей одной судьбой, общими делами. История Москвы тесно переплетается с историей Российского государства. Столица России стала родным городом для представителей многих народов. Она объединяет миллионы людей - очень разных по профессии, возрасту, убеждениям, опыту, национальности, отношению к религии, ценностям.

Нам было интересно, что знают воспитатели детских садов о народах России. Анкетирование, проведенное среди них, позволило выявить уровень их знаний о культуре людей, населяющих территорию России. Воспитатели оказались в затруднительном положении, когда им было предложено рассказать об особенностях культуры самых распространенных народов, проживающих в нашем мегаполисе.

Мы понимали: для того чтобы сформировать определенное отношение у ребенка, надо самому погрузиться в эту атмосферу, прочувствовать глубину и содержание изучаемого материала. Именно с этого и началась наша работа. В округе была организована творческая группа, в состав которой вошли старшие воспитатели дошкольных образовательных учреждений №№216, 272, 819, 1023, 1428, 1623, 2158, 2252, 2312 «Оазис», 2438, 2476. Мы начали с изучения культуры народов России. Ранее мы обстоятельно разработали тему «Москва - мой родной город» и теперь были готовы к работе над новой темой. Выбирая материал, руководствовались дидактическим принципом постепенного усложнения материала.

Воспитатели стали активными посетителями музеев, выставок, библиотек. Многие из них были непосредственными носителями той или иной культуры. Уже вскоре нам стало понятно, что педагогам хочется поделиться с коллегами информацией, обладателями которой они стали. Малые педагогические чтения, конференции, организаторами которых стали педагогические коллективы, наполнили обновленным содержанием скупые строчки Программы воспитания в детском саду.

Традиционных форм методической работы с педагогами было уже недостаточно. Современные технические возможности дошкольных учреждений позволили проводить педагогические гостиные, выставки, конкурсы с одновременной презентацией информационного материала. Так появились первые короткие фильмы о народах, населяющих территорию России, рассказы воспитателей об их культуре, традициях, особенностях климатических условий, составленные для детей. Наибольший интерес вызвали деловые игры, которые разрабатывались участниками педагогического процесса и проводились в педагогических коллективах.

Не меньший интерес вызвала такая интерактивная форма работы, как брифинг, представляющая собой встречу, на которой кратко излагается позиция по какому-либо злободневному вопросу. Организатор встречи заранее готовится к ответам на определенную тему. При проведении брифинга возможны принципы взаимодействия: одна команда воспитателей задает вопросы - другая отвечает; организатор задает вопросы - воспитатели отвечают. Эта форма методической работы характеризуется тем, что позволяет максимально активизировать участников как в процессе подготовки, так и на момент проведения: группа разделяется на подгруппы в соответствии с количеством предлагаемых для обсуждения вопросов. При этом количество участников в подгруппах может быть произвольным. Так как отвечает на вопрос вся подгруппа, а повторения не допускаются, то, естественно, участник оказывается в такой ситуации, что необходимо отвечать основательно и по существу. После того как каждый член подгруппы выступил, начинается обсуждение; при этом возможны дополнения, уточнения, вопросы друг другу. Иными словами, это короткая пресс-конференция.

Еще более короткий фрагмент, который часто используется сегодня нашими педагогами как методический прием, - брейн-ринг. Это короткое состязание, в котором побеждает эрудированная команда, проявившая более быструю реакцию в ответах на вопросы ведущего. Такая форма работы может быть подготовкой, началом проведения деловой игры.

Работа, наполненная творчеством, поиском чего-то нового, современного, уже держала нас в «плену». На определенном этапе стало понятно, что воспитатели владеют достаточной информацией и готовы работать с детьми. Каким формам работы отдать предпочтение? У нас не было сомнений: принцип подачи материала сохранился, формы работы были самые разные: игры, занятия, досуги, развлечения. Традиционными стали: Международный день театра, День толерантности, День правовых знаний.

Работу по формированию толерантных отношений у участников педагогического процесса в дошкольных учреждениях округа мы начали в 2004 году. Сегодня мы можем говорить о ее результатах.

Мы разработали деловые игры для педагогов, выстроили систему педагогических тренингов, педагогических гостиных, подобрали и систематизировали тот информационный материал, который может быть использован воспитателями при составлении конспектов занятий. Мы создали несколько тематических блоков для брейн-ринга, которые используют в работе педагогические коллективы. Педагоги разработали систему занятий для детей старшего дошкольного возраста по знакомству с культурой народов России, которую мы назвали «России необъятные просторы».

Особенно радует тот факт, что в работе активное участие принимают родители наших воспитанников. Они стали нашими коллегами и партнерами в совместной деятельности. Мы отработали интересную форму сотрудничества - детско-взрослые проекты, которые мы ежегодно проводим на первом этапе окружного интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Знай-ка!».

В одном из своих выступлений академик Д.Лихачев сказал: «Осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи людей. В каждом человеке существует общая настроенность на ненависть или любовь, на отъединение себя от других или на признание чужого - не всякого чужого, конечно, а лучшего в чужом, - не отделимая от умения заметить это лучшее. Поэтому ненависть к другим народам (шовинизм) рано или поздно переходит и на часть своего народа - хотя бы на тех, кто не признает национализма». Надо жить, помогая друг другу, уважая традиции людей, которые живут и трудятся радом с нами.

Именно такая гражданская позиция научила нас толерантности, умению признавать, понимать и уважать чувства людей других национальностей.