Одна из основных задач экспериментальной работы - создание и апробирование системы поэтапного интеллектуального и творческого развития старших дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Отечественный психолог Н.Поддьяков в своих работах представляет детское экспериментирование как ведущую деятельность дошкольного возраста. Теоретический анализ данной проблемы показал, что именно старший дошкольный возраст наиболее сенситивен к осуществлению экспериментальной деятельности, организованной совместно со взрослыми и включающей зону ближайшего развития ребенка (Л.Выготский, В.Кудрявцев, Б.Урмурзина). К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

Создание системы экспериментальной работы предполагает включение всех специалистов дошкольного учреждения в опытно-экспериментальную деятельность: музыкального руководителя, педагога по физкультуре, педагогов дополнительного образования, воспитателей, социального педагога, психологов.

На музыкальных занятиях дети с увлечением изучают свойства звуков разных материалов, музыкальных инструментов, знакомятся с особенностями изготовления музыкальных инструментов, пробуют создавать музыкальные инструменты сами, исследуют сочетание и гармонию звучания шумовых и музыкальных инструментов. На физкультурных занятиях они расширяют диапазон знаний и знакомятся со свойствами различного физического инструментария - что с ним можно делать, как меняются свойства физинструментария при замене материала, - изучают свойства своего тела, исследуют его возможности. Педагоги дополнительного образования помогают детям узнавать в процессе экспериментирования свойства разных красок, цвета, материалов.

Деятельность исследователя - творческая деятельность, а сам исследователь, безусловно, творец. Социальный педагог знакомит детей с миром профессий человека как творца (профессии: архитектор, скульптор, музыкант, повар, художник, логопед, педагог). Дети на этих занятиях узнают, как человек преобразует окружающий мир, делает его красивым, интересным, как человек что-то создает, совершенствует себя и мир вокруг себя.

В экспериментальных группах педагоги проводят с детьми наблюдения, привлекают внимание к обследованию и преобразованию различных предметов и объектов, уделяя особое внимание неоднозначности и многофакторности этих предметов.

На психологических занятиях дети продолжают знакомство с разными материалами в общей лаборатории детского сада, изучают их более углубленно, обобщают знания, полученные в процессе экспериментирования в мини-лабораториях в группе. Одной из психологических форм работы, которая популярна в детском саду, стала Школа для семьи, в которой дети совместно с родителями участвуют в экспериментах, организуют опыты.

В реальной познавательной деятельности исследование, интеллект и творчество образуют целостную систему, где каждый из этих компонентов выполняет свои функции в неразрывной связи с другими компонентами. Идеальный исследователь в тестах исследовательского поведения и экспериментирования может быть определен как человек, способный к добыванию максимально большего объема информации от исследуемого объекта в ходе реального взаимодействия с ним, поэтому главная цель всего коллектива детского сада в экспериментальной работе - формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Елена Листик, кандидат педагогических наук, доцент МГПУ