Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую можно многое узнать о традициях, обычаях, истории и культуре своего народа. Преимущество нашей выставки в ее интерактивности. Ребята не только видят разные костюмы, но и могут примерить их на себя, выступить на празднике, почувствовать себя добрыми молодцами и красными девицами.

Национальный костюм неразрывно связан с бытом, историей русского народа. Продолжением нашей работы стало оформление выставки предметов декоративно-прикладного искусства; мы организовали уголок русской избы, в оформлении которого приняли участие и педагоги, и родители. Сейчас это любимое место для проведения бесед с ребятами об истории и культуре нашей страны.

У каждого народа есть свои обычаи, традиции. Они очень разнообразны. Мы думали, как преподнести этот материал детям. И решили, что, пожалуй, наиболее правильным будет ознакомить детей с традициями чаепития. Для сравнения взяли такие страны, как Китай, Япония, Узбекистан и Россия, создали большой иллюстративный материал, а дети с удовольствием знакомили своих друзей с традициями чаепития у разных народов.

Работая над этой темой, мы в определенный момент поняли, что детский коллектив нашего дошкольного учреждения интернационален, его посещают дети разных национальностей. Поэтому следующим этапом работы коллектива стало знакомство с традициями, культурой, национальными костюмами наших ближайших соседей: кабардинцев, чеченцев, дагестанцев, узбеков и украинцев. Ребята этих национальностей ходят в наш детский сад. Дети с удовольствием демонстрировали свои национальные костюмы, учили своих друзей танцам, песням, подвижным играм, вплетая по цветочку своей культуры в один большой венок дружбы. Наша работа получила горячий отклик в сердцах детей и родителей, которые оказали большую помощь детскому саду, рассказав о культуре своих народов, изготовив костюмы для детей.

Работая над этой темой, мы пришли к мысли о том, что взрослый коллектив нашего дошкольного учреждения тоже интернационален. Так возникла идея проведения творческой гостиной на тему «Возьмемся за руки, друзья». Педагоги детского сада ознакомили своих коллег с частичкой тех культур, к которым принадлежат, пели протяжные украинские песни, танцевали зажигательный гопак, веселую белорусскую лявониху и знаменитую молдовеняску, играли в народные подвижные игры. Завершением всего стала музыкально-хореографическая композиция «Картинки России». Могу с уверенностью сказать, что равнодушных на этом мероприятии не было. В дальнейшем эта работа вылилась в создание коллектива «Россиянка», который принял участие в Первом городском профсоюзном конкурсе «Талант как принцип» и получил диплом лауреатов.

Следующим этапом нашей работы стало знакомство детей с традициями, культурой, национальными костюмами народов мира, путешествие по континентам земного шара. Знакомство с континентами проходило через разные формы работы: чтение книг, статей из популярных детских журналов, знакомство с глобусом и картой, рассматривание иллюстраций, проведение занятий и бесед, разучивание песен, танцев и подвижных игр разных народов. Воспитатели подбирали материалы, позволяющие наиболее полно, доступно, красочно рассказать и показать детям все разнообразие животного, растительного мира континентов нашей планеты, ознакомить с национальными костюмами и танцами разных народов. Полученные от всего увиденного и услышанного впечатления ребята закрепляли на занятиях по конструированию из лего-материалов, лепке, аппликации. Из детских рисунков был оформлен альбом под названием «Жизнь на разных континентах». На занятиях по лего-конструированию ребята создавали самых разных животных: крокодилов, пингвинов, львов, черепах, змей. А работ по лепке и аппликации оказалось так много, что было решено оформить выставку под названием «Эта разноцветная планета». Особый отклик получило совместное детско-родительское творчество. Так был создан альбом «Где мы побывали, что мы повидали», в котором дети и родители рассказывали о своих поездках в разные страны мира: Турцию, Египет, Арабские Эмираты, Австрию и Германию. Еще одним продуктом совместного творчества детей и родителей стал альбом «Сказки разных народов», в который вошли иллюстрации к прочитанным родителями с детьми сказкам народов мира. Каждая группа создала коллаж, посвященный какому-нибудь континенту. Это было сотворчество детей, родителей и воспитателей. Итогом всей работы стал литературно-музыкальный праздник «В поисках аленького цветочка». Сюжет нашей сказки прост: купец в поисках подарков для своих дочерей отправился в путешествие вокруг света. Он побывал в Африке в Египте, встретился с аборигенами Австралии, пингвинами в Антарктиде, аргентинцами в Южной Америке, ковбоями и индейцами Северной Америки, познакомился с японками в Азии и итальянками в Европе. Объехав весь свет, купец свой главный подарок - аленький цветочек для младшей дочки нашел на родном лугу.

Задумывая 10 лет назад небольшую выставку, мы даже не ожидали, какая большая работа нам предстоит. Но эта работа увлекла всех: педагогов, детей, родителей. Патриотическое воспитание - это не только наша история, наше настоящее, но и наше будущее. Мы надеемся, что коллектив единомышленников, который сложился в нашем дошкольном учреждении, сумеет сделать из небольшой выставки настоящий музей. Хотя, в сущности, не важно - большой и богатый у вас музей или небольшая, но оформленная от всего сердца выставка. Главное, чтобы педагоги, которые несут информацию в детские души, сами любили, знали и ценили историю и культурное наследие нашего великого народа.

Наталья МАРКОВА, заведующая детским садом комбинированного вида №1623