В определении уровня деятельности образовательного учреждения большое внимание мы уделяем отслеживанию профессиональных судеб выпускников разных поколений. Одна из ярчайших выпускниц музыкального отделения педагогического колледжа №7 «Маросейка» (тогда еще педагогического училища №7) Лилия Меркулова уже много лет работает музыкальным руководителем в ДОУ №1837 - Ресурсном центре ЮНЕСКО «Центр по воспитанию ценностных ориентиров». Многие преподаватели, у которых Лилия Рафаиловна училась в восьмидесятые годы, и сейчас продолжают деятельность по воспитанию достойных педагогических кадров, и колледж гордится своей выпускницей.

Основной целью деятельности нашего учебного заведения стало создание эффективной системы качества подготовки высокопрофессиональных специалистов, готовых к планированию, построению и реализации нововведений в образовании, воспитание ценностных ориентиров будущих педагогов.

В рамках экспериментальной работы в колледже создано общественное структурное подразделение инновационного характера - интеллектуальный центр по дошкольному образованию «СемьЯ». Цель деятельности центра - обеспечение формирования высокого уровня профессиональных компетенций студентов и выпускников колледжа, обучающихся (обучавшихся) по специальности «дошкольное образование» в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки работников дошкольных образовательных учреждений. Деятельность центра осуществляется во взаимодействии с широким кругом социальных партнеров: научно-исследовательскими организациями по проблемам дошкольного образования, городскими вузами, дошкольными образовательными учреждениями города, профессиональными издательствами; окружными управлениями образования; а также во взаимодействии с методическим советом и студенческим советом колледжа. На базе центра ежегодно проводятся «круглые столы», мастер-классы, презентации опыта работы выпускников колледжа и ведущих практиков - воспитателей и музыкальных руководителей Москвы. Коллектив колледжа видит серьезную перспективу развития этого структурного подразделения в развитии сотрудничества с Ресурсным центром ЮНЕСКО «Центр по воспитанию ценностных ориентиров» на базе ДОУ №1837, поскольку на его базе возможна реализация множества форм демонстрации инновационного педагогического опыта и повышение качества подготовки студентов колледжа за счет живого, непосредственного общения с признанными мастерами в направлении исследовательской деятельности, связанной с внедрением культурологического, художественно-ориентированного подхода к развитию ребенка дошкольного возраста. Обращаясь к проблематике целостного мультикультурного образования в контексте деятельности Интеллектуального центра по дошкольному образованию на базе колледжа, мы выстраиваем стратегию экспериментальной и инновационной деятельности в контексте создания моделей, имеющих открытый и непрерывный характер развития, основанных на социальном партнерстве и творческом сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами.

Образовательная среда, в которой осуществляется процесс воспитания, выступает как некий центр, фокусирующий позитивные воздействия на студента, поддерживающий его психологически. Духовность непосредственно связана и с культурой проявления у студентов милосердия к социально незащищенной категории лиц. В учебном заведении ежегодно проводятся концертные программы для ветеранов педагогического труда, ветеранов войны. Благотворительные программы «Праздник в каждый дом» и «Клоун Айболит» известны уже многим детям с ограниченными возможностями, в том числе детям, находящимся на лечении в детском ожоговом центре Морозовской больницы, в детской республиканской больнице №18, учащимся школ надомного обучения №334 и №370. Благотворительная программа «Клоун Айболит» - победитель Московского городского конкурса «Я - гражданин России» в номинации «Милосердие», лауреат конкурса «Москва на пути к культуре мира».

Система формирования социокультурных компетенций будущих педагогов и совершенствования духовного мира студента включает в себя цикл творческих вечеров преподавателей «Поделюсь с тобой талантом»: «Романтизм жив» (фортепьянные концерты), «Поэзии пленительный восторг» (литературно-поэтические вечера), «Встреча с романсом» (вокальные концерты педагогов); концерты-лекции студентов и преподавателей «Камерная лирика XVIII века», «Москва и русская композиторская школа», «Шедевры зарубежной и русской классики»; музыкально-литературные гостиные «Русская природа в поэзии и музыке», «Времена года», «Композиторы для детей и о детях»; конкурсы художественного слова «Имя твое - птица в руке», «Поэты Серебряного века», «Читаем детские стихи» и исполнительского мастерства.

Большое значение для построения индивидуальной траектории творческого роста студентов имеет система конкурсов авторского творчества «Являться муза стала мне». Лучшие поэтические и музыкальные произведения студентов собраны в сборнике «Маросейская строфа». В колледже успешно ведет просветительскую работу студенческий музыкальный лекторий «Музыкальная гостиная» для слушателей младших курсов дошкольного отделения.

Единство процессов обучения и воспитания, взаимодействие преподавателей и студентов на основе сотрудничества позволяют вовлекать наше студенчество в творческую профессиональную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях столичного, всероссийского и международного масштаба. Высокий уровень достижений студентов колледжа в реализации художественных творческих программ эффективно формирует профессиональные компетенции будущих специалистов в сфере музыкального и сценического искусства, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования. Практика показывает, что направленность образовательного процесса на высокие достижения позволяет студентам овладеть универсальными практическими знаниями, умениями, навыками, обеспечивающими профессиональную мобильность и эффективное поведение на рынке труда.

Проведенный коллективом колледжа анализ рынка труда и позиции работодателей и заказчика показывает, что на сегодняшний день остро стоит не только вопрос насыщения рынка труда такими специалистами, как воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, мастер производственного обучения, но и требование приведения набора и уровня его профессиональных компетенций в соответствие с современным и завтрашним днем развития столичной системы образования. Студент педагогического колледжа должен иметь возможность обучения и профессиональной подготовки в образовательной среде, уровень и качество которой не ниже уровня и качества образовательной среды его будущего места работы.

Цель разработанной в 2009 году инновационной программы развития колледжа - обеспечение обновления форм и технологии профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях инновационного развития педагогического колледжа как государственного учреждения. Перспективы устойчивого развития колледжа связываются нами и с внедрением научно обоснованной инновационной проектной модели формирования разных видов профессиональных компетенций студентов, обучающихся в педагогическом колледже по специальностям «дошкольное образование», «музыкальное образование», «педагогика дополнительного образования». Перспективность и социальная значимость данного проекта обосновываются соотнесением задач модернизации процесса подготовки педагога в среднем педагогическом образовательном учреждении с современными тенденциями развития отечественной системы образования; с новыми Государственными образовательными стандартами среднего педагогического образования (ГОС СПО), которые несут в себе изменения в содержании и технологических основах моделирования профессионально-образовательного процесса. Основой инновационных изменений в отечественной системе образования должны стать в первую очередь инновационные изменения в подготовке кадров для этой системы.

Перспективы развития профессиональных компетенций будущих специалистов коллектив педагогического колледжа №7 «Маросейка» связывает с эффективной работой по совершенствованию форм и методов организации педагогической практики студентов (модель мониторинга развития профессиональных компетенций будущего воспитателя на педагогической практике, система раннего включения студентов старших курсов в самостоятельную трудовую деятельность по специальности); развитию проектной деятельности студентов (проекты «Театр в библиотеке», «Театр - детям»; «Музей моей профессии»; совместный с музеем «Огни Москвы» проект «Московских окон негасимый свет»; участие в городских конкурсах компьютерных, социальных, предпринимательских проектов); развитие исследовательской деятельности студентов (деятельность студенческого научного общества, включение студентов колледжа в деятельность СНО профильных вузов, участие в конференциях и мастер-классах, создание сборников публикаций научных работ преподавателей и студентов колледжа, создание выпускных квалификационных работ в виде практико-ориентированных проектов, работа в рамках выставок «Образование и карьера», «Дни московского образования»); создание структурных подразделений, расширяющих возможности студентов и выпускников колледжа к развитию широкого круга профессиональных компетенций (в частности, разработка и внедрение программы курсов по подготовке гувернеров и домашних воспитателей как альтернатива профессиональному выбору и построение профессиональной карьеры); развитие предпринимательской инициативы студентов колледжа; развитие совместной проектной деятельности в направлениях подготовки кадров и оказания образовательных услуг населению города совместно с социальными партнерами.

Профессиональная подготовка в колледже носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. В настоящее время сложилась эффективная практика по совмещению обучения студентов старших курсов с работой по специальности. Это позволяет, с одной стороны, способствовать решению кадровой проблемы образовательных учреждений Москвы, а с другой - создавать условия для развития профессиональных компетенций студентов в режиме реальной трудовой деятельности. Именно к такой позиции в выборе ценностных ориентиров студентов - будущих воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования - мы и стремимся в своей работе.

Коллектив педагогического колледжа №7 «Маросейка» открыт для сотрудничества и развития социального партнерства в рамках проекта ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», ведь сотворчество дошкольных образовательных учреждений и педагогических колледжей столицы - необходимое условие формирования заказа на подготовку педагогических кадров, развивающаяся система взаимоотношений по решению общих проблем удовлетворения потребностей образовательных учреждений города в современных высококвалифицированных специалистах.

Галина КАПУСТИНА, директор ПК №7, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук, доцент