Невские каникулы

Если в каком-нибудь солидном присутственном месте вы вдруг увидите, как вполне степенные и приличные на первый взгляд люди с дикими криками счастья кидаются друг другу на шею и начинают, позабыв обо всем на свете, целоваться-обниматься, не пугайтесь. Это не шизофрения и не съемки комедийного сериала. Скорее всего, это очередная встреча учителей года. На самом деле с их манерами и воспитанием все, как правило, в полном порядке, просто они очень любят друг друга, а видятся редко. От Красноярска до Пскова, равно как и от Тюмени до Краснодара, путь неблизкий, вот и получается, что каждая встреча - событие историческое, а главное - никто никогда до конца не может быть уверен, повторится ли она еще когда-нибудь.

На сей раз от радостных возгласов, прокатившихся по мраморным лестницам Юсуповского дворца, вздрогнули даже его смотрительницы, невозмутимые, как само время. «Рассаживаемся, господа, успокаиваемся и рассаживаемся, - пытались они увещевать своих странных гостей. - Вы, право, как дети. Губернатор уже здесь, церемония вот-вот начнется».

И церемония открытия Десятого Всероссийского слета учителей года действительно началась, торжественная, согласно месту и самому рангу события.

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга, как и положено «хозяйке бала» и старому другу конкурса, на добрые слова не скупилась, говорила о том, какая это честь для города - принимать цвет российского учительства.

- Человеку даны два колена: одно, чтобы преклонить его перед врачом, другое - перед учителем, - достойные слова достойного политика.

Следом за Матвиенко слово взял Андрей Фурсенко, новоиспеченный министр образования и науки. Учителя были польщены: что бы там ни было дальше, а все равно приятно, когда первое публичное выступление в новой должности посвящено не кому-нибудь, а тебе лично.

Оргкомитет конкурса «Учитель года России» представлял в Санкт-Петербурге Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты», сопредседатель Всероссийского оргкомитета. Он напомнил, что именно в «Учительской газете» 15 лет назад родилась идея этого педагогического состязания, и сегодня, как и на протяжении всех этих лет, газета продолжает помогать своим героям, следит за их судьбами и даже открыла специализированное приложение - журнал «Учитель года. Лучшее от лучших».

Из Юсуповского дворца участники слета отправились на экскурсию в старейшую петербургскую гимназию, основанную еще в начале XIX века императором Александром I. Игорь Карачевцев вынужден был на время распрощаться с друзьями: в его собственной гимназии № 166, где он с недавних пор не только преподает историю, но еще и директорствует, с минуты на минуту должна была начаться торжественная презентация «мобильного класса будущего» - главного приза, преподнесенного ему компанией Intel за победу на конкурсе «Учитель года России-2003».

«Мобильный класс будущего» - это не парты-трансформеры, не складной учительский стол и даже не переносная доска, как может показаться из названия человеку, не сведущему в современных компьютерных технологиях. В данном случае - это несколько ноутбуков с беспроводным доступом в интернет, цветной принтер, сканер, цифровые видеокамера, планшет и даже микроскоп. Нужен компьютерный класс литератору - в считанные доли секунды он может установить его у себя в кабинете: никаких проводов через этажи тянуть не надо, сеть каждый раз отлаживать тоже ни к чему. На следующий урок ноутбуки могут отправиться к биологу, затем к математику и так пропутешествовать до вечера. При желании в интернете можно работать даже на улице - сигнал ловится в радиусе нескольких километров.

Представляя журналистам «мобильный класс будущего», Мартина Рот, директор образовательных программ корпорации Intel в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, сказала:

- Благодаря своему директору петербургская гимназия № 166 стала первой российской «мобильной» школой. Надеюсь, что пример Петербурга положит начало широкому внедрению беспроводных мобильных технологий в школы России в соответствии с общемировыми тенденциями.

И тут же привела цифры, особой гордости не вселяющие, но заставляющие понять, что нет предела совершенству: если в Австрии на один компьютер приходится 6 учеников, в Германии - 7, а во Франции - 30, то Россия в этом европейском списке занимает аж девятнадцатое место. В нашей стране на один компьютер претендуют целых 50 школьников. Утешает лишь то, что в Португалии, к примеру, дела обстоят еще плачевнее: 130 детей на одну машину. 10% отечественных школ подключены к сети «Интернет». По европейской «табели о рангах» это семнадцатое место. В Австрии, Германии и Ирладии сто процентов школ имеют выход во Всемирную паутину, а вот Францию мы обогнали: там интернет есть всего в 9% школ.

- Задача гимназического образования - учить детей находить информацию, самостоятельно ее осмысливать, а не просто переписывать цитаты из учебников, - сказал в ответном благодарственном слове Игорь Карачевцев. - И без информационных технологий мы сегодня далеко не уйдем. У себя в гимназии мы стараемся сочетать традиции и все самые современные веяния. Именно поэтому, как вы видите, ноутбук стоит на учительском столе, которому больше ста лет, а презентацию эту мы проводим в классе, сохранившемся еще, наверное, с тех пор, как в феврале 1901 года в этом здании был открыт Второй училищный дом имени императора Александра Второго.

Вслед за своим директором слово взяли его ученики-старшеклассники, за несколько минут продемонстрировавшие собравшимся, что компьютеры в их школе - не мертвый груз и не игрушка для взрослых, а вещь, в «хозяйстве» крайне необходимая. Один показал, как на уроке географии всего за несколько минут найти в интернете информацию о карликовом азиатском острове, которого и на карте-то не сыскать, другой уверил, что, если бы не Всемирная паутина, ему ни за что не удалось бы подготовить уникальный иллюстрированный доклад с редкими малоизвестными фактами из жизни и творчества философа Соловьева.

Весь следующий день был посвящен открытым урокам, «круглым столам» по предметам и знакомству с гимназиями № 55 и 177, принимавшими у себя учителей года. Единственное, что огорчило участников слета - расписание, составленное так, что весь поток был разделен всего на два часа. Так что посмотреть уроки своих коллег-предметников смогли немногие. А ведь для этого и ехали. В некоторых предметных секциях после уроков разразились бурные дискуссии с оттенком жесткой критики.

- Слет тем и отличается от конкурса, что здесь никто никого не судит и не оценивает, - пожимали плечами учителя года. - Таким встречам чужд дух соперничества, мол, я лучше, а ты хуже. Здесь никто никому ничего не должен доказывать. Ведь мы приехали не для того, чтобы свои титулы и регалии подтверждать, а чтобы поделиться находками и задумками. Поэтому нас слегка удивило, какому строгому разбору и анализу подвергли наши уроки некоторые здешние учителя. Ведь мы же никому не навязываем свою точку зрения, не утверждаем, что надо учить так, как мы, и никак иначе. Просто показываем, какие еще есть пути, формы и возможности. Ведь это здорово, что у всех учителей свой взгляд на предмет и на методику его преподавания. Если бы все работали одинаково, было бы скучно.

Других, наоборот, расстроило, что на их уроках было мало петербургских коллег: организаторы, опасаясь давки, лимитировали количество гостей. Но в целом все остались довольны, и праздник продолжался.

Веселую агитационно-поэтическую акцию организовали представители ЦК Профсоюза работников народного образования и науки. Всем зрителям, собравшимся в уютном актовом зале гимназии № 56, было предложено принять участие в конкурсе на лучшую рекламную «кричалку», посвященную профсоюзному движению. «Ни за что я не женюсь, раз вступил я в профсоюз», «Древние майя и ацтеки погибли без профсоюзной опеки» - чем дальше, тем концептуальнее. Пятерым победителям, выбранным независимым жюри, были тут же вручены заранее обещанные поощрительные призы. Призы с намеком - мол, профсоюз никогда никого не обманывает и слово свое всегда держит.

Следующий номер культурной программы – презентация клуба «Учитель года Санкт-Петербурга». В питерской коллекции – два больших Хрустальных пеликана, так что невским учителям сам Бог велел обзаводиться собственным клубом, а заодно и богатыми традициями. Одна из таких традиций – принимать в почетные члены клуба тех, кто, не участвуя в конкурсе, принимает самое живое участие в конкурсном движении. На сей раз награда нашла Майю Пильдес, директора гимназии № 56, и Татьяну Серову, возглавляющую гимназию № 177. «Чувствую себя голливудской звездой», - рассмеялась Майя Борисовна.

Мелодичной точкой рабочего дня стал небольшой концерт знаменитых питерских бардов – Сергея Данилова и Александра Гейнца, лауреатов легендарного Грушинского фестиваля, чей песенный цикл про «небо, самолет и девушек» знает каждый уважающий себя летчик и просто поклонник авторской песни. Впрочем, увидев на сцене этот дуэт, никто особенно не удивился: Сергей Данилов работает в 56-й гимназии первым заместителем директора. Вот вам и летчики-романтики.

Третий, заключительный день слета был почти целиком посвящен общению с прекрасным. Сначала – Царское Село и знаменитая Янтарная комната Екатерининского дворца, затем – Аничков дворец – Дворец творчества юных, с его удивительным клубом космонавтики и планетарием, встреча с Ольгой Ивановой, главой петербургского образования, и первыми лицами Петербургской академии постдипломного педагогического образования. А завершился вечер, а вместе с ним и слет, лазерным шоу в уникальном музее воды.

… Как странно, кажется, только вчера они радостно обнимались при встрече, а вот уже и первый неумолимый поезд отходит от питерского перрона, скрывается в вечернем привокзальном сумраке. А вполне степенные и приличные на первый взгляд люди вдруг начинают по-детски шмыгать носом, стесняясь коварных соленых слез. До следующей встречи еще целый год, и его надо прожить. Если однажды на каком-нибудь шумном вокзале вы увидите этих людей, не пугайтесь. Это не съемки многосерийной мелодрамы. Скорее всего, это очередное прощание учителей года…

Анна ХРУСТАЛЕВА, Дарья ЖУРАВЛЕНКО (фото)

Санкт-Петербург – Москва

  • Новый губернатор и новый министр – встреча состоялась

  • Алексей КРЫЛОВ, учитель года России-2001, в гостях у Ирины ЛИПАТОВОЙ, суперфиналистки «Учителя года России-2002»