А где она, эта свежесть, куда она подевалась? Где оно, свободное владение русским языком?

Я учитель русского языка и литературы. Живу и работаю в Дагестане, далеко в горах. Для меня особенно близки слова популярной когда-то песни «С чего начинается Родина?». Сегодня ее ни по телевизору, ни по радио не поют. И других песен, стихов об Отечестве, о земле, на которой жили наши деды, прадеды, о людях труда не слышно. Рок заполонил экран и эфир. А кто стали героями фильмов, статей, очерков? Воры, грабители, наркоманы...

Сквозь слезы мы смеемся над «ораторами» с убогой речью. Они порождают только неприязнь, вызывают снисходительные усмешки. И все они выпускники нашей школы, российской.

Нескончаемым потоком льется безграмотная речь на телевидении... А ведь многие заявляют, что говорить грамотно, с соблюдением общепринятых языковых норм вовсе не обязательно, что ударения в словах можно ставить произвольно, что числительные можно и не склонять по падежам.

Система обучения русскому языку и литературе в школе старомодна, если не сказать - порочна. Важнейший раздел - развитие речи - всегда был на положении Золушки. Жалким придатком к программе. На первое место всегда ставится изучение грамматики... Отбросив на задний план развитие речи, мы, по существу, выхолащиваем суть главнейшего предмета школьной программы.

Нам всем известно, что хорошее владение языком предполагает активное владение синонимами и антонимами - они позволяют точно и недвусмысленно выразить мысли и чувства, обогащают и украшают речь. Тему «Синонимы, антонимы, омонимы» надо проходить на протяжении всех курсов русского языка. А у нас по программе дается на изучение их только 3-4 часа. В этом отношении интересен опыт американских школ, где эту тему проходят на всем протяжении школьного курса.

Чтобы поступить в хороший университет в США, в последний год обучения в школе нужно обязательно сдать специальный экзамен, проверяющий глубину словарного запаса абитуриента. И это побуждает старшеклассников много читать. Наш подросток очень мало читает. Увлекается лишь телевизионными боевиками. Не потому ли у нас так много правонарушений?!

Наши руководящие работники народного образования с составителями программ и учебников все это прекрасно знают, но никак не могут уже который год перешагнуть Рубикон косности и заняться наконец коренной перестройкой в обучении русскому языку и литературе - в соответствии со здравым смыслом.

В последние годы на книжные и газетные страницы хлынула этакая лингвистическая расхристанность, когда открытым текстом выдается то, что раньше называлась словом «матерщина». Авторы этих опусов, видимо, решили: поскольку у нас уничтожена цензура, значит, можно выражаться нецензурно.

Не менее возмутительно с точки зрения экологии языка и все возрастающее злоупотребление иноязычными словами без особой на то надобности. Очень часто в русский язык насильственно внедряются такие изрядно поднадоевшие слова, как «консенсус», «плюрализм», «менеджер», «менталитет», «ток-шоу». Кому они нужны, эти слова, когда можно без больших усилий заменить простыми русскими словами? Некоторые наши газеты можно читать только со словарем.

И всякий раз, когда наблюдаешь это смакование «красивых» слов в иностранной упаковке, вспоминаешь чеховское «они хочут свою образованность показать!».

К.МАЛЛАКУРБАНОВ, учитель русского языка и литературы Ляхлинской средней школы, Хивский район, Республика Дагестан