Не секрет, что отсутствие желания учиться - одна из самых частых жалоб родителей. В случае иностранного языка ситуация только усугубляется. Если ребенок как-то внутренне согласен с тем, что «все должны уметь читать и писать», то почувствовать, почему ему так уж нужен этот английский язык, и тем более понять, что значит «это пригодится в будущем», 6-7 летний ребенок не в состоянии. Поэтому нужно постараться максимально приблизиться к созданию социокультурной среды страны изучаемого языка. Книжки - только в подлиннике, компьютерные игры - например, только на английском (мол, не перевели еще), театральная студия - тоже. Нужно обязательно постараться использовать все, пусть минимальные, возможности сделать язык «функциональным», поскольку наличие мотивации всегда положительно влияет на протекание всех других психических процессов - памяти, внимания, речи, а вот ее отсутствие успехи даже способного к языку ребенка может свести к нулю.

Обучение иностранному языку будет наиболее эффективным, если учитывать индивидуальные особенности ребенка. Известно, что изменение метода обучения и способа подачи информации может довольно сильно повысить объем запоминаемого материала, увеличить скорость усвоения информации и т.д. Знание о том, как именно работает мозг данного ребенка, может существенно облегчить жизнь педагогу. Ведь если мы знаем, в каком темпе ему нужно предъявлять информацию, как часто переключать с одного задания на другое, какие у него особенности работы зрительно-пространственной и слухоречевой памяти, сформированы ли те необходимые навыки, о которых говорилось выше, мы можем соответствующим образом построить программу обучения. Кроме того, эти особенности работы мозга можно использовать и для выбора иностранного языка. Например, если у ребенка хорошая память на зрительные образы, ему будет легче запомнить английские слова, которые в основном пишутся совсем не так, как слышатся.

Екатерина КАШИРСКАЯ, детский нейропсихолог, директор консультационного центра «Образование в развитии», Москва