Александр Солженицын в своей последней публикации в прессе заметил, что в такой необъятной стране, как наша, не добиться процветания без сочетания действий централизованной власти и общественных сил. Спектр направлений деятельности профсоюза как общественной силы четко определен Уставом и законодательством, где на нас возложены конкретные функции по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования. Сегодня профсоюз - это коллективный адвокат, который ведет переговоры с властью, настаивая на более высокой оценке труда педагога, а значит, и на повышении его статуса в обществе.

Когда мы пять лет тому назад начали формировать программу дальнейшего развития профсоюза, мы взяли за основу главный путь решения проблем - конструктивный диалог с властью, социальное партнерство на всех уровнях, используя при этом все предусмотренные законодательством методы. Обращения, встречи, переговоры, формирование общественного мнения, заявления в судебные органы, протестные действия - таков неполный перечень форм и методов работы областного комитета профсоюза, через которые профактив проходил школу солидарности и становления.

Очевидна прямая связь между перечисленными действиями профсоюза и изменениями в социальном положении работников образования, особенно в области оплаты труда. Все мы понимаем, что достойная заработная плата - необходимое условие повышения престижа профессии. Поэтому вопросы оплаты труда остаются приоритетными в работе профсоюзных организаций всех уровней.

Только в результате активной работы обкома профсоюза с правительством, Законодательным собранием и Минфином области удалось сохранить тарифные ставки и оклады работающих на селе специалистов. В 2007 году принят закон «О возмещении расходов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением для педагогических работников, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах Челябинской области». Принятые поправки позволили пользоваться льготами по коммунальным услугам неработающим пенсионерам - бывшим педагогам, библиотекарям, медицинским работникам.

В соответствии постановлением Правительства России с 1 февраля 2008 года зарплата работников образования была повышена путем установления ежемесячной стимулирующей надбавки в размере 14% к ставкам работников с учетом фактической педагогической нагрузки (объема работы). Доплаты и надбавки при индексации не учитывались. При таком порядке фактическое повышение заработной платы составило в среднем 7-10%. Обком профсоюза добился повышения на 14% всей ежемесячной зарплаты. Большую поддержку в решении этих проблем нам оказал депутатский корпус, мы ощущали поддержку Федерации профсоюзов области. Но главная поддержка - это активная позиция членов профсоюза.

Если говорить о высшей школе, то после вступления в силу в августе 2006 года 131-го закона оплата труда в образовательных учреждениях федерального подчинения регулируется только на федеральном уровне и не зависит от бюджетной обеспеченности регионов.

При активном участии Центрального комитета профсоюза из федерального бюджета были выделены дополнительные ассигнования на увеличение с ноября 2006 года доплат профессорско-преподавательскому составу вузов за наличие ученой степени.

В результате действий профсоюза рост фонда оплаты труда в высших учебных заведениях за 2005-2009 годы составил 2,96 раза и опережает рост инфляции в 1,91 раза.

С сентября 2008 года изменился принцип финансирования образовательных учреждений, а с декабря 2008 года вузы как федеральные учреждения первыми перешли на новую систему оплаты труда. Изначально введение НСОТ предполагало существенную дифференциацию в оплате труда работников в зависимости от их квалификации, объема и качества труда, для чего с 1 декабря 2008 года было предусмотрено увеличение бюджетного фонда на 30%. Но одновременно с 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда увеличивался с 2300 до 4330 рублей, и выполнение этого условия уже не обеспечивалось никаким дополнительным финансированием.

Результаты мониторинга перехода на НСОТ, проведенного Рособразованием и отраслевым профсоюзом, рассматривались на коллегии Министерства образования и науки РФ. Главный вывод заключается в том, что переход существенно обманул ожидания работников. Руководители Минобрнауки, Минздравсоцразвития, да и первые руководители страны так часто говорили в СМИ о повышении бюджетного фонда на 30%, что работники ждали примерно такой же надбавки к зарплате. Но зарплата работников вузов складывается еще из внебюджетной части, которая может иметь существенную долю в размере заработка. К сожалению, демографическая ситуация, наступивший экономический кризис в ближайшие годы будут снижать эту возможность увеличения заработной платы.

Усугубляет ситуацию, в том числе и в общем образовании, тот факт, что перед введением новых систем оплаты труда, а также перед принятием закона о повышении МРОТ с 1 января 2008 года до 4330 рублей депутаты Государственной Думы под давлением правительства исключили из ст. 133 Трудового кодекса последний абзац, который звучал следующим образом: «Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда».

Исключение этой нормы позволило Минздравсоцразвитию говорить о том, что размер оклада может быть меньше 4330 рублей, а данная сумма - это та величина, которую должна составлять вся заработная плата, то есть оклад плюс все компенсационные и стимулирующие выплаты. В результате и в Курске, где нет никаких компенсационных выплат, и в Челябинске, где должен быть уральский коэффициент, работники, выполняющие одни и те же обязанности, могут получать одинаковую зарплату в размере 4330 рублей. А ведь уральский коэффициент должен учитывать условия работы, которые отличаются от нормальных, и применяться сверх МРОТ. В регионах появились прецеденты, когда работники через суд при правовом сопровождении профсоюза доказывают незаконность этого положения, и мы готовы эту практику подхватить.

В нашей области переход общеобразовательных учреждений на новую систему оплаты труда приостановлен в связи с экономической ситуацией, при этом губернатором выделены дополнительные средства на повышение МРОТ. Министерство образования и науки Челябинской области с участием профсоюза подготовило проект новой системы и примерный перечень оснований для начисления стимулирующих выплат работникам учреждений образования.

Обком профсоюза провел анализ проекта, разработанного министерством, вносил свои замечания, что в значительной степени помогло найти оптимальные взаимоприемлемые решения. Нам удалось уйти от предложения разработчиков НСОТ о распределении стимулирующих выплат только управляющими советами и закрепить порядок обязательного участия профсоюзных комитетов в их распределении. Надеюсь, что данные договоренности сохранятся при внедрении новой системы оплаты труда.

Взаимодействие с исполнительной и законодательной властью имеет множество форм: обком профсоюза принимал участие в работе областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, комиссий правительства области, коллегиальных органов Министерства образования и науки, Совета ректоров, Главной аттестационной комиссии, обращался в администрации муниципальных районов и городских округов по вопросам защиты трудовых прав и интересов работников, регулярно вносил предложения по улучшению ситуации в отрасли, активно участвовал в разработке и экспертизе проектов принимаемых в области законов, программ.

Продолжались традиционные встречи с вице-губернаторами и министром образования, которые давали возможность довести до руководства области насущные проблемы и настроения людей. Профсоюзные лидеры участвуют в традиционных августовских совещаниях при губернаторе.

На сегодняшний день пролонгированы отраслевые соглашения областной организации профсоюза с Министерством образования и науки Челябинской области (до декабря 2011 года) и с Управлением по делам образования города Челябинска (до января 2012 года). Практически во всех муниципальных образованиях области действуют территориальные соглашения.

Хорошим стимулом для развития колдоговорной системы стали областной конкурс «Лучший коллективный договор», объявленный губернатором и Федерацией профсоюзов Челябинской области, и конкурс «Лучший социальный партнер», объявленный Управлением по делам образования Челябинска и обкомом профсоюза.

Реализуя принципы социального партнерства, обком профсоюза, профсоюзные организации на местах особое внимание уделяли контролю за исполнением принятых решений и договоренностей. В первую очередь, это касается предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам образовательных учреждений, проживающим в сельской местности и рабочих поселках. В соответствии с законодательством право на получение указанных мер социальной поддержки в области имеют более 50 тысяч педагогов.

Под контролем обкома профсоюза и территориальных организаций также находился вопрос бесплатного прохождения работниками ежегодных медицинских осмотров, выдачи им личных медицинских книжек, прохождения аттестации по программе санитарно-гигиенического минимума.

В настоящее время охват коллективными договорами составляет 92,6% от численности первичных профсоюзных организаций отрасли. Более 20% коллективных договоров было заключено в отчетном году, 72,3% в предыдущие годы, пролонгировано - 7,4%. В 8% первичных организаций коллективные договоры отсутствуют. Основная причина этого, по данным территориальных комитетов, - малочисленный состав работающих в образовательных учреждениях членов профсоюза.

Во всех учреждениях профессионального образования приняты коллективные договоры.

В ходе реализации областного, территориальных соглашений, коллективных договоров в большинстве территорий удалось предусмотреть более 70 дополнительных льгот и гарантий для работников образования, в коллективных договорах вузов их более 80.

Мы выражаем глубочайшую благодарность губернатору, правительству области, главам администраций, Министерству образования и управлениям, ректорам, руководителям образовательных учреждений, руководству учреждений Академии наук за плодотворное сотрудничество и уважение к нашей организации. И главное - за положительный результат.

Сегодня главными задачами в плане развития социального партнерства и повышения статуса учителя остаются:

1. Повышение заработной платы. Мы направили письмо губернатору и Законодательному собранию области с просьбой в течение 2010 года принять меры по доведению средней зарплаты работников образования региона (9300 рублей) до средней по России (12300 рублей). Мы не возражаем: пусть это будет сделано через новую систему оплаты труда, но с увеличением ФОТ.

2. Увеличение норматива финансирования. Мы поддержали обращение Совета директоров образовательных учреждений Челябинска по этому вопросу в Законодательное собрание области.

3. Сохранение всех компенсационных выплат и льгот.

4. Решение жилищных проблем.

5. Отмена квотирования правительственных и отраслевых наград, при этом повышение значимости наградных комиссий.

Мы должны корпоративно защищать честь и достоинство учителей, воспитателей, руководителей образовательных учреждений от уничижительных образов, которые создает телевидение, добиваться повышения статуса учителя через признание педагогических работников государственными служащими. Еще сотни лет назад Виктор Гюго устами своего героя, ставшего мэром города, сказал, что главными чиновниками являются кормилицы и учителя.

Решение этих вопросов в первую очередь будет положительно влиять на качество труда и сохранение стабильности в коллективах, приток молодых кадров в образование.