Чем раньше начинается иностранный язык в школе, тем лучше. Современные дети 6-8 лет прекрасно знают, что человечество разговаривает на разных языках, сам факт существования и необходимости изучения иностранной речи их не удивляет. Они легко запоминают алфавит, простые слова, могут воспроизводить целые небольшие предложения, напевают на слух песенки.

Однако сложности, возникающие на начальном этапе изучения английского языка, гораздо легче классифицировать, чем преодолевать.

Во-первых, английский в отличие от русского, на который опираются дети, аналитичен: в нем почти нет окончаний, падежей. Зачастую ничто не указывает на то, что знакомое как будто слово стало в новом предложении другой частью речи, существительное, глагол, прилагательное ничем не отличаются друг от друга. Это нужно повторять, пока дети не запомнят.

Во-вторых, в английском языке есть артикли, чего совсем нет в русском. Хотя их всего два - неопределенный и определенный, нет единого правила, которое можно дать и сказать: здесь всегда так, а здесь эдак.

В-третьих, английский славится сложностями правописания и чтения. В отличие от многих других языков здесь нельзя дать детям правила чтения определенных буквосочетаний и сказать, что одни читаются так, а другие эдак. Следовательно, приходится не просто учить новые слова, а запоминать написание, произношение, значение.

Очень важно научить детей читать и не бояться сложностей. Помогают книжки с аудиокассетами, когда школьники могут слушать и одновременно видеть текст. Мы часто записываем на магнитофоне самих себя, чтобы сравнить, как получаются чужие звуки, удается ли воспроизвести английскую речь. Проводим небольшие конкурсы, выбираем чемпионов. Сегодня прекрасные возможности открывает использование новейших технологий.

Убеждена, что в младших классах при изучении иностранного языка нужно пользоваться следующими оценками: Good (хорошо) и Again (еще раз). Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы страх получить плохую оценку стал влиять на желание и способность ребенка усвоить нелегкий предмет. Дети усвоят принципы межкультурного общения, если у нас с вами хватит терпения и энергии.

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, доцент, Новосибирск