Эти дорогие малыши

Знающие люди делят взятки на прямые и косвенные (подарок, услуга).

16% российских семей с детьми в возрасте 4 лет давали прямые взятки за поступление в детские сады в среднем по тысяче рублей в год. Размеры взяток зависели от того, в каком городе проживает семья. В Москве они составляют в среднем 1900 рублей в год, в Ярославской области и Красноярском крае - 700, в Пермской области - 400 рублей в год.

Расходы семьи на подарки и неофициальные платежи преподавателям музыкальной, художественной, спортивной школ или других детских образовательных учреждений составляют в год:

в Москве и Ярославской области - 600 рублей;

в Пермской области - 400 рублей;

в Красноярском крае - 200 рублей.

В среднем каждая восьмая российская семья с дошкольниками платила неофициально за учебный год 400 рублей.

Возможно, кому-то покажется, что размер взяточных платежей, в сущности, не очень велик. Но дело в принципе - люди платят за то, за что платить не должны. Если взятки давали 16% семей с дошкольниками и каждая заплатила за год в среднем по тысяче рублей, то сумма прямых взяток в прошлом учебном году по стране составляла около 800 миллионов рублей!

Теперь посчитаем взятки косвенные. Подарки и другие неофициальные платежи делали 12% семей с дошкольниками, при этом каждая семья в среднем тратила 400 рублей в год. В сумме это составило 200 миллионов рублей.

Таким образом, один миллиард рублей перекачивается ежегодно в карманы взяточников, никоим образом не улучшая материальное положение детских дошкольных образовательных учреждений.

Школа, которая учит родителей считать деньги

Каждая пятая российская семья и каждая четвертая московская готовы дать взятку за поступление своего ребенка в хорошую школу. Каков же размер этой взятки? В среднем по стране родителям приходится расставаться с 10 тысячами рублей, причем в Москве эта сумма составляет около 15 тысяч рублей. Возникает вопрос, как соотносятся размер взятки и доход семьи. По расчетам специалистов, взятка за поступление ребенка в школу равна сумме, близкой к четырем среднемесячным доходам в расчете на одного человека.

Число поступивших в первый класс в прошлом учебном году составило приблизительно 1,7 миллиона человек. Если предположить, что взятку давала каждая десятая семья, то суммарный размер взяток, выплаченных за поступление в школу в 2003 году, оценивается в 1,7 миллиарда рублей, которые, естественно, идут мимо школьного бюджета.

Сколько стоит хорошее отношение к ребенку?

Попробуем посчитать, в какую сумму выливаются взятки за обучение ребенка в школе в целом по стране. В российских школах учатся 18,9 миллиона человек из 14,5 миллиона семей. 11% семей дают взятки и в младших (в среднем 2000 рублей в год), и в средних (в среднем 400 рублей), и в старших (в среднем 800 рублей) классах. Таким образом, средний размер взятки для одной семьи составляет 900 рублей в год. Если же брать в масштабах страны, то сумма взяток, выплаченных семьями в школе в 2002-2003 учебном году составила 1,4 миллиарда рублей.

Профессиональное изъятие средств

При поступлении в ПТУ взятки дают вдвое реже, чем в при поступлении в школу. Почему-то только в Красноярском крае этот вид взяток на один процент перекрывает школьные и составляет 12%.

В российских ПТУ обучаются 1,6 миллиона человек, а общий объем взяток, выплаченых ими за 2002-2003 учебный год, можно оценить суммой в один миллион рублей.

Образование - среднее, взятки - высокие

В прошлом учебном году взятки давал каждый пятый студент ссуза, за учебный год его платежи в среднем составляли 1100 рублей.

Расходы семьи на подарки или плату за оценки на экзаменах, перевод на другой курс, на другое отделение составляли в год: в Москве - 2700 рублей, в Красноярском крае, Пермской и Ярославской области - 500 рублей. В целом по России - 1100 рублей.

В 2002-2003 учебном году на первый курс ссузов было принято 900 тысяч абитуриентов, причем доля успешно сдавших вступительные экзамены составила 87%. Это молодые люди из 1,1 миллиона семей. Взятки за «снисходительное» отношение при оформлении документов и при медосмотре платили 9% семей, что составляет 100 миллионов рублей. За поблажки на вступительных экзаменах или непосредственно за зачисление в ссуз платили 10% семей, при этом средний размер взятки составлял 900 рублей, а в целом набралось 100 миллионов рублей.

В российских ссузах обучаются 2,5 миллиона человек, 20% из которых давали взятки в процессе учебы. Средний размер годовой взятки составил 1100 рублей.

Таким образом, в целом по стране размер взяток при поступлении в ссузы и обучении в них составил в 2002-2003 учебном году 800 миллионов рублей.

Высший пилотаж

Размеры взяток при поступлении и в процессе учебы удается оценить лишь приблизительно - те, кто взятки дает, и уж, конечно, тот, кто взятки получает, предпочитают об этом не говорить. Более или менее точно можно говорить лишь о расходах семьи на подарки или плату за более мягкое отношение при оформлении документов, при медосмотре и так далее. В престижных московских вузах - это 2000 рублей, в обычных - 700 рублей, а в целом по России - 500 рублей. Предположить с той или иной степенью точности, сколько семьи платят за поступление их детей в вузы, удается, анализируя ответы на косвенные вопросы. Из этих ответов следует, что в среднем по стране взятка за прием в вуз составляет 35 тысяч рублей, в Москве - около 105 тысяч рублей, а в московских престижных вузах доходит до 175 тысяч рублей.

Возникает в очередной раз вопрос о том, насколько соотносится размер взятки с доходами семьи. В целом по России, как показывают опросы, размер взятки эквивалентен в среднем 5,6 среднедушевого месячного дохода семьи, в Москве - примерно 15,6. При том, что доходы семей сильно различаются, можно себе представить, как разнятся размеры взяток и какие сложности испытывают семьи со сравнительно небольшим достатком. Понятно, что в такой ситуации поступить в вуз могут себе позволить либо очень одаренные, либо очень богатые молодые люди.

В 2002-2003 учебном году в вузы России было принято 1,5 миллиона студентов, из них - 81% - россияне. Взятки за оформление документов, прохождение медосмотра и так далее давали 9% абитуриентов. Сумма составила 100 миллионов рублей.

Из ответов на косвенные вопросы удалось выяснить, что доля плативших за поступление в вуз может быть оценена в 16%. При среднем размере взятки в 35 тысяч рублей общая сумма составляет 10, 6 миллиарда рублей. В целом за оформление документов, прохождение медосмотра и поступление в вуз было уплачено 10,7 миллиарда рублей. Но это еще не окончательная сумма.

Поступить в вуз мало, надо еще не вылететь из него при сдаче зачетов и экзаменов. Для тех, кто поступал не потому, что много знал, а потому, что много платил, принципиально важен вопрос оплаты снисходительного отношения преподавателей. В 2002-2003 учебном году в вузах учились 5,9 миллиона студентов. По данным опроса, 11% из них готовы платить взятки, а 15% скорее готовы, чем не готовы. Таким образом, вероятная сумма уплаченного составила 10,7 миллиарда рублей.

Следовательно, коррупционеры в вузах в целом за год получают в свой карман 21,4 миллиарда рублей.

Что в итоге?

Взятки в образовании выливаются в общую сумму 26,4 миллиарда рублей в год, и эта сумма не так мала, как может показаться на первый взгляд.

Государство выделило на образование в 2003 году 2345,6 миллиарда рублей. Все в один голос говорили, что этих денег, конечно, не хватит для удовлетворения, так сказать, всех насущных нужд отрасли. В то же время почти 1,13 процента от этих средств уходят на улучшение материального положения отдельных коррупционеров. Между тем средств, выплаченных в виде взяток, хватило бы на оплату годичной программы восстановления экономики и социальной сферы Чечни, на поставку компьютерного оборудования в детские дома и школы-интернаты России, на финансирование 9 федеральных инвестиционных программ...

Вывод можно сделать только один. Если мы действительно хотим, чтобы качество образования было высоким, а принципы приема в учебные заведения - справедливыми, нужно отработать такие механизмы оказания образовательных услуг, которые дверь для взяток закрыли бы крепко-накрепко.

При подготовке статьи были использованы материалы исследования, проведенного в 2002-2003 учебном году Высшей школой экономики и фондом «Общественное мнение» по заказу Минобразования России.