Наш детский сад компенсирующего вида №1551 работает в режиме эксперимента с 2004 года - в дошкольном учреждении 6 групп для детей с задержкой психического развития и нарушениями речи, а также по экспериментальной программе «Создание технологий оздоровительной физической культуры и личностно ориентированного здоровьесбережения дошкольников в образовательных учреждениях компенсирующего вида». Наше ДОУ - сетевая экспериментальная площадка ресурсного центра «Здоровый ребенок».

Основные направления нашей деятельности - это:

создание оздоровительной физкультурно-игровой среды;

апробация вариативного содержания коррекционно-развивающих форм физического воспитания детей 4-7 лет с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития;

внедрение в практику дифференцированных подвижных игр-упражнений с учетом развития речи и психофизических особенностей детей, коррекционно-развивающих занятий, проводимых разными специалистами, занятий по физической культуре с использованием физкультурно-оздоровительных тренажеров.

Все специалисты с высшим педагогическим образованием: 10% имеют высшую, 10% - вторую, 80% - первую квалификационную категорию.

Творческий коллектив детского сада постоянно участвует во всероссийских и городских конференциях, «круглых столах», семинарах-практикумах по важнейшей проблеме сохранения и укрепления здоровья ребенка-дошкольника в условиях детского сада и семьи.

На основе изучения особенностей психофизического развития детей в детском саду разрабатывается и внедряется физкультурно-оздоровительная система, направленная на сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников.

В условиях детского сада создана вариативная физкультурно-игровая среда: физкультурный, тренажерный и музыкальный залы оснащены современным оборудованием, используется многофункциональная система мягких модулей, имеется достаточное количество пособий, игрушек для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм детской деятельности. У нас оборудованы кабинеты специалистов разной направленности для проведения коррекционных занятий (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов), есть медицинский и массажный кабинеты, большая спортивная площадка для проведения подвижных игр и спортивных упражнений на воздухе.

Один из важных принципов оптимизации двигательной и познавательной деятельности детей с задержкой психофизического и речевого развития - интеграция. Интегрированное обучение детей такой категории оптимизирует их познавательную деятельность в направлении роста интереса к освоению программного содержания. Апробируя технологии Марины Руновой, мы пришли к выводу, что двигательная деятельность дошкольников только тогда обретает характер внутренней жизненно необходимой потребности, когда становится сознательной, и одновременно с развитием движений и обогащением двигательного опыта особое внимание необходимо обратить на развитие речевого аппарата и познавательной активности. Интегрированные занятия коррекционного характера, разрабатываемые нашими педагогами и специалистами, развивают все психические процессы, чувства, представления, крупную и мелкую моторику, что положительно влияет на успешное усвоение детьми программного материала.

Двигательный режим в разных возрастных группах у нас построен в соответствии с уровнем психофизического и речевого развития.

В разные формы физического воспитания педагоги включают специальные упражнения для развития психомоторной функции и улучшения показателей движений. Во время занятий по физической культуре детям предлагают дифференцированные игры-упражнения, способствующие развитию психофизических процессов.

Одним из условий успешной реализации методики проведения занятий по физической культуре стало обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям, что позволяет педагогам обогащать содержание занятий, регламентировать объем физической нагрузки, использовать разные методы и приемы. В основу деления детей на подгруппы нами был положен уровень двигательной активности детей, который тесно связан с особенностями проявлений их нервной системы. В первую подгруппу вошли дети со средним и высоким уровнем двигательной активности, имеющие хорошую физическую подготовленность, а вторую подгруппу составили дети со средним и низким уровнем двигательной активности, но имеющие слабую физическую подготовленность.

За период экспериментальной деятельности была выявлена позитивная динамика состояния здоровья детей, что объясняется тем, что большая часть занятий по физической культуре (ходьба на лыжах, спортивные игры и упражнения, подвижные игры разной интенсивности) проводится на свежем воздухе. Физкультурно-оздоровительные занятия развивают движения, интерес к физической культуре, самостоятельность и активность.

Мы стараемся делиться своим опытом работы через проведение открытых занятий, семинаров, «круглых столов», публикации в журналах, научно-практических сборниках («Радость в движениях», «Ребенок в детском саду» и других).

Наши педагоги работают с таким искренним энтузиазмом, что можно только гадать, кто и что дает им силу и энергию. Недаром девизом нашего детского сада выбраны слова: «Мы профессию избрали лучше всех на свете, потому что есть и вечно будут дети!»

Лариса ЕРМАКОВА, заведующая детским садом компенсирующего вида №1551