- Здоровье - базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном возрасте, трудно сформировать здоровье в будущем.

Широкая распространенность функциональных отклонений и хронических болезней у детей дошкольного возраста указывает на особую актуальность и своевременность реализации одного из важных социально значимых направлений совместного пилотного проекта Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» в рамках экспериментальной деятельности ресурсного центра «Здоровый ребенок».

Дошкольное детство - период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в условиях детского сада.

Эффективность инновационных технологий формирования здоровья и физической культуры дошкольников зависит от того, насколько естественны и благоприятны условия жизнедеятельности ребенка в детском саду.

Условия детского сада должны соответствовать возрастным потребностям роста и развития ребенка и обеспечивать его гармоничное развитие, обучение и воспитание.

Один из самых важных и мощных естественных стимуляторов роста и развития ребенка в детском саду - двигательная активность, которая оказывает влияние на формирование физиологических систем организма в соответствии с природными закономерностями, обеспечивая его жизнедеятельность и успешную адаптацию к меняющимся условиям современного мира.

Образ жизни и здоровье современных дошкольников отражают негативное влияние цивилизованного мира. Основная причина ухудшения здоровья детей - их недостаточная двигательная активность, которая не обеспечивает полноценное развитие и психофизическое здоровье.

Важнейшее направление деятельности ресурсного центра «Здоровый ребенок» - формирование оздоровительной физической культуры и культуры здоровья ребенка. Поэтому творческие коллективы экспериментальных городских площадок ресурсного центра разрабатывают и внедряют инновационные технологии оптимизации двигательной активности детей, создания здоровьесберегающей среды, проектирование физкультурно-игровой среды, образовательные технологии и технологии взаимодействия детского сада с семьей и социумом.

Формирование здоровья ребенка обеспечивается таким уровнем двигательной активности, который учитывает индивидуальные и возрастные особенности организма, соответствует функциональным возможностям и определяет необходимые условия для его гармоничного развития. Это позволяет достигать максимальную профилактическую, оздоровительную и развивающую эффективность двигательной активности ребенка в условиях детского сада.

Деятельность ресурсного центра «Здоровый ребенок» аккумулирует современный опыт формирования здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях и направлена на создание технологий личностно ориентированной двигательной активности и оздоровительно-развивающей физической культуры.

Для повышения оздоровительного и развивающего эффекта двигательной активности ребенка в детском саду проводится объективная индивидуальная оценка функциональных резервов его организма. Дети с низким уровнем функциональных резервов и укрепления здоровья составляют группу риска. Для таких детей разрабатываются дополнительные индивидуальные программы повышения функциональных резервов и укрепления здоровья.

Для реализации личностно ориентированной двигательной активности и оздоровительной физической культуры детей в ресурсном центре создана физкультурно-игровая среда, предоставляющая им свободу выбора игр, пособий, тренажеров, которые отвечают внутренним потребностям и желаниям.

Особую значимость в формировании здоровья детей дошкольного возраста имеют периоды адаптации организма ребенка к различным социальным условиям, связанным с поступлением в детский сад и подготовкой к школе. Трудно протекающая адаптация истощает нервную систему ребенка, снижает его защитные силы, способствует формированию функциональных отклонений и заболеваний. Высокая цена адаптации снижает функциональные резервы организма. Ребенок начинает часто болеть, происходит ослабление его организма и формирование хронических заболеваний. Нарушаются процессы естественного роста и развития.

В ресурсном центре педагоги и специалисты используют современные методы и средства, направленные на обеспечение успешной психической и физической адаптации детей к условиям детского сада.

Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих также необходимое условие воспитания здорового ребенка в детском саду. Дети активно вовлекаются в творческий процесс созидания - они рисуют, сочиняют и рассказывают истории о здоровье, а также придумывают свои игры и упражнения.

Результативность педагогического процесса во многом зависит от того, насколько активно участвуют в нем родители. Ведь творчество должно быть обязательно взаимным. Совместное участие родителей и детей в праздниках, викторинах, посвященных физической культуре и здоровью, - это неотъемлемая часть созидания здоровья.

Ресурсный центр «Здоровый ребенок» создан на базе детского сада комбинированного вида №2565 Восточного окружного управления образования в январе 2008 года. В него входят 9 экспериментальных площадок - дошкольных учреждений разного вида трех округов Москвы, объединенных одним направлением работы. Ресурсный центр организовал сетевое взаимодействие с 37 детскими садами разных округов столицы по реализации экспериментального проекта. Коллектив каждого учреждения разрабатывает индивидуальные темы, направленные на формирование физической культуры и здоровья дошкольника.

Ресурсный центр живет активной, интересной жизнью, делится своим опытом работы на семинарах-практикумах, мастер-классах; представляет материалы на выставках всесоюзного и городского значения («Дни московского образования на ВВЦ», «Итоги Года семьи в России», «Школьная ярмарка от А до Я», выставка V Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России») и является активным участником научно-практических и интернет-конференций («Современный ребенок - какой он?», «Создание технологий оздоровительной физической культуры и личностно ориентированного здоровьесбережения дошкольников в условиях детского сада»).

Обобщенный опыт деятельности ресурсного центра отражается в методических пособиях «Шаги к здоровью» (в 3 частях) для массового использования в детских садах Москвы с целью сохранения и укрепления здоровья детей.