- Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, невозможно сформировать здоровье в будущем. Широкая распространенность различных заболеваний у детей указывает на особую актуальность и своевременность реализации одного из важных социально значимых направлений совместного пилотного проекта Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» в рамках экспериментальной деятельности ресурсного центра «Здоровый ребенок».

Ресурсный центр «Здоровый ребенок», организованный на базе детского сада №2565 Восточного округа, - это уникальный центр, в котором обобщается практический опыт, разрабатываются и апробируются современные технологии оздоровительной физической культуры и личностно ориентированного здоровьесбережения дошкольников в образовательных учреждениях разного вида. В состав ресурсного центра вошли десять городских площадок Москвы, которые работают по экспериментальному проекту. В сеть ресурсного центра вошли также 27 дошкольных учреждений из разных округов Москвы.

Наш проект направлен на воспитание здорового поколения и формирование культуры здоровья у дошкольников. В дошкольный период детства закладываются основы здоровья и физического развития. Дети наиболее чувствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом. Поэтому важнейшей задачей ресурсного центра является создание оптимальных условий в детском саду для укрепления здоровья и эмоционального благополучия детей, всестороннего их развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Что для этого делает ресурсный центр? Мы совершенствуем процесс физического воспитания детей в детском саду, который осуществляется на основе внедрения элементов креативной педагогики, формирующих активную позицию детей в отношении своего здоровья. На экспериментальных площадках разрабатываются образовательные технологии формирования культуры здоровья у дошкольников, обсуждаются они с педагогами, психологами, медицинскими работниками и другими специалистами.

На конференциях, «круглых столах», семинарах, проходящих на базе ресурсного центра, были подняты и обсуждены вопросы создания здоровьесберегающей среды, проблемы проектно-исследовательской деятельности детей и взрослых, подготовлены статьи и методические пособия «Шаги к здоровью». Во многих дошкольных учреждениях интересно прошли городские физкультурные праздники, «Веселые старты», «Олимпийские игры», Всемирный день здоровья и День физкультурника.

Следует отметить, что на формирование здорового образа жизни ребенка откладывает отпечаток и государственная политика в области оздоровления населения. Правительство Москвы и Департамент образования реализуют «Московскую концепцию детства», программы, направленные на развитие физкультуры и массового спорта. Поэтому важное направление деятельности ресурсного центра - работа по взаимодействию ДОУ с семьей и просвещение родителей в области здоровья и физической культуры детей.

В процессе экспериментальной деятельности творческие коллективы, входящие в сеть ресурсного центра, проводят агитационную работу и большое количество разных мероприятий, повышающих квалификацию дошкольных работников. Наиболее значимые из них - презентация ресурсного центра «Здоровый ребенок», проведение городской конференции по созданию и внедрению технологий оздоровительной физической культуры и личностно ориентированного здоровьесбережения в условиях детского сада.

Предварительные результаты экспериментальной деятельности ресурсного центра свидетельствовали о положительной динамике состояния здоровья и психофизического развития детей. Дети стали меньше болеть, больше интересоваться подвижными играми и спортивными упражнениями, получили элементарные знания о культуре здоровья, стали более самостоятельными, выносливыми и активными в разных видах детской деятельности.

Перспективой деятельности ресурсного центра «Здоровый ребенок» является создание методического пособия для педагогов и специалистов ДОУ, включающее инновационные технологии физического воспитания детей в условиях детского сада и семьи.